Тема 8. Зарождение современной экономической теории в конце ХIХ-начале ХХ в

«Маржиналистская революция» в экономической науке. Общая характеристика. Исторические предпосылки и источники маржинализма. Школы маржинализма: австрийская, английская, их особенности. Экономические теории лозаннской школы (Л. Вальрас, В. Парето). Представители школы: У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер и их вклад в экономическую теорию. Теория беспредельной полезности ее варианты. Теория вменения. «Субъективная» и «объективная» ценности. Концепции родственных благ. Сущность понятий: «хозяйство Робинзона», «блага первого» и «высшего порядка», предельная полезность, принцип «убывающей предельной полезности», «экономические и неэкономические блага», «обмен», «закон Визера». К. Бем-Баверк: теория капитала и процента.

Возникновение неклассического направления экономической мысли и завершение «маржинальной революции».

Систематизация идей маржинализма в работе А. Маршалла «Принцип экономики». Теория спроса, предложения, цены, эластичности спроса. А. Маршалл о предмете основных целях и главных вопросах экономической науки.

Зарождение институционалистического направления в экономической науки. Общая характеристика. Историческая школа Германии. Исторические предпосылки возникновения американского институционализма. Концепции Т. Веблена. Теория «праздного класса». Социально-правовой институционализм Д.ж.Коммонса. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла, его теория «больших и малых циклов».

Влияние американского институционализма на современную экономическую науку.

Тема 9. Зарождение и формирование теорий и школ
менеджмента (первая половина ХХ в.)

Школа научного направления (1885–1920 гг.). Начало формирования концепции научного управления: работы Э. Уитни по методам контроля качества, системе использования оборудования, в том числе конвейеров, Ч. Бэббиджа по специализации работников на различных производственных операциях, Ф.У. Тейлора по организации труда. Книга Ф.У. Тейлора «Управление предприятием»: основные положения. Выход книги Тейлора «Принципы научного управления» (1911 г.). Тейлоризм. Работы Ф.Б. Гилберта: «Основы научного менеджмента», «Исследование усталости», «Прикладная наука о движении». Л. Гилберт – «Психология управления». «Деловая теория» Г. Форда как философия менеджера. Вклад Г. Эмерсона в теорию и практику управления: «Двенадцать принципов производительности». М. Вебер и его концепция бюрократических организаций.

Административная (классическая) школа (1920–1950). А. Файоль основатель школы: взгляд на управление как комплексный универсальный процесс. Основные произведения: «Общее и промышленное управление», «Научная организация труда», «Позитивное управление», «Учение об управлении». Последователи и сторонники взглядов А. Файоля: Л. Уорвик Л. Гьюлик, Д.Д. Муни, А.К. Райли. А.П. Слоун. Их вклад в создание «универсальных принципов управления».

Школа человеческих отношений (1930–1950). Теоретические и методологические предпосылки формирования школы. Взгляды Э. Дюркгейма. Г. Мюнстерберга. Проблемы трудовых отношений в представлениях социологов: В. Парето, К. Бюхера, А.Р. Радклифа-Брауна, Б.К. Малинов­ского, Т. Парсонса. Роль М. Вебера как одного из основоположников в исследованиях поведения людей. Э. Мэйо и теория человеческих отношений. Последователи Мэйо: Ч.И. Барнард (работы «Функции администратора», «Организация и управление»), М.П. Фоллет о решающем влиянии на производительность труда психологических и социальных факторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: