Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации


Взаимодействие психологии с другими социальными науками

1. Социальная психология в правосудии

Исследования судебной психологии (психологическое изучение судебных вопросов) свидетельствуют о том, что участники судебного процесса неизбежно оказываются под влиянием многих факторов, отличных от объективности и беспристрастного поиска истины и справедливости.
Наши восприятие, воспоминания и межличностное поведение находятся под влиянием познания и эмоций. Среди последствий этого влияния — пристрастные суждения, опора на стереотипы. Те же влияния проявляются как в зале суда, так и в лабораторных условиях, их последствия в значительной степени влияют на результаты судебных процессов. Некоторые аспекты изучения судебной психологии. Средства массовой информации и восприятие преступлений. Криминальная информация распространена и легко усваивается. СМИ ежедневно напоминают о том, что преступность —
серьезная проблема, которая угрожает любому; эвристика доступности легко срабатывает, когда мы делаем предположения о распространении преступности и ее опасности. Среди причин влияния СМИ на восприятие преступления — сильно выраженная склонность людей верить тому, что они прочитали в газете, услышали по радио или увидели по телевизору. Негативная информация в большей степени формирует наши суждения о морали, чем позитивная. Проблема точности показания свидетелей.

Свидетели нередко ошибаются. Сильные эмоции, вызванные ситуацией, могут помешать обработке информации. Еще один фактор — гипотеза «когнитивного дефицита». На точность показаний влияет период времени между событием и судом.

Многочисленные источники постсобытийной информации привносят в память добавления, которые усваиваются как субъективная «правда», уменьшая точность показаний. Точность снижается, если подозреваемый и свидетель принадлежат к разным расовым или этническим группам. Влияние адвокатов и судей на вердикт присяжных. На результат судебного разбирательства влияет то, что говорят или делают противостоящие друг другу адвокаты и судьи.
Это влияние не ограничивается выяснением сути доказательств и юридическими тонкостями. Они стараются выбрать в качестве присяжных не наиболее
компетентных граждан, а тех, кто будет поддерживать их сторону, и исключить тех, кто благосклонно отнесется к противоположной стороне.
Даже опытные адвокаты выбирают присяжных, соответствующих положительным стереотипам (основываясь на факторах: род деятельности, возраст, внешность, пол, раса). Влияние характеристик подсудимого на вердикт присяжных. В зале суда привлекательность подсудимого является важным
фактором. Стереотипы и симпатия влияют на результаты судебных процессов.

Привлекательные подсудимые, в отличие от непривлекательных, имеют больше шансов быть оправданными, получить легкое наказание или завоевать симпатию присяжных. Влияние привлекательности является наиболее сильным в случае серьезных, но не тяжких преступлений.

 

2. Экономическая психология

Политическая экономия изучает производственные отношения в тесной связи с производительными силами, причем отношения эти рассматриваются как независимые от воли и желания человека.
Значит, вопросы о том, как эти отношения представлены в психологии людей, оказывает ли психология человека какое-либо влияние на экономические отношения, политическую экономию, мало интересуют. Что касается психологической науки, то отношения людей всегда находились в центре внимания последней, но рассматриваются они обычно вне экономического контекста. Естественное и тесное взаимодействие экономики и психологии привело к появлению нового направления в современной науке — экономической психологии. Экономика и психология имеют общее поле для исследовательского поиска — поведение индивидов и социальных групп. На побуждения, решения и поступки экономических субъектов воздействуют эмоции.

Задача экономической психологии состоит в применении психологического метода к оценке экономической реальности и разработке моделей или систем психологического воздействия на экономический мир. Экономическая психология, «родителями» которой являются экономика (теоретическая и прикладная) и психология, включает следующие взаимосвязанные аспекты изучения:
1) побуждения, или мотивы деятельности, экономического человека;
2) экономическое сознание личности, формирующееся на основе жизненных переживаний, накопленного опыта, преодоления трудностей;
3) бессознательное начало в психике индивида и масс (иллюзии, ажиотаж, страхи и психозы), возникающее из закрепившихся в памяти событий, взаимосвязей, эмоций;
4) экономическое поведение, активные волевые действия, целенаправленно изменяющие окружающую среду.

Экономическая психология раскрывает процесс познания экономической реальности, состоящий из восприятия, представления и мышления, предлагает соответствующие методики действий.

Экономическая психология имеет много общего с медициной. Медико-биологические исследования и открытия создают эффективные средства борьбы с болезнями, являются руководством для медицинской практики.

Накопление знаний в области экономической психологии позволяет преодолевать трудности общения, решать задачи повышения жизненного уровня, занятости, трудовой дисциплины, совершенствовать экономическую политику. Экономическая психология превращается в интенсивно развивающееся поисковое направление. Она применяется как в фундаментальных теоретических исследованиях, например в развитии концепции маржинализма,
так и в изучении сфер менеджмента и маркетинга. Предметом внимания стали и специальные области макроэкономики.

Новое научное направление позволяет найти объяснения фактам и побуждениям, которых не могут постичь экономика и психология, взятые в отдельности, например неприятию со стороны населения тех или иных, казалось бы, благоприятных политических решений.

 

3. Особенности социальной психологии политики

Политическая психология — отрасль социальной психологии, изучающая психологические явления и процессы, функционирующие в процессе борьбы за власть в обществе и отраженные в его политическом сознании. Отечественная психология исходит из того, что политика — это организационная и регулятивно-контрольная сфера жизни общества, одна из важнейших в системе других сфер. Политика реализуется в борьбе за власть в обществе.
В ходе последней формируется политическое сознание всего общества и отдельных его представителей. Политическое сознание — система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами
(индивидами, группами).

Сущность политического сознания — результат и процесс отражения политической реальности с учетом социальных интересов людей. Функции политического сознания:
1) позновательная функция — призвана представлять систему знаний об окружающей политической деятельности людей;
2) оценочная — способствует ориентации людей в политической жизни;
3) регулятивная — предоставляет им ориентиры относительно их участия в политической деятельности;
4) интегрирующая — способствует объединению социальных групп общества на базе общих ценностей, идей, установок;
5) прогностическая — создает основу для предвидения содержания и характера развития политических явлений и процессов;
6) нормативная функция — служит основой для формирования общепринятого образа политического будущего.

Совокупность всех политико-психологических феноменов, составляющих предмет политической психологии, можно рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле к ним относятся:
1) психика человека, участвующего в различных видах политической деятельности;
2) изменения в психологии групп людей и социально-психологические процессы, возникающие в ходе их борьбы за власть и политической деятельности.
В узком смысле предмет политической психологии — те психологические феномены, которые возникают в процессе функционирования конкретных политических явлений и процессов.

Это психологические особенности, закономерности и механизмы протекания политической деятельности, собственно борьбы за власть, активности общественно-политических движений. Область предмета политической психологии очерчена четырьмя сферами: мотивационной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативно-поведенческой. Западная психологическая наука накопила больший, чем в нашей стране, опыт анализа и осмысления политико-психологических феноменов. Согласно точке зрения Г. Лебона многие люди, вставшие на путь политической деятельности, оказываются под ее сильным влиянием.

Популярное правительство в интересах более эффективного руководства этими людьми должно четко и ясно представлять психологию больших масс людей, на которых должно быть направлено совершенно специфическое политическое воздействие. Приложил к исследованию политических явлений и процессов свою теорию психоанализа и 3. Фрейд. Власть — способность и возможность (личности, группы, класса, нации, партии, государства и т. д.) осуществлять свою волю с помощью авторитета, права, насилия и других средств, оказывая направляющее воздействие на поведение людей в обще-
стве. Социальные свойства власти: всеобщность; функционирование во всех сферах общественных отношений; способность проникать во все виды деятельности, связывать людей, общественные группы и противопоставлять их. Функции власти:
1) диспозиционная функция выражается во множестве предписаний, инструкций, рекомендаций, императивов, запретов, определяющих политическую активность людей;
2) психологическая функция власти состоит в реализации лидерских отношений;
3) гносеологическая функция воплощается в соединении знаний и воли.

Они определяют сущность власти. Знание наделяет власть осмотрительностью, настойчивостью, предсказуемостью. Воля придает ей организованную активность;
4) организационная функция власти реализуется в наращивании порядка, уровня организации;
5) политическая функция реализуется в осуществлении влияния, принуждения, побуждения людей и их политической активности в соответствии с фактическим балансом сил. Задача власти — посредством прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения противодей-
ствовать деструкции, кризису, нейтрализовать напряжение, конфликты; стремиться к максимуму стабильности общества и отдельных его частей, способствовать их совершенствованию, упрочению, прогрессу.

Принципы проявления власти:
1) принцип сохранения. С властью собственноручно, добровольно не расстаются, за власть борются;
2) принцип действенности. Имеющий власть человек не склоняется перед трудностями и обстоятельствами, он справляется с ними;
3) принцип легитимности. Оптимальное средство удержать власть — опора на закон, законотворчество;
4) принцип внутренней несвободы. Человек, обладающи властью, не принадлежит себе. Свобода его воли ограничена;
5) принцип предусмотрительности;
6) принцип «антифортиссимо». Сила власти не равнозначна
власти силы. Наилучший тип власти — правозаконный;
7) принцип скрытности предполагает недопущение разоблачений власть имущих. Соблюдение этого принципа позволяет дистанцироваться от масс.
Политическая власть — это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, нации, партии и т. д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его интересы либо интересы общества в целом.

Функции политической власти — формирование политической системы общества; организация его политической жизни; управление делами общества на разных уровнях. Политическая власть имеет психологическую природу, поскольку существует в форме восприятий и переживаний личности (групп людей), от сложных, формируемых культурой, инди- видуальных и социально-психологических характеристик личностей, над которыми власть осуществляется.
Четыре сферы политической психологии: мотивационная, интеллектуально-познавательная, эмоционально-волевая и коммуникативно-поведенческая.
В борьбе за власть в ходе политической деятельности люди могут проявлять различную активность.

Политические мотивы, склоняющие людей добиваться власти, участвовать в ее осуществлении, могут быть эгоцентрическими (ориентируют индивида на следование в политической деятельности узко-личностным целям) и социоцентрическим (направлены на достижение блага для какой-то более широкой
группы людей: нации, класса, жителей определенного региона). Политическая психология различает:
1) позитивные или негативные реакции людей на импульсы, исходящие от политической системы общества, от ее институтов или их представителей, не связанные с необходимость высокой активности человека;
2) активность, связанную с делегированием политических полномочий, т. е. электоральное поведение людей;
3) участие в деятельности различных политических и общественных организаций;
4) выполнение политических функций в рамках институтов,
входящих в политическую систему общества или действующих против нее;
5) прямую деятельность в составе политических движений, направленную против существующей политической системы, имеющую своей главной целью коренную ее перестройку. Из всех форм политической активности в политических системах стран Запада выделяется электоральное поведение.
В нашей стране в условиях быстро изменяющихся политических отношений появляются и такие формы политической активности, как митинги, забастовки, захваты заложников, погромы, бунты.

Социально-психологические типы людей, которых различают по их отношению к политической активности и другим формам борьбы за власть:
1) люди, активные во всех областях жизни, в том числе и в политике;
2) люди, активные в каких-либо сферах деятельности, но пассивные в политике;
3) индивиды, проявляющие слабый интерес к неполитическим областям жизни, но весьма политически-активные;
4) люди пассивные как в политике, так и вне ее. Отнесение людей к политически активным и пассивным ос-
новывается на учете индивидуально-психологических характеристик личности. Политическая активность определяется политическими уста-
новками людей, их политическим поведением, стабильностью политической жизни, политическим доверием, существующим в обществе.
Классификация людей по их отношению к власти:
1) аполитичные люди, которые резко отрицательно относятся к личному участию в борьбе за власть, как правило, последней не интересуются и мало что о ней знают;
2) пассивно относящиеся к власти граждане воспринимают ее отрицательно или нейтрально, не интересуются политическими проблемами общества.
От аполитичных отличаются тем, что бывают хорошо социально информированы;
3) компетентные наблюдатели интересуются политикой, понимают ее значение, они четко представляют все положительные и отрицательные стороны борьбы за власть, хорошо информированы о них.

Они не стремятся принимать участие в политической жизни, борьбе;
4) противники борьбы за власть резко негативно относятся к политике вообще и к борьбе за власть в частности;
5) активные в политическом отношении люди занимают позицию постоянного поиска власти.





 

Читайте также:

Большие социальные группы

Исследования закономерностей межгруппового взаимодействия

Предмет, задачи и методология социальной психологии

Психология религии. Особенности религиозного сознания

Функции референтных групп. Теории референтной группы

Вернуться в оглавление: социальная психология

Просмотров: 6112

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.162.44.105