Социальная психология как самостоятельная отрасль научного
знания начала формироваться в конце XIX в., хотя само понятие Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках
существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику
человека, а социология — общество.
Основные этапы развития социальной психологии как науки. На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д. Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки. Второй этап (до середины 40-х гг. XX в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого
периода — К. Левин, создатель теории групповой динамики.
Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых
групп, лидерства, личности в группе и т. д. Третий этап (с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план. Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации. Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др. Сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее
в себя в качестве составной части.
Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания, родилась «на перекрестке» двух наук. Все это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем. Потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования пограничных проблем. Запросы на социально психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т. д. Все это стимулирует интенсивное развитие социальной
психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется двумя обстоятельствами. Во-вторых, социальная психология по существу является наукой, стоящей весьма близко к социальным и политическим проблемам, а потому возможно использование ее результатов различными общественными силами. Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач: выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, необходимых практике;
«достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой
специальных теорий и специальной методологии исследований.
Приступая к решению этих задач, необходимо очертить круг Необходимо выделение из психологической проблематики
вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной
психологии. Предмет социальной психологии определяется вопросом:
«Что изучает данная наука как самостоятельная, независимая
отрасль знания?» Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может
быть изучен только в рамках какой-либо одной науки.
Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии. В отличие от общей психологии, социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специ- Социальная психология изучает социальные группы в обществе. Это прежде всего психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений и т. д. Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др. Создаются разнообразные типологии социальных групп, выделяется все большее количество критериев для анализа. Группа рассматривается как уникальная целостность, которая не может быть понята только на основании изучения субъектов, ее составляющих. Группа есть нечто большее, чем совокупность членов. Она имеет собственные характеристики, существующие независимо
от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов.
Социальная психология изучает социальную психику, или массовидные явления психики. Изучается социально-психологический аспект традиций, морали, нравов и т. д. Исследуются психологические основы уникальных семиотических систем, создаваемых человечеством на протяжении веков. Большинство современных социальных психологов считают, что социальная психология изучает и личность, и группы, и социальную психику, но в определенном контексте. Социальный психолог Г. М. Андреева определила предмет социальной психологии следующим образом: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения
людей, обусловленные их включением в социальные группы,
а также психологические характеристики самих этих групп.
В рамках социальной психологии можно выделить несколько
психологических школ, это: функционализм, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивизм и интеракционизм.
Функционализм (или функциональная психология) возник
под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина
и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера.
Г. Спенсер полагал, что основным законом социального раз- Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации — приспособления к сложным условиям жизни. Главная социально-психологическая проблема функционализма — проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни. Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) — поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая
реальность, которую можно исследовать в экспериментальных
условиях. Он полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений.
Некоторые из аспектов данного направления получили разви- Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации. Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении
им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.). Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов. Большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире. Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки.
Методы обработки данных часто не выделяются в специаль- Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный). Наблюдение — «старый» метод социальной психологии. Главная проблема — обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю. Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает в связи с тем, что интерпретирует документ исследователь, человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет способность к пониманию текста. Для преодоления «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент-анализ». Опросы — распространенный прием в социально-психологических исследованиях.
Обычно критические замечания по этому методу выражаются Тест —это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными
параметрами. |