Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


Философско-психологическая теория С. Л. Рубинштейна

Деятельностный подход (формулируемый так же, как принцип единства сознания и деятельности) разрабаты­вался А. Н. Леонтьевым в развитие идей Л. С. Выготского.

Мы уже упоминали о том, что деятельностный подход разрабатывался независимо от этой линии основателем другой психологической школы Сергеем Леонидовичем Ру­бинштейном (1889—1960) и был им обозначен впервые уже в начале 20-х гг., при рассмотрении принципа творческой самодеятельности (любая деятельность является самосто­ятельной и творческой — одна из важнейших мыслей С. Л. Рубинштейна).

По словам С. Л. Рубинштейна, субъект в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Если для школы Л. С. Выготского центральным является процесс интериоризации, то в теории С. Л. Рубинштейна исход­ным выступает действие, «проникающее» в объективную действительность и, по образному выражению Сергея Ле­онидовича, несущее мышление на своем острие.

Через принцип деятельности С. Л. Рубинштейн прео­долевает недостаток, характерный, по его мнению, для традиционной психологии сознания и механистических концепций, где мир и сознание противопоставлены друг другу: деятельность выводит человека в мир и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны.

Деятельность — один из уровней (важнейших уров­ней!) изначально практического и всегда непрерывного взаимодействия человека с миром. Если для Л. С. Выгот­ского главным моментом, определяющим развитие, явля­ется знак (вспомните различение натуральных и высших психических функций), то для С. Л. Рубинштейна — дея­тельность; если для Л. С. Выготского знаки порождают че­ловеческие формы поведения, то для С. Л. Рубинштейна, напротив, практические действия делают возможным овладение речью.

Чем определяется деятельность? Деятельность опреде­ляется своим объектом, говорит С. Л. Рубинштейн, и, ка­залось бы, здесь можно усмотреть аналогии с подходом бихевиористов — внешние причины определяют актив­ность; однако — и это принципиально •— деятельность определяется своим объектом не прямо, а через ее «внут­ренние» закономерности; вообще, внешние причины дей­ствуют через внутренние условия. Последнее положение фиксирует предложенное С. Л. Рубинштейном понимание принципа детерминизма. При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступа­ет личность, имеющая сложную многоуровневую структу­ру; с точки зрения С. Л. Рубинштейна, все психические процессы могут рассматриваться как процессы личности. С. Л. Рубинштейн отличает деятельность от поведе­ния; точнее сказать, поведение — особая форма деятель­ности, причем для С. Л. Рубинштейна поведение — нечто противоположное тому, что имеют в виду бихевиористы. Деятельность становится поведением тогда, когда мо­тивация человеческих действий из предметного плана (в данном случае имеется в виду «вещная» сфера) переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реа­лизуются при посредстве предметных). Главное в поведе­нии — отношение к моральным нормам. Если единицей анализа деятельности выступает действие, то единицей анализа поведения является поступок. Отметьте отличие в

подходах к рассмотре­нию деятельности С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева: если для А. Н. Леонтьева деяте­льность является уни-

Брушлинский Андрей Владимирович — доктор психологических наук, профес­сор, член-корреспондент РАН, акаде­мик РАО и АПСН, директор Института психологии РАН.

версальным объяснительным понятием, то С. Л. Рубинш­тейн, как отмечает один из крупнейших его последовате­лей А. В. Брушлинский, не сводил все многообразие взаи­модействия человека с миром к одной лишь деятельности.

В отношении же структуры деятельности обоими вы­дающимися психологами были разработаны во многом сходные позиции: С. Л. Рубинштейн описывал деятель­ность через цели, мотивы, действия, операции.

Отметим еще один важный момент. Психическое С. Л. Рубинштейн рассматривал прежде всего как процесс,движущийся, непрерывный, формирующийся, воплощаю­щийся в продукты (результаты) — образы, понятия, состоя­ния и др.; сам же процесс включает прерывные операции, но не сводится к ним.

Наиболее ярко это было показано на примере мышле­ния, включающего логические, математические и др. опе­рации; при этом мышление как процесс связано с мышле­нием как деятельностью личности, то есть с мотивацией, способностями. Как отмечает А. В. Брушлинский, такой подход позволяет по-новому определить предмет психо­логии. Психология, понятая с позиций С. Л. Рубинштей­на, изучает психическое как живой непрерывный процесс (в соотношении с его продуктами), участвующий в регуля­ции всего взаимодействия человека с миром.

Крупнейшие последователи С. Л. Рубинштейна — Ксе­ния Александровна Абульханова, Андрей Владимирович Бруш­линский, развивают на базе идей своего учителя принцип субъектности — представление о человеке как активном преобразующем мир и самого себя существе.

Школы Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна — дале­ко не единственные крупные школы в отечественной пси­хологии, хотя в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетные.





 

Читайте также:

Общее представление о групповой психотерапии

Основные качества психолога Квалифицированного Неквалифицированного

Психолог как личность и профессионал

Практический психолог как творец

Проблема профессиональных деструкции в развитии психолога

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»

Просмотров: 1590

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.198.187.30