Канон Ветхого Завета

В Новом Завете существует множество доказательств того, что ко времени земной жизни Иисуса канон Ветхого Завета уже сформировался. Иисус и Его апостолы время от времени цитировали слова и стихи из собрания книг, которые они именовали словом «Писания». И если одни книги считались «Писанием», то другие - нет. Одни писания были каноническими, а другие - неканоническими.

По словам Иисуса, к каноническим писаниям относились Закон Моисеев, Пророки и Псалмы (Лк. 24:44). Эти три основных раздела, несомненно, соответствуют трем разделам еврейских Писаний - Закону, Пророкам и Писаниям (см. главу 2). Иисус также указывает на книги, относящиеся к Ветхозаветному канону. Однажды Он говорил о времени «от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом» (Лк. 11:51, сравните с Мф. 23:35), таким образом, упоминая мучеников Ветхого Завета. Первым мучеником Ветхого Завета был, конечно же, Авель, а последним - Захария (см. 2 Паралипоменон 24:20-21). Необходимо помнить также о том, что порядок книг в еврейском Ветхом Завете отличается от нашего, и что книги Паралипоменон расположены в конце еврейской Библии. Итак, Ветхий Завет, каким его знал Иисус, был собранием книг от Бытия до 2-й книги Паралипоменон, включая все книги, находящиеся между ними, т.е. все те книги, которые составляют наш нынешний Ветхий Завет. Говорят, что около первого столетия вожди еврейской общины в Иавнее (расположеной недалеко от Палестинского побережья) определили границы канона. Однако нам определенно известно, что велись дискуссии относительно некоторых книг, таких как Екклесиаста и книги Песни Песней Соломона, отражавшие различные точки зрения на тот момент. В основном же, канон сформировался задолго до Иавнеи. Результатом обсуждения в Иавнее не стала канонизация некоторых книг, а просто было утверждено существование уже устоявшегося канона.[49]

Дополнительные свидетельства о каноне Ветхого Завета предоставляет нам Иосиф Флавий, широко известный еврейский писатель первого столетия, а также ранние христианские писатели, такие как Ориген и Иероним. Иосиф Флавий ясно говорит по поводу определенного количества книг, принимаемых евреями как «Писания»: «У нас не 10000 книг, которые противоречили бы друг другу, а всего лишь двадцать две книги, содержащие записи всех времен, которые справедливо считаются Божественными. Пять из них написаны Моисеем и содержат закон и предания о возникновении человечества и до его смерти. …От смерти Моисея до правления Артаксеркса, царя Персии, правившего после Ксеркса, последующие за Моисеем пророки записали события их времени в тринадцати книгах; и оставшиеся четыре книги содержат гимны Богу и рассуждения о смысле человеческой жизни».[50] По мнению большинства богословов, Флавий, определяя количество книг в двадцать две, объединил книгу Руфь с книгой Судей, а Плач Иеремии - с книгой Иеремии. Помня, что еврейская нумерация книг отличается от нашей (двенадцать малых пророков рассматривались как одна книга, а такие книги как 1 и 2 книги Самуила, 1 и 2 книги Царств, 1 и 2 Паралипоменон и книги Ездры и Неемии рассматривались как одна книга соответственно), то, таким образом, двадцать две книги, упоминаемые Иосифом, эквивалентны тридцати девяти книгам Ветхого Завета нашей Библии.

В третьем веке нашей эры Ориген подтвердил свидетельство Иосифа о двадцати двух книгах Ветхого Завета. Указывая как греческие, так и еврейские их названия, он отмечал следующие книги: (1-5) Пятикнижие Моисеево; (6) Иисус Навин; (7) Судей - Руфь; (8) 1 и 2 Самуила; (9) 1 и 2 Царств; (10) Паралипоменон; (11) Ездра - Неемия; (12) Псалмы; (13) Притчи; (14) Екклесиаст; (15) Песни Песней Соломона; (16) Исаия; (17) Иеремия - Плач Иеремии; (18) Даниил; (19) Иезекииль; (20) Иов; (21) Есфирь.[51] В перечне Оригена отсутствует Книга Двенадцати (малых пророков), однако это лишь случайная ошибка, потому что, согласно его собственному перечислению, книг должно быть двадцать две. Немного позже другие христианские авторы, включая Иеронима, указывали на те же книги как на канонические книги Ветхого Завета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: