Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Психологический тренинг как метод практической психологии

Под тренинговыми группамив настоящее время пони­мают все специально созданные малые фуппы, участники которых при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентиро­ванный на оказание помощи каждому в решении разнооб­разных психологических проблем и в самосовершенство­вании (в частности, в развитии самосознания).

Групповой психологический тренингпредставляет собой совокупность активных методов практической психоло­гии, которые используются с целью формирования навы­ков самопознания и саморазвития. При этом тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической пси­хотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда со­матических заболеваний, так и в работе с психически здо­ровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.

В настоящее время в литературе и практической работе термин «тренинг» трактуется гораздо шире, чем он пони­мался всего лишь несколько лет назад. Так, известный специалист в области нейролингвистического програм­мирования и акмеологии А. П. Ситников дает такое опре­деление тренинга: «Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учеб­ную и игровую деятельность, проходящие в условиях мо­делирования различных игровых ситуаций» (1996. С. 144).

Расширение границ использования этого понятия связа­но, прежде всего, с увеличением диапазона целей, значите­льно более широкого по сравнению с ранее определявшими­ся целями (развитие компетентности в общении). Так, целя­ми специально организованных тренингов становятся лич­ностный рост, обучение новым психологическим техноло­гиям или отработка новых поведенческих паттернов.

Специфическими чертами тренингов,позволяющими выделять их среди других методов практической психоло­гии, являются:

соблюдение ряда принципов групповой работы;

• нацеленность на психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом такая помощь исхо­дит не только (а порой и не столько) от ведущего, сколько от самих участников;

наличие более или менее постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);

определенная пространственная организация (чаще все­го — работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);

акцент на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в си­туации «здесь и теперь»;

применение активных методов групповой работы;

объективация субъективных чувств и эмоций участни­ков группы относительно друг друга и происходяще­го в группе, вербализованная рефлексия;

атмосфера раскованности и свободы общения между участниками, климат психологической безопасности.

Тренинги, будучи формой практической психологиче­ской работы, всегда отражают своим содержанием опреде­ленную парадигму того направления, взглядов которого придерживается психолог, проводящий тренинговые за­нятия. Таких парадигмможно выделить несколько:

1. Тренинг как своеобразная форма дрессуры,при которой жесткими манипулятивными приемами при помощи поло­жительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного подкрепления «стираются» вредные, ненужные, по мнению ведущего;

2. Тренинг как тренировка,в результате которой проис­ходит формирование и отработка умений и навыков эф­фективного поведения;

3. Тренинг как форма активного обучения,целью кото­рого является, прежде всего, передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков;

4. Тренинг как метод создания условий для самораскры­тияучастников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Парадигмы расположены в списке по степени умень­шения уровня манипулятивности ведущего и возрастания ответственности за происходящее на тренинге и осознан­ности участников группы.





 

Читайте также:

Виды и методы психологического консультирования

Психолог как личность и профессионал

Наука и другие способы познания

Важнейшие задачи психопрофилактической работы

Проблемы самопомощи в деятельности практических психологов

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»

Просмотров: 1141

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам