double arrow

Арка Главного штаба


Скульптура на арке Главного штаба

После завершения строительства корпусов нового здания, приступили к оформлению триумфальной арки. Идея её установки между западным и восточным корпусами пришла Росси во время работы над вторым из них. Скульптурное убранство арки задумывалось скромнее, нежели впоследствии было реализовано. Императором Александром I был утверждён проект, предусматривающий её строгий классический облик. Однако сменивший его Николай I посчитал нужным оформить арку как сооружение, прославляющее славу и отвагу русской армии. Тогда был разработан новый проект. При проектировании арки Росси планировал установить на ней две женские фигуры, поддерживающие российский герб. Этот замысел был одобрен Александром I, но не принят Николаем I. Тогда то и появилось решение установить здесь конную группу Победы.

Для её создания свои услуги предлагал итальянский скульптор Александр Трискорни. Из всего заказа модель летящей Славы он предлагал сделать бесплатно. Но работа была отдана русским скульпторам. Кони, колесница и левый (если смотреть со стороны площади) воин были вычеканены по моделям В. И. Демут-Малиновского, а фигура богини Нике в колеснице и правый воин - по модели С. С. Пименова. Это была их первая совместная работа. Договор со скульпторами был заключён 28 апреля 1827 года. На изготовление всех моделей, за исключением колесницы, им давалось всего два месяца.

Конструктивные расчёты арки были выполнены П. Жако. По первым расчётам конструкций металлического завершения триумфальной арки и колесницы с войнами их вес составил 80 тонн. Такую тяжесть архитектор посчитал чрезмерной. Тогда директором Александровского чугуннолитейного завода англичанином М. Кларком было предложено оригинальное решение. Он предложил выполнить из чугуна только каркасы колесницы и воинов, которые надо было обложить медными листами. В результате вес скульптурной группы уменьшился в пять раз. Такой вариант и был принят. Впервые подобные фигуры были выполнены из листовой меди в технике выколотки. Несмотря на это, вес нагрузки на арку всё равно вызвал опасения у чиновников и других архитекторов.

По одной из легенд коллеги Росси по архитектурному цеху (в основном иностранцы), а затем и Николай I, усомнились в надёжности Триумфальной арки. Император тогда сказал зодчему: "А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес". Росси ответил: "Ваше величество, я поднимусь на неё во время снятия кружал, и, если она упадёт, я упаду вместе с аркой". Чтобы подтвердить качество своей работы архитектор после разбора строительных лесов вместе со всеми рабочими поднялся на арку. Как оказалось, сооружение выдержало их тяжесть. Эта легенда записана биографом Росси Паниным со слов внучки архитектора.

24 апреля 1828 года Матвей Кларк рапортовал императору:

"Честь имею уведомить, что все украшения, поставленные на Арке здания на правильной противу Зимнего дворца площади, приготовлены управляемым мною С.-Петербургским Александровским литейным заводом по условию со стоительной комиссией за 230 000 рублей и особо фундамент под колесницу за 6 000 рублей. Из числа же сей суммы колесница с парящей Славою стоит 18 000 рублей, шесть лошадей 72 000 рублей, два воина 28 000 рублей, за металлические стропила, чугунные доски и железные укрепления под колесницу и воинам 6 000 рублей. Все же означенные фигуры изготовлены выбивкой толстой меди в нарочито вделанные чугунные формы".

Торжественное открытие арки состоялось 28 октября 1828 года.

После церемонии открытия была доделана работа по скульптурному украшению арки. В ноябре 1828 года по распоряжению Росси с неё сняли две фигуры воинов для внесения в них изменений. Полностью все строительные и отделочные работы завершили в 1830 году. Всё строительство обошлось почти в 7 000 000 рублей. Из них на скульптурное оформление арки - 236 000 рублей.

Высота арки составляет 28 метров. Находящиеся на ней фигуры коней имеют высоту в три метра, а богиня Ника - 10 метров, при развороте по фронту почти в 16. Триумфальная арка здания Главного штаба состоит из трёх стоящих по углом друг другу отдельных арок. Таким их построением Росси скрыл новый плавный поворот Малой Миллионной улицы. Раньше она выходила к площади иначе. Арка стала главным, парадным входом на Дворцовую площадь. Она спроектирована так, что её центр находится на одной линии с центром парадного въезда во двор Зимнего дворца. Позже на этой невидимой линии появилась и Александровская колонна. Говорят, что арка поставлена точно по Пулковскому меридиану, и в полдень она не отбрасывает тень.

Иногда колесницу на арке Главного штаба называют квадригой, что не совсем верно. Квадрига - это колесница, запряжённая четырьми лошадями. Если лошадей шесть, то название на слух для русского человека получится неблагозвучным. Наверное поэтому, уже давно любую подобную колесницу на триумфальной арке, вне зависимости от количества лошадей в упряжке, называют квадригой.

Первоначально стены здания Главного штаба были выкрашены в светло-серый цвет.


Сейчас читают про: