double arrow

Раздел 5. Природа как основа человеческого бытия

Важной особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в природной иерар­хии. Что такое природа? В каком отношении с ней находятся че­ловек, общество? Ответы на эти и другие вопросы различные фи­лософы давали разные.

Одно из первых упоминаний о природе сохранили и донесли до нас памятники Античности. В то время формировалось общее представление о Вселенной, ее строении, месте Земли во Вселен­ной, роли человека и общества, его связи с Космосом. От Пифа­гора идет представление о Земле как шарообразном теле. Аристо­тель «накрыл» Землю хрустальным куполом, на котором находят­ся звезды. Природа здесь не противопоставлялась человеку, а трактовалась как центр логоса, эталон организации, мерило муд­рости.

Существенно меняется отношение к природе с утверждением христианства, которое рассматривает ее как воплощение матери­ального первоначала, как «низ», противостоящий духовному Аб­солюту, т. е. Богу. Схоластическая философия, опираясь на учение греческого астронома, математика и географа Клавдия Птолемея, считала Землю неподвижным центром Вселенной.

В эпоху Возрождения одним из главных достижений фило­софской мысли было развитие натурфилософии. Она выдвинула ряд глубоких материалистических и диалектических идей. Вы­дающимся научным открытием, которое способствовало освобо­ждению естествознания из-под власти религии, было создание Николаем Коперником (1473-1543) гелиоцентрической системы мира. Он обосновывал, что Земля - одна из рядовых планет и вращается как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца. Таким об­разом, была поставлена под сомнение теория геоцентризма. Итальянский философ Джордано Бруно (1548-1600) выдвинул идею о бесконечности природы и бесчисленности миров. Его со­отечественник физик, астроном и математик Галилео Галилей (1564-1642) подтвердил гипотезу об аналогичности строения земных и небесных космических тел, открыл планеты Солнечной системы.

В Новое время природа впервые стала объектом тщательного научного анализа. Объектом науки считалась природа, а ее це­лью - превращение природы в царство человека. Природу нача­ли понимать как объект интенсивной преобразовательной дея­тельности и как кладовую, из которой человек может брать без меры и без конца. Такое мнение высказано в известных словах тургеневского Базарова «Природа - не храм, а мастерская, а че­ловек в ней - работник».

Во второй половине XX столетия под влиянием научно-техни­ческой революции значительно выросли масштабы, и изменился сам характер взаимодействия природы и человека. Это нарушило относительное равновесие, сложившееся между ними, и привело к возникновению ситуации, которая таит в себе опасность, как для природы, так и для человека. Вот почему эта проблема стоит в центре внимания не только так называемых природоведческих наук, но и философии.

Что же такое природа с точки зрения современной филосо­фии?

Термин «природа» в научной литературе употребляется в двух значениях - в широком и узком.

В широком понимании слова «природа» - это бытие, Все­ленная, объективный мир в бесконечном многообразии его форм. В этом значении общество является частью природы. В бо­лее узком понимании «природа» - это часть объективного мира, с которой взаимодействует общество. В философии ее преимуще­ственно называют природной (географической) средой. Понятие «природная среда» имеет важный практический смысл, потому что акцентирует внимание на той части природы, в центре кото­рой находится человек и которая является средой его обитания.

Объем природной среды не остается постоянным. Он увели­чивается по мере углубления познания и расширения масштабов преобразующей деятельности человека. Сегодня природная среда включает в себя земную кору, почвенный покров, воду, растительный и животный мир, нижние слои атмосферы и ближний космос.

Формирование представлений о природной среде, непосред­ственно окружающей человека, привело к созданию учения о биосфере. Оно было создано трудом многих исследователей при­роды. Сам термин «биосфера» (от греч. bio — жизнь и sphaira — шар) впервые применил австрийский геолог Эдуард Зюсс (18311914), называя им оболочку Земли, наполненную жизнью. Осо­бый вклад в разработку учения о биосфере внес первый прези­дент Украинской академии наук Владимир Вернадский (1863— 1945). В 1926 г. он написал книгу под названием «Биосфера». В этом труде Вернадский показал, что биосфера - это оболочка земного шара, в которой существует или существовала жизнь.

С 70-х годов XX в. в философии существует система измере­ний видения биосферы. Первое измерение —геологическое, вто­рое — геохимическое, третье — экологическое, четвертое — био­тическое.

Геологическое измерение биосферы охватывает три оболочки: литосферу (верхняя оболочка земного шара толщиной 3—11 км на суше и 0,5—10 км под дном океана); гидросферу (совокуп­ность вод планеты — 1,6 млрд. куб. км); атмосферу (газообразная оболочка Земли).

Геохимическое измерение включает такие компоненты: биоко­стное вещество (почва, вода); биогенное вещество (уголь, нефть, торф и др.); живое вещество. Экологическое измерение охватывает экологические системы, или биогеоценозы (болота, водоемы, по­ля, луга, леса). Биотическое измерение структуры биосферы вклю­чает такие компоненты: животный мир (1,5 млн. видов), расти­тельный мир (500 тыс. видов).

Все названные компоненты биосферы существуют не изоли­рованно, а во взаимосвязи, образуя единую систему. Зная исто­рию формирования биосферы, законы, которые управляют жизнью природных компонентов, также учитывая взаимное влияние живого вещества и энергии, ученые с полным основанием рассматривают природу как единую систему.

Таким образом, природа – это все досоциальные ступени развития материи, а общество ее наивысшая ступень. Общество – это часть материального мира, отделившаяся от природы и представляющая собой форму исторически развивающейся жизнедеятельности людей. Став особой формой движения материи, общество не порывает своих отношений с природной средой. Они пребывают в органической связи и единстве. Это проявляется, во-первых, в том, что общество возникло как продукт природы,

ды, в результате ее длительной эволюции. Единство природы и общества заключено в самом генезисе общества. Фактически это доказывается принципиальной общностью строения многих ор­ганов человека и животного, общностью их биологических и фи­зиологических функций (дыхание, пищеварение, размножение, ассимиляция, диссимиляция и др.); во-вторых, общество не мо­жет существовать отдельно и независимо от природы. Человек живет природой, она — его часть, с ней человек, чтобы не уме­реть, должен оставаться в процессе постоянного общения. В-третьих, единство природы и общества заключается в их мате­риальности. Материальность находит свое выражение в общей связи процессов и предметов; все формы движения материи раз­виваются в пространстве и времени. Природа и общество сущест­вуют объективно, вне сознания человека и независимо от него. В-четвертых, единство между обществом и природой подтвер­ждается тем, что в обществе, как и в природе, действуют единые, общие законы развития.

Таким образом, между природой и обществом существует диалектическое единство. Но между ними есть и глубокое качест­венное отличие. Оно проявляется в том, что общество представ­ляет собой качественно более высокую форму организации мате­рии. В силу этого законы природы и законы общества, невзирая на объективный характер и тех и других, существенно отличают­ся друг от друга:

а) если законы природы действуют как «слепая» необходи­мость, то законы общественного развития реализуются через соз­нательную, целеустремленную деятельность людей;

б) если законы природы вечны, то законы общества ограничены временем существования человеческого общества, а некоторые — рамками одной или нескольких общественно-экономических формаций;

в) если в природе действуют и динамические, и статические закономерности, то общественные законы носят только статиче­ский характер и представляют собой законы-тенденции, в кото­рых историческая необходимость пробивает себе путь через массу случайностей;

г) общественные законы познавать сложнее, чем законы при­роды, потому что они действуют более скрыто, через людей, внешне, случайно. Важнейшее различие общества и природы находит свое выра­жение в принципиальном отличии человеческого труда от деятельности животных. Первым и главным здесь является то, что человек активно влияет на природу, а не просто приспосаблива­ется к ней, что характерно для животных. Человеческий труд пре­дусматривает системное использование орудий труда, самое глав­ное — производство для удовлетворения постоянно возрастаю­щих потребностей. Следующее отличие человеческого труда заключается в его целенаправленности. Животное строит так, как генетически побуждает его природа. Человек же сначала модели­рует будущий результат творчества в сознании, а затем благодаря труду переносит его в реальность. Еще одно отличие человече­ского труда заключается в том, что он с самого начала имеет об­щественный характер и немыслим вне общества.

Всю историю взаимодействия общества и природы подразде­ляют на четыре периода: 1) присвоения; 2) аграрный; 3) индуст­риальный; 4) ноосферный.

Первый период — присвоения — определяется способом добы­вания средств существования. Второй и третий отвечают домини­рующему виду производства — сельскохозяйственному или про­мышленному. Четвертый связывается с возникновением ноосфе­ры. А что такое ноосфера?

Мы выяснили, что биосфера является сферой жизни, т. е. ча­стью Земли, заполненной жизнью или продуктами жизнедеятель­ности. С появлением человека и общества возникает своеобраз­ное ускорение эволюционных процессов. Разум человека вносит качественные изменения в характер земной эволюции. Человек создает новые технологии, привлекает к жизнедеятельности новые ресурсы планеты и одновременно изымает из круговорота хими­ческих элементов в природе все большее количество веществ. Та­ким образом, человек предстает как геолого-производительная сила, могучий фактор дальнейшего развития планеты. С появле­нием человека и его рационально-технологической деятельности биосфера приобретает новое качество — ноосферы, в которой жизненные процессы происходят как рациональные, технологи­чески обоснованные, морально выверенные. Следовательно, ноосфера — это сфера разума (от греч. noos — разум), сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность выступает опреде­ляющим фактором развития. Понятие «ноосфера» впервые ввели в науку французские уче­ные Эдуард Jlepya и Пьер Тейяр де Шарден в 20-е годы XX в. Важ­ная роль в теоретическом обосновании идеи ноосферы на мате­риалистической основе принадлежит академику Владимиру Вер­надскому. Он считал, что к формированию ноосферы приводят два относительно самостоятельных и одновременно взаимосвя­занных процесса: эволюция биосферы и эволюция социума. В теоретическом измерении ноосфера предстает как сочетание на­ук о природе с науками о человеке; в практическом измерении — это сфера бытия природы и человека.

Важнейшими элементами ноосферы являются а) люди и их деятельность, человеческий разум во всех формах проявления; б) техника, транспортная связь, различные виды электростанций и др.; в) культурно-экономические комплексы; г) часть живой и неживой природы, которая служит объектом вмешательства человека. Например, вмешательство в генофонд растений, животных и самого человека, влияние на изменение климата, изменения течения рек, уровня воды в мировом океане, загрязнение атмосферы, вод и почвы канцерогенными вещества­ми, радиоактивным излучением и т. п.

Как видим, структура ноосферы сложная. Но главный ее эле­мент — человек, взаимодействующий с многоликой природной средой и изменяющий ее. Несмотря на то что ноосфера получает начальное развитие в географической среде, она не ограничена рамками нашей планеты. Ноосфера имеет тенденцию к постоян­ному расширению, превращаясь в структурный элемент космоса.

Таким образом, природа — объективная материальная действительность во всем многообразии и единстве ее форм. Она первично дана, не создана человеком, предшествует обществу и человеческой жиз­недеятельности, являясь их всеобщей и необходимой предпосыл­кой. Оболочкой Земли, в которой существует или существовала жизнь, является биосфера. Ноосфера представляет собой выс­шую стадию биосферы и связана с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совер­шенствуя технику, трансформирует природу в соответствии со своими потребностями. Этот процесс характеризуется возникно­вением новых форм обмена веществ и энергии между обществом и природой, растущим биогеохимическим и иным влиянием че­ловека на биосферу.

5.1 Взаимодействие природы и общества

Связь общества с природой, как уже отмечалось, состоит не только в их общем существовании, в активном взаимодействии друг с другом. В системе «природа — общество» более подвиж­ным является второй элемент, причем темп исторического разви­тия общества непрерывно ускоряется. Сама же природа за время пребывания на Земле человеческого общества существенных из­менений не претерпела. Поэтому коренные причины каких-либо изменений во взаимодействии природы и общества нужно искать прежде всего в тех новых процессах, которые возникают в про­мышленной, социально-политической и духовной сферах обще­ственной жизни. Более того, характерная черта современного эта­па взаимодействия природы и общества заключается в том, что об­щество оказывает настолько значительное влияние на природу, совершает в ней настолько характерные изменения, что именно это в большинстве случаев определяет и характер обратного про­цесса — влияния природы на развитие общества. Значит, и саму проблему взаимодействия природы и общества следует рассматри­вать в первую очередь как проблему социальную.

Сначала рассмотрим основные направления влияния приро­ды на общество:

1.природа дает средства к существованию. Она предоставля­ет материалы и энергию, необходимые для жизнедеятельности людей. Общество находит в природе пресную воду для жизни, потребностей сельского хозяйства и промышленности, воздух — для дыхания и горения, а также природные пути сообщения, строительные материалы и т. п.;

2.природа влияет на размещение производительных сил об­щества и специализацию экономики. Например, не случайно на­селение Исландии и Норвегии в своем абсолютном большинстве традиционно занималось рыбным промыслом, а население Егип­та — выращиванием хлопка; трудовая деятельность в Чили связа­на с добычей меди, в Венесуэле — с нефтью. Наличие гидроре­сурсов накладывает отпечаток на характер энергетики;

