Заключение. Мы рассмотрели основные философские вопросы и проблемы, над которыми не уставали трудиться различные народы на протяжении нескольких тысячелетий

Мы рассмотрели основные философские вопросы и проблемы, над которыми не уставали трудиться различные народы на протяжении нескольких тысячелетий. Перед нами прошла в сжатом виде история мировой философии, которая не отличается, как мы увидели, принципиальным разнообразием главных тем. Всегда и везде – вечные вопросы и вечные сюжеты, воплощенные в разных формах в зависимости от временной и национальной специфики. Действительно «старые философские места, одни и те же с начала веков». Вспомним, что одной из основных мыслей или «врожденных идей» человеческого ума является утверждение о том, что за видимым разнообразием мира скрывается невидимая, вечная и однородная его основа. Почему бы не предположить, что подобным образом дело обстоит и с мышлением: в очевидном многообразии проявлений человеческого духа реализуется некое неизменное его содержание. Разные слова, но одна суть. Тысячи интеллектуальных модификаций, но один и тот же смысл. Кажется – постоянно новое, в действительности – всевозможные интерпретации старого. «In omnibus aliquid, in toto nixil» («В о всем кое-что, в целом ничто»), - говорили древние римляне. Наверное, не существует ни одного думающего человека, который когда-либо самостоятельно не создал бы некую оригинальную мысль или не открыл бы какую-то небывалую истину и не удивился бы до глубины души, когда узнал, что эта его идея уже была когда-то, где-то и кем-то высказана и совсем не является новой. История философии может быть охарактеризована формулой: одно и то же и об одном и том же, только в разнообразном выражении. Поэтому тому, кто собирается изучать философию, совсем необязательно тщательно и подробно знакомиться со всем философским наследием, которое оставили нам прошедшие эпохи, но достаточно будет самостоятельно задуматься об окружающем мире и по-настоящему захотеть найти истину. В этом случае он освоит философскую науку гораздо лучше, нежели путем прочтения сотен книг, потому что мысль его пойдет теми же тропами, будет путаться в таких же лабиринтах и выходить к тем же горизонтам, что и размышления знаменитых философов древности и современности


Рекомендуемые источники и литература.

1. Антология мировой философии в четырех томах. Т.1-3. М.: Мысль,1969-1971.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. Л.М. Гаспарова. М.: Мысль, 1986.

3. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1-2. М.: Изд-во политической литературы, 1991.

4. Хрестоматия по истории философии. Ч. 1-2. М.: Прометей, 1994.

5. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976.

6. Богомолов А.С. Античная философия. М.: Изд-во МГУ, 1985.

7. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. М.: Мысль, 1991.

8. История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1,2. М., 1995-1996.

9. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М.: Высшая школа, 1986.

10. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989.

11. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

12. Основы философских знаний. М., 1995.

13. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

14. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1995.

15. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

16. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: 1984.

17. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

18. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

19. Философский словарь. М., 1990.

20. Философская энциклопедия. М., 1960. Т. 1; 1962. Т. 2; 1964. Т. 3; 1967. Т. 4; 1970. Т. 5.

21. Философские дисциплины. Программы, требования, методические рекомендации. М., 1993.

22. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: