Студопедия
Обратная связь


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации


Поводы и основания к возбуждению уголовного дела

Начало стадии возбуждения уголовного дела и, следовательно, уголовного судопроизводства определяется моментом получения заявления или сообщения о преступлении либо обнаружения соответствующими государственными органами признаков преступления. Эти сообщения и заявления получили название поводов к возбуждению уголовного дела.

В правовой литературе различным образом определяют понятие повода. Подавляющее большинство процессуалистов под поводами к возбуждению уголовного дела понимают источник сведений о преступлении;* другие — указанный источник и одновременно юридический факт либо фактическую и юридическую предпосылку уголовного процесса;** третьи — источник получения информации о преступлении и одновременно процессуальную предпосылку начала уголовно-процессуальной деятельности;*** четвертые — факт получения (поступления, принятия, обнаружения) органом дознания, следователем, прокурором информации о преступлении.**** Последняя точка зрения представляется обоснованной.

* Советский уголовный процесс/Под ред. М. И. Бажанова и Ю. М. Грошевого. Киев, 1983. С. 173.
** Уголовный процесс/Под ред. В. П. Божьева. М., 1989. С. 141-142.
*** Учебник уголовного процесса/Под ред. А. С. Кобликова. М., 1995. С. 131,134.
**** Якупов Р. X. Уголовный процесс. М., 1999 С. 210.

В соответствии со ст. 108 УПК законными поводами к возбуждению уголовного дела являются:

1. заявления и письма граждан.

Заявления и письма граждан как повод — устные и письменные сообщения о преступлении, исходящие от определенных физических лиц. Заявления граждан могут быть устные и письменные. Устные заявления заносятся в протокол (ст. 110 УПК).

Протокол устного заявления состоит из вводной, описательной и заключительной частей.

Во вводной части протокола указываются:

  1. место и время принятия устного заявления;
  2. должность и фамилия, инициалы лица, его принявшего, со ссылкой на ст. 110 УПК;
  3. основные установочные данные о заявителе:

а) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения;
б) место работы или занятий;
в) образование;
г) наличие в прошлом судимости;
д) номера телефонов по месту работы и жительства.
Затем заявителю разъясняется ответственность за заведомо ложный донос (ст. 306 УК), что подтверждается подписью заявителя в протоколе.
В описательной части протокола излагается сущность заявления. При получении информации о преступлении у каждого заявителя следует выяснить сведения, имеющие значение для правильного разрешения заявления применительно к перечисленным в ст. 68 УПК обстоятельствам, чтобы не вызывать заявителя вторично с целью получения объяснений.
В заключительной части протокола отражаются сведения об ознакомлении с ним заявителя лично или с помощью других лиц, правильности всех записей со слов заявителя и о наличии или отсутствии у него замечаний и дополнений.
Протокол устного заявления подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление.
Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит;

2. сообщения профсоюзных и комсомольских организаций, народных дружин по охране общественного порядка, товарищеских судов и других общественных организаций.

Этот повод считается одной из форм привлечения общественности к участию в борьбе с преступностью. Этот повод следует отличать от заявлений, исходящих от случайных групп лиц (так называемых коллективных жалоб). Последние не представляют собой общественные объединения.

Редакция п. 2 ч. 1 ст. 108 УПК явно устарела. В нем должна идти речь об общественных объединениях, главным признаком которых должна быть их регистрация в этом качестве в Министерстве юстиции России;

3. сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.

Эти сообщения должны быть сделаны в письменном виде и содержать необходимые реквизиты и сведения о преступлении. Постановлениями правительства РФ и ведомственными документами установлена обязанность руководителей предприятий, учреждений, организаций сообщать о фактах совершенных преступлений. В частности, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы милиции обо всех случаях доставления к ним лиц с наличием телесных повреждений, при наличии данных полагать, что они имеют насильственный характер;

4. статьи, заметки, письма, опубликованные в печати.

Опубликование — помещение в центральных, региональных, местных газетах и журналах и других зарегистрированных в соответствии с законом в Министерстве печати и информации РФ изданиях, изготавливаемых типографским и приравненными к нему способами статей, заметок, писем, содержащих сведения о совершенном преступлении. Эти письма, заметки, статьи могут быть написаны как гражданами, так и должностными лицами. В качестве повода выступают также опубликованные материалы журналистов, являющиеся результатом их профессиональной деятельности (так называемое журналистское расследование).

В связи с изложенным не может считаться законным повод, если заметки опубликованы в незарегистрированных изданиях или в стенной газете.
Такой повод к возбуждению уголовного дела оформляется следующим образом. Следователь, к подследственности которого относится сообщаемое в печати преступление, вырезает публикацию из издания. Затем следует вырезать название и номер издания (так называемые выходные данные), а также сведения о редакции издания, обычно помещаемые на последней странице. Все эти вырезанные материалы наклеиваются на чистый лист бумаги, который подписывается соответствующим должностным лицом. В таком виде публикация выступает поводом к возбуждению уголовного дела;

5. явка с повинной.

Явка с повинной — добровольное заявление лица органу дознания, его должностным лицам, следователю или прокурору о совершенном им преступлении. В данном случае лицо сообщает о преступлении, совершенном им лично. Именно этим обстоятельством явка с повинной отличается от заявлений и писем граждан, в которых сообщается о преступлениях, совершенных другими лицами.

Явка с повинной оформляется в порядке ст. 111 УПК.

В случае явки с повинной должностное лицо устанавливает личность явившегося по имеющимся у него документам и выясняет обстоятельства, в связи с которыми это лицо явилось с повинной. При этом тщательно выявляются фактические обстоятельства совершенного или подготавливаемого преступления с их максимальной детализацией. В необходимых случаях лицу может быть предложено начертить схемы и планы. При явке с повинной всегда следует выяснять мотивы — побудительные причины прихода лица в соответствующие органы.

Явка с повинной оформляется протоколом, форма и содержание которого близки к форме и содержанию протокола устного заявления о преступлении. Единственное процессуальное различие состоит в том, что явившееся с повинной лицо не предупреждается об уголовной ответственности за ложный донос;

6. непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или прокурором признаков преступления.

Непосредственное обнаружение — самостоятельное, непосредственное выявление данных, указывающих на признаки преступления, при осуществлении указанными органами и должностными лицами своих полномочий, вне зависимости от чьего-либо заявления или сообщения. Прокурор может обнаружить соответствующие данные при осуществлении общего и специальных видов надзора; следователь — при расследовании преступления; органы дознания — при производстве мероприятий оперативно-розыскного характера (ст. 118 УПК).

При этом студентам необходимо иметь в виду, что под признаками преступления законодатель понимает не уголовно-правовые признаки преступления, а данные (следы), указывающие на совершение преступлений.

Перечень поводов к возбуждению уголовного дела является закрытым, исчерпывающим. Никакие другие источники информации о преступлении не могут служить поводом. В этом плане анонимные сообщения — заявления и письма, не содержащие сведений об авторе, исполненные от имени вымышленных лиц или лиц, реально существующих, но их не писавших, — поводами к возбуждению дела не являются. Если же их проверка подтвердила достоверность сведений, то в этом случае поводом к возбуждению уголовного дела будет выступать непосредственное обнаружение признаков преступления. Именно законный повод вызывает к жизни публичную деятельность в сфере уголовного судопроизводства. В то же время ни один из перечисленных поводов не влечет автоматически принятия решения о возбуждении уголовного дела. Это обусловлено тем, что повод или другие материалы должны содержать основания к возбуждению дела.

Основания к возбуждению уголовного дела — достаточные данные, указывающие на признаки преступления (ст. 108 УПК).

Достаточные данные — совокупность следов, установленных оперативно-розыскными или процессуальными средствами, которые указывают на отдельные элементы состава преступления. Эти данные чаще всего указывают на объект и объективную сторону, реже — на субъект преступления.
Вывод о наличии признаков преступления носит в целом вероятностный, предположительный характер, который может быть опровергнут в последующих стадиях уголовного процесса.

При неопределенности информации об основаниях к возбуждению дела должностное лицо не может принять решение ни о возбуждении, ни об отказе в возбуждении уголовного дела — законодатель разрешил производство проверки поступившего заявления или сообщения в порядке ст. 109 УПК.
Проверка поступившего заявления или сообщения о преступлении — производство в рамках стадии возбуждения уголовного дела по установлению наличия или отсутствия оснований к возбуждению дела.

Цель проверки — установление наличия или отсутствия оснований к возбуждению дела.

Пределы проверки — завершение проверки немедленно после установления наличия или отсутствия оснований к возбуждению дела.

Сроки проверки — период времени, в течение которого разрешается проводить проверочные действия. Проверочные действия должны осуществляться в срок не более 3 суток с момента получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях — в срок не более 10 суток.

Методы проверки поступивших заявлений и сообщений о преступлениях:

  1. Истребование необходимых материалов в виде предметов и документов (ст. 109 УПК).
  2. Получение объяснений (ст. 109 УПК).
  3. Осмотр места происшествия (ст. 178 УПК).
  4. Производство ревизий, инвентаризаций и иных документальных проверок (ст. 68, 70 УПК).
  5. Производство оперативно-розыскных действий (ст. 118 У ПК, закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 5 июля 1995 года).
  6. Производство действий, предусмотренных законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» с последующими изменениями (контрольные обмеры выполненных работ, контрольные закупки и др.).

Уголовно-процессуальный закон категорически запрещает до возбуждения уголовного дела, то есть в рамках проверочного производства, осуществлять какие-либо следственные действия, чтобы не разрушить грань между стадией возбуждения уголовного дела и расследованием преступлений. В порядке исключения из этого правила допускается только производство осмотра места происшествия.

В правовой литературе высказывается мнение о возможности и допустимости производства некоторых следственных действий до возбуждения уголовного дела для проверки заявлений и сообщений о преступлении. В частности, практических работников ориентируют на допустимость проведения до возбуждения дела задержания подозреваемого (ст. 122 УПК), предъявления для опознания (ст. 164-166 УПК), судебных экспертиз (ст. 184-194 УПК) и некоторых других следственных действий.*

* Бекешко С. П., Матвиенко Е. А. Подозреваемый в советском уголовном процессе. Минск, 1969; Михайленко А. Р. //Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. Саратов, 1975; и др.

Однако эти суждения не соответствуют действующему законодательству и вступают в противоречие с нравственными основами жизнедеятельности гражданского общества и функционирования правового государства. Допущение производства следственных действий до возбуждения уголовного дела означает возможность применения уголовно-процессуального принуждения и ограничения прав человека и гражданина тогда, когда еще неизвестно, совершено ли преступление. Реализация такого рода предложений приведет к необоснованному расширению применения мер репрессивного характера.

Решения после проверочного производства принимаются в зависимости от его результатов.





 

Читайте также:

Процессуальный статус (положение) подозреваемого, обвиняемого, защитника и потерпевшего

Основания и условия возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

Суд присяжных и общие условия судебного разбирательства

Уголовно-процессуальное принуждение по обеспечению получения (собирания) доказательств

Понятие исторической формы уголовного процесса

Вернуться в оглавление: Уголовный процесс

Просмотров: 4096

 
 

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам. Ваш ip: 54.204.106.194