Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram


КОНКУРЕНЦИЯ И ТРАНСПОРТНЫЕ МОНОПОЛИИ

Справедливая конкуренция является важнейшим инструментом рыночной экономики, в связи с чем регулируется и охраняется правовыми нормами. Антиподом конкуренции выступают монополии, подразделяемые на искусственные, естественные и легальные. На борьбу с проявлениями искусственного монополизма направлено антимонопольное законодательство и государственное антимонопольное регулирование. Естественные монополии, возникшие по объективным причинам, подлежат особому государственному регулированию, компенсирующему отсутствие в данном случае конкурентного воздействия на рынок. Легальные монополии n представляют сферы деятельности, специально,


защищаемые государством (авторские и патентные права, торговые знаки и знаки обслуживания и т.п.). Поэтому следует различать три достаточно самостоятельных направления в регулировании отношений, связанных с конкуренцией и монополиями: антимонопольное законодательство, законодательство о естественных монополиях, законодательство о легальных монополиях.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Конституции, Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынка» (далее - закон о конкуренции) издаваемых в соответствии с ними федеральных законов, указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.

Антимонопольная деятельность регламентируется также КоАП, законами Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О товарных биржах и биржевой торговле», «О государственной поддержке предпринимательства в Российской Федерации», «О рекламе», «О естественных монополиях» и рядом других. Кроме того, антимонопольное законодательство включает в настоящее время более 30 нормативных указов Президента и актов Правительства Российской Федерации. Антимонопольное законодательство находится в ведении Российской Федерации и не может устанавливаться ее субъектами.

В российском законодательстве различают понятия доминирования хозяйствующего субъекта на товарном рынке и монополистическую деятельность, как таковую. Под последней понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке, а также соглашения и действия хозяйствующих субъектов и органов власти, направленные на ограничение конкуренции.

Законом о конкуренции (ст.4) установлены следующие определения, имеющие правовое значение:

«Монополистическая деятельность противоречащие антимонопольному

законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции»;

«Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим, <...> Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого па рынке определенного товара не превышает 35%».

Законом о конкуренции установлены также следующие определения:

«товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена». Таким образом, транспортные услуги должны рассматриваться в качестве товара;

«товарный знак - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами». Для транспортных услуг понятие «товарный рынок» нуждается в дальнейшей детализации, поскольку транспортные услуги по своей технологической сущности жестко привязаны к соответствующей территории и не могут быть предоставлены покупателю (получателю) на иной территории, в отличие, скажем, от продукции или иных услуг.

«взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по функциональному назначению, применению, качественным и техническим


характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменит их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного)». Применительно к транспортным услугам, очевидно, что будут взаимозаменяемыми поездки на параллельно работающих маршрутах автобуса, трамвая и троллейбуса.

«конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»;

«недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации».

Основополагающими направлениями антимонопольного регулирования являются: осуществление действий, направленных на недопущение монополизации экономики; полномасштабное содействие развитию конкуренции; содействие развитию добросовестного предпринимательства; акцент на приоритет конкурсных принципов в ходе размещения государственных и муниципальных заказов; регулирование деятельности естественных монополий в сфере транспорта и связи; защита прав потребителей. Антимонопольное регулирование осуществляет Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (МАП). МАП имеет в субъектах Российской Федерации территориальные антимонопольные органы, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти.

Основными задачами МАП России являются: «содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей».

Для обеспечения выполнения поставленных задач МАП наделено определенными правами и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими контролирующими и инспектирующими федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях формирования информационной базы о наиболее крупных субъектах рынка и осуществления государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства антимонопольные органы ведут «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов» (далее - Реестр). Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.96 № 154 был утвержден «Порядок формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов». Включение в Реестр и исключение из него хозяйствующих субъектов осуществляется на основании решения органов МАП, если хозяйствующий субъект имеет долю более 35% на соответствующем товарном рынке России. Основными критериями для решения вопроса о включении в Реестр служат: наличие доминирующего положения рассматриваемого хозяйствующего субъекта на товарном рынке; нарушения антимонопольного законодательства со стороны предприятий, включаемых в Реестр предприятий-монополистов.

Постановлением Госкомстата России для предприятий, числящихся в Реестре, утверждена специальная форма статистической отчетности 1-МОН «Основные показатели промышленной деятельности предприятий-монополистов».

Практика деятельности антимонопольных органов свидетельствует, что имеется необходимость дальнейшего структурного развития антимонопольных органов в


направлении создания подразделений, специализированных на определенной отраслевой деятельности, в том числе транспортной.

Регулирование деятельности, признаваемой в установленном порядке связанной с естественной монополией, производится на основании актов федерального законодательства: Федерального закона «О естественных монополиях» и закона РСФСР «О конкуренции». Федеральным законом «О естественных монополиях» установлено, что к естественным монополиям области транспортной деятельности относятся и подлежат соответствующему государственному регулированию: железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов; услуги аэропортов; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам. В сферу действия законодательства о естественных монополиях, таким образом, подпадают крупнейшие российские предприятия, осуществляющие свою хозяйственную деятельность на федеральных, региональных и местных рынках: АК «Транснефть», АК «Транснефтепродукт», все организации железнодорожного транспорта, речные и морские порты, аэропорты, транспортные терминалы и некоторые другие объекты транспортного комплекса.

Законом «О естественных монополиях» установлены следующие понятия:

естественная монополия - состояние товарного рьюка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте», Воздушный и Водный кодексы Российской Федерации содержат положения, согласно которым соответствующая деятельность на железнодорожном, воздушном и водном транспорте относится к сфере естественных транспортных монополий. Такие естественные монополии относятся только к транспорту, находящемуся в ведении Российской Федерации, то есть к федеральному транспорту (ст. 71 Конституции Российской Федерации). По вопросам отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации, соответствующие субъекты могут вводить законодательное установление режима естественной монополии.

Учет естественных транспортных монополий осуществляется на основании Положения «О реестре субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль» (приказ МАП № 215 от 09.07.99) в специальном реестре естественных монополий. Этот реестр имеет свои особенности и, хотя пересекается по своему содержанию с перечнем транспортных предприятий и организаций, внесенных в Реестр, он все же не дублирует его в этом отношении полностью. В реестр естественных монополий включены предприятия транспорта, признанные на основе действующего законодательства Российской Федерации субъектами естественных монополий и в отношении которых антимонопольными органами принято решение о государственном регулировании и контроле.

Виды услуг, входящих в область деятельности естественных монополий на транспорте:

для железнодорожных перевозок - перевозки грузов, пассажиров в дальнем сообщении, почты, грузобагажа и багажа, погрузочно-разгрузочные работы, оказание услуг по обеспечению перевозок;

для морских и речных портов - погрузочно-разгрузочные работы и соответствующие услуги, складские операции, услуги буксиров и пожарных катеров, услуги по обеспечению безопасности судоходства;

для аэропортов - обеспечение взлета и посадки воздушных судов, обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта, услуги аэровокзального комплекса по


обслуживанию пассажиров, снабжение воздушных судов, аэронавигационное обслуживание воздушных судов, метеорологическое обеспечение воздушного движения;

для транспортных терминалов - погрузочно-разгрузочные работы и складские операции.

В соответствии с установленным распределением предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами естественными монополиями целесообразно также признать (в порядке совершенствования и развития антимонопольного законодательства):

метрополитен - из-за высоких капиталовложений невозможно строительство параллельной линии альтернативного метрополитена;

деятельность по эксплуатации контактной сети троллейбуса и трамвая, снабжению электроэнергией на тягу этих видов транспорта - технически и экономически невозможно и неоправданно сооружение двух и более параллельных альтернативных систем контактных проводов на одной улице города;

деятельность по эксплуатации рельсового пути трамвая - невозможно выделение дополнительных полос для прокладки второго альтернативного рельсового пути на улицах города.

В порядке осуществления государственного регулирования цен и тарифов на продукцию, работы и услуги постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95 № 239 среди прочего установлены:

перечень транспортных услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, включающий: перекачку, перевалку и налив нефти; перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа, почты (кроме перевозок в пригородном сообщении), грузов и погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте; погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами; услуги ледокольного флота; аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов; обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

транспортная услуга, на которую государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, включающий снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с МПС России и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации, перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах, перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях.





 

Читайте также:

ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА

ДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

НОРМЫ ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ТРАНСПОРТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВЕ

Вернуться в оглавление: ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО

Просмотров: 1379

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.224.5.186