Вопрос как начало мышления. Толстые и тонкие (репродуктивные) вопросы. Умение удивляться и умение задать вопросы. Проблема как недостаточность информации, непонятное явление, загадка, тайна. Уточняющие, образные, проблемные, творческие, сущностные вопросы. Вопрос “Почему?” и близкие к нему: “по каким причинам”, “из-за чего”, “зачем”, “вследствие чего”, “как”, “каким образом”.
«Гипотеза» с древнегреческого «hypothesis» - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Построение гипотезы через выдвижение обоснованного высказывания вероятностного характера относительно сущности взаимосвязей объектов и причин явлений. Предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Зарождение гипотезы вследствие недостаточности информации и вероятностной неопределенности поисков в процессе интуитивного познания. Гипотетичность как «способность к построению и выдвижению гипотез».
Выдвижение гипотезы как этап творческого процесса познания (осознание проблемы, выработка гипотезы и проверка), без которого само творчество невозможно.
Загадки и тайны вокруг нас: тайны воды, огня, времени, света, живой природы, человеческого организма, космоса и т.д.
Тема 2. Методы научного познания: