Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Загрузка...

Основные отрасли психологии

При обсуждении связи психологии с другими науками мы очертили — хотя и далеко не полностью — круг различ­ных психологических дисциплин, то есть отраслей психо­логии, затронув тем самым вопрос о структуре современ­ной психологии. Постараемся сделать это более система-тизированно, хотя это не всегда легко: отрасли психологии возникают и развиваются не по воле единого методолога, предписывающего науке логику развития, но прежде всего исходя из требований жизни, практики. В связи с этим лю­бая схема будет условной, и сложные процессы дифферен­циации и интеграции психологических дисциплин оста­нутся за ее пределами.

Поскольку в настоящее время нет единой общеприня­той классификации отраслей психологии (или так называ­емых «психологических наук»), сначала рассмотрим их в некотором соответствии и с теми учебными дисциплина­ми, которые предусмотрены в учебном процессе при под­готовке психолога.

Фундаментальная часть психологии представлена об­щей психологией— дисциплиной, пытающейся найти от­веты на принципиальные вопросы, встающие перед пси­хологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического позна­ния, сформулировать основные закономерности сущест­вования и развития психической реальности. Наиболее глобальные из интересующих ее вопросов (мы имели воз­можность отчасти их проследить при рассмотрении ста­новления предмета психологии): что такое психика? Ка­ковы ее структура и функции? По каким законам она раз­вивается в филогенезе и онтогенезе? Каковы уровни ее развития и по каким критериям их можно выделить? Как соотносятся психика и мозг? Какую роль в психическом развитии играют врожденное и приобретенное? биологи­ческое и социальное? Каковы критерии различения нор­мального и аномального развития психики?

Помимо проблем, относящихся к психике в целом, общая психология рассматривает более частные, относя­щиеся к конкретным психическим процессам, состояни­ям и свойствам. Поскольку основной интерес для психо­логии представляет человек, общая психология обсужда­ет в первую очередь вопросы, связанные с личностью, де­ятельностью, общением, познавательными процессами человека, изучая их как в теоретическом плане, так и экс­периментально. (Иногда как об отдельных дисциплинах в рамках общей психологии говорят о психологии лично­сти, психологии деятельности, Ъсихологии познаватель­ных процессов.)

Основные вопросы, поднимаемые общей психоло­гией, стоят в центре более частных отраслей психологиче­ской науки, являющихся относительно самостоятельны­ми областями знания (частично мы рассматривали их в предыдущем разделе). Так, проблемы развития психики в филогенезе специально рассматриваются в сравнительной психологии и зоопсихологии(сравнительная психология делает акцент на сопоставлении психики животных и че­ловека, зоопсихология — наука о психике животных; ино­гда их объединяют под приводившимся названием «эво­люционная биопсихология»); закономерности онтогене­тического развития психики в связи с возрастом — в пси­хологии развития; соотношение мозга и психики — в пси­хофизиологии и нейропсихологии;проблемы аномального развития психики — в специальной психологии;законо­мерности взаимодействия личности и социума, формиро­вания и развития групп—в социальной психологии;законо­мерности трудовой деятельности — в психологии труда;индивидуально-психологические особенности челове­ка—в дифференциальной психологии;закономерности обучения и воспитания, а также особенности педагогиче­ской деятельности — в педагогической психологии.

Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относи­тельно автономные теоретические представления и, в свою очередь, включает ряд более частных дисциплин, со­относимых с отдельными аспектами проблематики. Так, в психологии развития (возрастной психологии) выделяют­ся: детская психология (со своим подразделением по воз­растам), психология подростка, психология юности, пси­хология взрослости, психология пожилого возраста и ста­рости (геронтопсихология). Специальная психология

включает патопсихологию, изучающую закономерности распада психической деятельности при заболеваниях; олигофренопсихологию, изучающую особенности умст­венно отсталых; тифлопсихологию (психология слепых), сурдопсихологию (психология глухих).

Социальная психология в качестве основных разделов включает психологию общения и взаимодействия людей, психологию групп, социальную психологию личности.

Чрезвычайно разветвленной является психология тру­да, дающая основу для развития областей психологиче­ского знания, соотносимых с конкретными видами чело­веческой деятельности. К ним относятся инженерная пси­хология, изучающая деятельность человека в системе «че­ловек — машина», авиационная психология, психология управления и др.

Такое «членение» психологии не означает отсутствия связи между названными областями. Напротив, целый ряд психологических дисциплин оказывается возможным толь­ко благодаря их взаимодействию, апеллируя к наработан­ным в них теоретическим схемам, экспериментальным данным, методам работы. Проследим это на примере пе­дагогической психологии — дисциплины, изучающей, как вы помните, психологические проблемы обучения и вос­питания. Общая психология «отдает» ей знания об общих закономерностях развития личности и познавательных процессов; дифференциальная психология — принципы и способы выявления индивидуальных особенностей — основы индивидуального подхода; возрастная психоло­гия — знания о закономерностях развития психики на раз­личных возрастных этапах и методах контроля хода разви­тия, без чего невозможен выбор содержания и методов обучения и воспитания; социальная психология — знания об особенностях общения (а обучение и воспитание — это специфически организованный процесс общения), зако­номерностях развития и взаимодействия групп (класса, школы, педагогического коллектива), взаимодействия личности и группы (ученик—класс, учитель — класс, учи­тель — педагогический коллектив); специальная психоло­гия дает основы для отбора учащихся в специальные учеб­ные заведения и построения там учебно-воспитательного процесса; психология труда учителя входит составной ча­стью в педагогическую психологию.

Как видите, в нашем разговоре оказалось невозмож­ным обсуждать только фундаментально-научные аспекты психологии: мы затрагивали и прикладные ее аспекты, что естественно. Этих последних, однако, мы специально кос­немся в соответствующем разделе.





 

Читайте также:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Трансперсональная психология

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»

Просмотров: 2670

 
 

54.92.128.223 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.