1 Adam Smith, An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations ( New York: Modern Library edition, 1937), p. 423.
2 Smith, Wealth of Nations, pp. 61, 147, 594-595, 712.
3 Наилучший обзор развития экономической мысли по вопросу о сущности конкуренции см. в работе: George J.Stigler, «Perfect Competition, Historically Contemplated», Journa/ofPo//t/"ca/Economy, vol. 65 (February 1857), pp. 1-17; J.M.CIark, Competition as a Dynamic Process (Washington:
Brookings, 1961), Ch. 2 and 3; Paul J. McNulty, «A Note on the History of Perfect Competition», Journal of Political Economy, vol.75, Part 1 (August 1967), pp. 395-399; and idem, «Economic Theory and the Meaning of Competition», Quarterly Journal of Economics, vol. 82 (November 1968), pp. 639-656.
4 Smith, Wealth of Nations, p. 342.
5 Это описание дано с позиции продавца. Определение конкуренции покупателей симметрично. Чистая конкуренция существует между покупателями, когда число единиц, покупающих однородный продукт, настолько велико и доля на рынке каждого покупателя настолько мала, что каждый покупатель рассматривает вариации в количестве покупок как имеющие неощутимое влияние на рыночную цену. Когда какой-либо покупатель может ощутимо влиять на цену, говорят, что существует монопсония.
6 Это различие - важнейшее, принятое Эдвардом Чемберлином в работе: Theory of Monopolistic Competition (Cambridge: Harvard University Press, 1933), Ch. 1.
|
|
7 См.: William J. Baumol, John C. Panzar, and Robert D. Willig, Contestable Markets and the Theory of
Industry Structure (New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1982). B U.S. v. BesserMfg. Co., 96 F. Supp. 304 (1951), подтверждено 343 U.S. 444(1952).
9 The Federalist Papers, Mentor Book edition (New York: New American Library, 1961), pp. 77-84.
10 Мы предполагаем здесь, что все ограниченные факторы производства полностью возмещаются. Если процесс возмещения несовершенен, то только предельная фирма - фирма на границе между входящими и невходящими на рынок фирмами - получит нулевую экономическую прибыль {zero economic profit).
11 Логика ценовой дискриминации будет рассмотрена в гл. 13.
12 В целом для монополиста цена является функцией P=f(Q) от проданного количества Q. Общий пред®йет»й доход R=PQ. Предельный доход - это изменение общего дохода, связанное с единичным изменением количества продаж, т.е. MR = dR/dQ = P + Q(dP/dQ). P в выражении MR - это цена, уплаченная предельным покупателем; dP/dQ - изменение цены, необходимое для его привлечения (обычно с отрицательным, знаком), а Q приблизительно соответствует количеству, которое было бы продано без снижения цены.
13 Доказательство: пусть кривая спроса представлена выражением Р = а - bQ, где Q - величина спроса. Общий доход R = PQ =а Q - bQ2. Предельный доход dR/dQ = а - 2bQ. При Q = 0, Р = MR. Наклон (-2Ь) графика функции предельного дохода в два раза превышает наклон (-Ь) кривой спроса.
14 Chamberlin, Monopolistic Competition, supra note 6, Ch. 5.