В самосознании человека можно выделить следующие
компоненты:
1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном
возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его
собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.
2. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Оно
появляется в 2—3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и
возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам...».
3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате
обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое
абстрактное мышление.
4. Наконец, социально-нравственная самооценка, способность к которой
формируется в подростковом и юношеском возрастах, на основе накопленного
опыта общения и деятельности.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены
психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что
воспринимается и управляется поведением человека, актуально осознается им.