Между деятельностью людей и их потребностями существует диалектическое единство, вместе с тем потребность – компонент внутреннего душевного мира человека и существует до его деятельности. Как неосознанный побудитель активности, потребность вплетается в саму деятельность, стимулируя ее до получения удовлетворения. Это особая сущностная сила Я, внутренняя энергия личности, заряжающая человека для действий по обеспечению самосохранения и саморазвития.
Принцип «познай себя» требовал изучения потребностей людей, их желаний, мотивов, страстей.
Термин «потребность» встречается в трудах еще древних Греков, например Аристотеля.
Платон трактовал потребности как силу, которая создает совместные поселения, людей, их обитание сообща, общество, государство.
Ксенофонт выдвинул идею потребности нормальных людей в труде.
Гегель писал: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действие людей вытекает из их потребностей, их страстей, интересов и лишь они играют главную роль.
|
|
И последнее, Ф. Энгельс показывал роль труда в эволюции человека, объяснял действия людей исходя из их потребностей. Он поставил потребности в качестве исходного начала экономики.
Потребности – блага – полезности – потребление
Люди – рабы своих потребностей. Совокупность потребностей и влечений формируют собственную природу человека.
Экспериментальное изучение потребностей началось с 20-х годов XX века. В работах известного немецкого психолога Курта Левина. В СССР в 1956 г. на страницах журнала «Вопросы психологии» развернулась дискуссия о проблемах потребностей. Это было впервые. В результате полемики было разграничено философское, психологическое и экономическое содержание потребностей, определена их типология и факторы формирования.
Субъективно потребность переживается как нуждаемость, недостаток, нехватка, дефицита, как нечто неприятное, тревожное, угрожающее прервать или нарушить нормальную жизнедеятельность. Этот недостаток воспринимается как блокада, препятствие. Это мобилизует и придает силы человеку, побуждая его к преодолению нехватки, т.е. к действию. Снять угрозу можно добычей в готовом виде из природы, отнять у ближнего, либо создать самому. Но для каждого из этих способов добывания благ нужна активность, усилие – работа.
Таким образом, психологическая сущность потребности складывается из 2 этапов:
- от смутного предчувствия до осознания нехватки;
- действие по ликвидации дефицита.
Теперь попытаемся определить понятие «потребность». Остановимся на вариантах.
БСЭ – «Потребность – нужда, недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности».
|
|
В учебнике психологии «Потребность – это испытываемая человеком необходимость определенных условиях жизни и развития».
«Потребность – это состояние личности, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования».
Эти определения годятся для простых, материальных желаний (еды, питья). Но если человек собирается в театр вовсе не испытывает стремление действовать. Его вообще можно отложить.
Для определения потребности следует выделить три сущностных признака:
- потребность есть психологическое отношение личности;
- потребность есть противоречие между тем, что требуется и тем, что не достает;
- потребность есть движущая сила поведения.
Таким образом, потребление – это отношение личности, переживаемое как противоречие и выступающая как движущая сила поведения. Это противоречие между возможным и действительным, необходимым и желаемым, текущим и перспективным.