3.природа ускоряет или замедляет развитие производитель­ных сил. Влияние этого фактора было особенно значительным на ранних стадиях общества, хотя он важен и поныне. Со временем, с развитием производительных сил и увеличением власти челове­ка над природой, значение его будет неуклонно снижаться;

4.природа может уничтожать результаты человеческой дея­тельности. Такие естественные явления, как засухи, наводнения, извержения вулканов, землетрясения, способны затормозить раз­витие общества;

5. природа влияет на формирование и развитие общественно­го сознания. Например, с открытием теории относительности су­щественно изменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы; развитие современной космоло­гии обогатило представление о направленности природных про­цессов; достижения физики микромира служат значительному распространению принципа причинности; прогресс экологии привел к пониманию глубинных принципов целостности приро­ды как единой системы.

Следовательно, природная среда оказывает разнообразное влияние на развитие общества. Однако переоценивать его не сле­дует. Есть ученые, которые абсолютизируют роль природной сре­ды или отдельных ее элементов в жизни общества. Это предста­вители натуралистических концепций развития общества и после­дователи так называемого географического детерминизма. Эти концепции были очень распространены в XIX в.

В XX в. получило развитие еще одно течение географического детерминизма — геополитика. Эта доктрина пыталась оправдать захватническую политику государств особенностями природной среды, в частности, их географическим положением, богатством или бедностью недр, темпами прироста населения и т. п. Особен­но распространилась геополитика в фашистской Германии (на­ряду с расизмом она стала ведущей доктриной фашизма) и в Япо­нии.

Анализируя роль в жизни общества географической среды как части природы, которая на данный исторический момент включена в процесс общественного производства, не следует ни пренебрегать ее влиянием, ни абсолютизировать его. Роль клима­тических условий, полезных ископаемых, водных ресурсов и т. п. чрезвычайно велика. Однако нельзя не отметить и другого: в оди­наковых климатических поясах различные народы живут совсем по-разному. Очевидно, дело не в «географии», хотя ее не следует сбрасывать со счетов, а в экономике, системе производства, орга­низации деятельности, управлении, политической системе и культуре. Нужно принимать во внимание все факторы общест­венного развития и в первую очередь — уровень развития произ­водительных сил. В зависимости от их совершенствования меня­ются роль и значение природных факторов в общественном про­цессе.

Параллельные линии от «природы» до «производительных сил» выражают относительную неизменность действия природ­ных условий на всех этапах истории общества. Это влияние на жизнь людей детерминировано уровнем развития производитель­ных сил. По мере их совершенствования происходит вовлечение в процесс производства новых компонентов природной среды и уменьшается зависимость общества от естественных факторов. Следовательно, материальное благосостояние общества создает­ся прежде всего трудом, а уже потом — географическими усло­виями и иными факторами.

Мы рассмотрели влияние природной среды на общество. Но взаимодействие общества с природой осуществляется и путем его обратного влияния. Это проявляется в таких направлениях.

1) общество расширяет объем и пределы использования при­родной среды. Современная наука утверждает, что человек ра­зумный возник в некоторых отдельных районах нашей планеты и постепенно расселился по всему миру. Теперь уже вся поверх­ность земного шара освоена человеком. Недавно он вышел в кос­мос и начал использовать его в своих целях;

2) общество изучает и осваивает природу «вглубь». Это прояв­ляется, с одной стороны, в изучении уже известных естественных явлений на уровне микропроцессов, а с другой — в открытии и промышленном использовании неизвестных раньше свойств и законов природы;

3) общество усиливает интенсивность использования природ­ных ресурсов путем: а) увеличения объема использования при­родных ресурсов (увеличивается добыча полезных ископаемых, расширяются посевные площади и др.); б) вовлечения в произ­водственную деятельность природных процессов, которые рань­ше не использовались (энергия приливов, геотермальных источ­ников, естественные свойства вечной мерзлоты); в) повышения эффективности использования природных ресурсов (культива­ция земли, более полное использование минерального сырья и др.);

4) общество влияет на структуру окружающей природной сре­ды. Под влиянием производственной деятельности человека не только существенно меняется ландшафт, но происходят также изменения в тепловом и энергетическом балансе среды, меняется состав веществ, которые участвуют в геологических и особенно биологических круговоротах, а также сам характер этих кругово­ротов;

5) общество направляет свои усилия на воссоздание природы. Это вызвано так называемыми социально-экологическими про­блемами, к которым относятся: проблема исчерпаемости природ­ных ресурсов; проблема опасного для здоровья людей загрязне­ния окружающей среды; проблема роста народонаселения плане­ты. Кратко остановимся на этих проблемах.

Интенсивное развитие промышленности в начале XIX столе­тия быстро и в больших масштабах втянуло человечество в природотрансформирующую деятельность. Стали заметными не только позитивные, но и негативные последствия научно-техно­логического прогресса. Тогда же, в 60-х годах XIX в., немецкий натуралист Эрнст Генкель (1834—1919) ввел понятие «экология», объектами исследования которой являются организм, популяция и экосистема в неразрывном единстве с природной средой — все, что составляет биосферу.

Во второй половине XX в. вследствие бурного развития научно-технического прогресса в сотни раз увеличилась техногенная нагрузка на окружающую среду. Человечество включило в сферу производства 70% всей плодородной земли, 70% основных попу­ляций индустриально развитых стран, ежегодно из недр добыва­ется около 30 млрд. тонн полезных ископаемых; 1-1,5% этого сы­рья принимает форму потребляемого продукта, а 98,5% составля­ют отходы производства, большинство из которых вредны для человека. Ученые подсчитали, что если производство будет нара­щиваться такими же темпами, то железа человечеству хватит на 250, олова — на 35, меди — на 29 лет. До 2500 г. человечество ис­пользует запасы всех металлов, которые есть на нашей планете.

Угрожающих масштабов на Земле достиг «парниковый эф­фект» — концентрация углекислого газа и других химических ве­ществ в атмосфере. Идет разрушение озонового слоя — тонкой оболочки, которая содержится в стратосфере и предохраняет жизнь от гибельной ультрафиолетовой радиации Солнца; исто­щаются источники воздуха — за последние 500 лет человечество уничтожило 60% лесов. Вследствие загрязнения Мирового океа­на нефтью и нефтепродуктами меняются его свойства.

Человечество вступило в острый конфликт с условиями сво­его существования. Мы все воюем с природой, а нам необходимо мирное сосуществование с ней. И не только в узкопрактическом смысле, но и в широком моральном плане. Ведь мы призваны, не господствовать над природой (и, безусловно, не подчинять ее), а, будучи ее детьми, должны любить ее, как родную мать. Острое осознание возможного кризиса между обществом и природой диктует необходимость проведения умной экологиче­ской политики. Эта политика должна быть направлена на охрану и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и восстановление природных ресурсов, сохране­ние социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятель­ность и экологическую безопасность человека.

Основные направления экологической политики таковы:

а) усиление охраны вод, воздуха, земли, недр, растений;

б) совершенствование управления охраны природы;

в) внедрение безотходных и малоотходных технологий;

г) улучшение экологического образования и воспитания;

что экологическое образование должно предоставить человеку соответствующую сумму знаний о законах природного развития и помочь осознать свое место в этом процессе. Экологическое образование имеет непрерывный характер и обязательно допол­няется экологическим воспитанием. Комплекс экологического воспитания формирует не только экологическую сознательность, а прежде всего — действия человека, которые должны быть на­правлены на сохранение и улучшение природной среды, на гар­монию с ней и с обществом. Необходимо сформировать такое философское мировоззрение, которое бы могло достичь цели — помочь человеку осознать свое место в окружающей среде и по­нять свою роль относительно нее. Особенно важно в современ­ных условиях научить каждого человека отвечать за последствия своих действий, понимать и ощущать, что он является частью природной среды и от него зависит, как будет действовать систе­ма «общество — человек — природа».

Важным природным условием существования и развития об­щества является народонаселение. Это совокупность людей, жи­вущих в пределах определенной территории, страны или всего земного шара. Оно характеризуется рядом динамичных качеств: численностью, густотой и частотой заселенности, темпами рос­та, составом по полу, возрасту, национальности, языку, семей­ному положению, культурному уровню и т. д.

Все эти качества играют свою роль в жизни общества. Ведь для его развития не­обходим определенный минимум людей, без которого невоз­можна ни материальная, ни социальная, ни духовная деятель­ность.

 

Динамику населения Земли изучает специальная наука — де­мография (греч. demos — народ и grapho — пишу). Она исследует процессы воспроизводства народонаселения, под которым пони­мают конкретно

исторический процесс жизни населения, его не­прерывное бытие, восстановление, существование в виде сово­купности отдельных индивидов и различных социальных общностей, являющихся субъектами соответствующих общественных отношений. Основная задача современной демографии — выяс­нение причин изменений численности населения в связи с коле­банием рождаемости и смерти, процессами миграции, урбаниза­ции, распределением населения по социально-классовой струк­туре, расовому, языковому, национальному составу. Данные демографических исследований используются при разработке эффективной демографической политики, направленной на дальнейшее улучшение условий воспроизводства народонаселе­ния.

По демографическим данным человечество на Земле сущест­вует уже один, а по другим — даже два миллиона лет. Сколько же нас было? До начала неолита (каменного века) население планеты составляло 10 млн. человек, в конце неолита (3000 лет до н. э.) — 50 млн., к началу второго века н. э. — 230 млн. человек, к концу первого тысячелетия н. э. — 276 млн., в 1850 г. — 1 млрд., в 1930 г. — 2 млрд., в 1976 г. — 4 млрд., в 1987 г. — 5 млрд., в 1999 г. — 6 млрд. человек.

Сейчас ежегодно рождается 220 тыс. младенцев. По прогнозу демографов, в 2025 г. ожидается 8 млрд. человек. Учитывая, что ресурсы Земли ограничены, а во многих регионах возникает переселение, встает вопрос: «Как относиться к росту населения?» Это волновало ученых еще в XVIII в. Их взгля­ды на увеличение населения стали называть мальтузианством, по имени автора этой теории Томаса Мальтуса (1760—1833). Анг­лийский экономист и священник Мальтус в своем труде «Опыт о законе народонаселения» (1798г.) доказывал, что численность на­селения увеличивается в геометрической профессии, а средства существования — в арифметической. Основная причина этого — высокая рождаемость, которая приводит к быстрому приросту населения и перекрывает рост производства, в частности продук­тов питания. Чтобы тенденция к увеличению народонаселения не прогрессировала и не привела к демографическому взрыву, Мальтус предложил регулировать рождаемость путем уменьше­ния количества детей в семьях, независимо от объективных усло­вий, которые имеет данная семья, чтобы прокормить и воспитать ребенка. Идею Мальтуса подхватили в обновленном виде пред­ставители неомальтузианства, которые, в свою очередь, предло­жили каждой семье иметь не больше одного-двух детей и тем са­мым обеспечить только биологическое воспроизводство населе­ния.

Демографическую проблему пытаются решить и теории «пре­делов роста», «нового гуманизма», «органического роста» и т. п. Согласно этим теориям, решение демографической проблемы состоит в переходе человечества к двух- и трехдетным семьям по принципу «новый человек — только на смену умершему», в сохранении более или менее одинаковых уровней рождаемости детей во всех регионах планеты и пр. Данные теории преимуще­ственно настаивают на биологических методах решения демогра­фической проблемы. Однако при этом необходимо учитывать со­циально-экономические, политические, национальные и другие условия. Ведь население — это объект и субъект отношений, про­изводитель и потребитель материальных и духовных благ. Понят­но, что качественные и количественные характеристики населе­ния должны в той или иной мере приниматься во внимание при разработке перспектив развития любого государства, региона или всего человечества. Историческое развитие населения — это во­влечение миллионов людей в создание культурных ценностей, привлечение внимания к ним. Восстановление населения — это не только биологическое воспроизводство, но и процесс воспита­ния, образования, формирования мировоззрения нового поколения, развития его творческого потенциала. Необходимо четкое осознание того, что демографическую проблему, как и другие глобальные проблемы, человечество может решить общими уси­лиями.

Таким образом, природа является необходимым условием материальной жизни общества, в частности физической и духовной жизни че­ловека, источником ресурсов, которые используются в производ­стве. В то же время она является и средой существования общест­ва. Единство общества и природы обусловлено процессом мате­риального производства.

Процесс взаимодействия природы и общества вступил в новую фазу своего развития, которая, наряду с расширением и ускорением взаимосвязи между природой и обществом, характе­ризуется наличием противоречий между ними и появлением зна­чительных экологических проблем. Это требует коренных изме­нений в характере и методах влияния общества на природу.

Сложной и острой проблемой системы «природа — общест­во» является демографическая проблема. Экология человека, обеспечение условий для воссоздания генетически, физически и духовно здорового человека — задача чрезвычайно важная, не ме­нее важная, чем обеспечение условий для сохранения окружаю­щей среды.

Читайте также:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема человека в истории философии

Раздел 4. Специфика, уровни и формы научного познания

Философский анализ общества

Вернуться в оглавление: Социально-философская проблематика


Сейчас читают про: