Как Библия выглядит сегодня

Как мы знаем, сегодня Библия состоит из двух основных частей - Ветхого и Нового Заветов. Слово «завет» является неудачным переводом греческого слова «diatheke», которое можно точнее перевести как «соглашение» или «контракт». Таким образом, основная структура Библии исходит из идеи о том, что Бог заключил со Своим народом два важных соглашения, и что новый завет сменил ветхий. В английском переводе Библии Ветхий Завет представлен в следующем виде[9]: 1) пять книг Закона или Пятикнижие Моисеево (от Бытия до Второзакония); 2) двенадцать книг истории (от Иисуса Навина до Есфирь); 3) пять книг поэзии (от Иова до книги Песней Соломона); 4) семнадцать книг пророчества (от Исаии до Малахии), которые подразделяются на книги больших (5) и малых (12) пророков. Такое расположение книг английской Библии обусловлено латинским переводом, известным как Вульгата, который, в свою очередь, основывался на построении Септуагинты или греческой Библии.

Однако книги еврейской Библии разделены на группы иначе. Если взять ее в руки, то обнаружится следующий порядок книг:

1. Закон: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

2. Пророки:
а) Ранние пророки: книги Иисуса Навина, Судей; 1, 2, 3 и 4 книги Царств;
б) Поздние пророки: книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и Книга Двенадцати.

3. Писания: книги Псалмов, Притчей Соломоновых, Иова, Песни Песней Соломона, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаста, Есфирь, Даниила, Ездры, Неемии, и 1 и 2 книги Паралипоменон.

Если сравнить данное расположение книг со структурой английской Библии, то обнаружится, что еврейская Библия состоит всего лишь из трех разделов: Закона, Пророков и Писаний (сравните с Лк. 24:44). Это отражает не только различие в структуре, но и в назначении книг. Например, книги двенадцати малых пророков объединены в одну книгу, известную просто как Книга Двенадцати. Другим существенным различием является то, что книги Иисуса Навина, Судей и книги Царств называются книгами ранних пророков. Эти книги, которые нами рассматриваются как исторические, в еврейской Библии известны как пророческие, потому что обладают выраженным пророческим оттенком и были написаны людьми, которые, вероятнее всего, были пророками. Однако при имеющихся различиях в структуре, очень важно помнить, что английская Библия содержит те же самые книги, которые входят в состав еврейской Библии.

Книги Нового Завета объединены в три группы:

1) пять книг истории (от Матфея до Деяний);

2) двадцать одна книга учения или доктринальные книги (от Послания к Римлянам до Послания Иуды)[10];

3) одна книга пророчества (Откровение Иоанна Богослова).

(1) Первые пять книг истории можно в свою очередь разделить на четыре Евангелия и Книгу Деяний святых Апостолов. Евангелия получили такое название потому, что они представляют собой Божью благую весть, явленную нам во Христе. В значительной мере их можно было бы назвать жизнеописанием Иисуса Христа, однако, если быть точными, они представляют собой не биографию Иисуса, а, скорее, изложение великого учения и достижений Его удивительной Жизни. Первые три Евангелия называются синоптическими, поскольку их содержание сходно. Евангелие от Иоанна было написано позже и, похоже, предполагает знание многих событий из жизни Иисуса. Книга Деяний святых Апостолов является своего рода продолжением Евангелия от Луки, и, поскольку они обе были написаны Лукой и взаимосвязаны, их часто называют книгой Луки-Деяний.

(2) Двадцать одна книга учения - это послания, написанные различными вдохновленными Богом людьми. Тринадцать книг этой группы принадлежат перу апостола Павла и, в свою очередь, подразделяются на две группы: послания, написанные перед двухлетним тюремным заключением Павла в Риме (сравните Деян. 28:30), и послания, написанные позже (1 и 2 Тимофею и Титу), которые иногда называются пасторскими посланиями. Авторство послания к Евреям иногда приписывают Павлу, но этот вопрос продолжает оставаться спорным.

Соборные послания представлены писаниями Иакова, Петра, Иоанна и Иуды. В ранних греческих манускриптах эти книги следовали за книгой Деяний и предшествовали собранию посланий Павла.

(3) Пророческая книга - Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис - неслучайно находится в конце Библии, потому что она символическим языком обобщает все те принципы, которые изложены в предшествующих книгах, и, в то же время, пророчески предвещает грядущие события.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: