Факторы, влияющие на платежный баланс

1. Процесс глобализации и либерализации экономики.

2. Неравномерность экономического и политического развития стран, международная конкуренция.

3. Циклические колебания экономики.

4. Рост заграничных государственных расходов.

5. Финансовая глобализация. Она обгоняет глобализацию в других сферах экономики. Ежегодный темп роста международной миграции капитала (17%) обгоняет темп увеличения товарного экспорта (7%) и мировой валовой продукт (2,3%) в последнее десятилетие.

6. Изменения в международной торговле товарами и услугами. НТР, рост интенсификации, переход на новую энергетическую базу вызывают структурные сдвиги в МЭО. Более интенсивной стала торговля готовыми изделиями, в том числе наукоемкими товарами, энергоресурсами. Важное значение имеет то, что ТНК все более наращивают внутрифирменный товарообмен.

7. Влияние валютно-финансовых факторов на платежный баланс. Девальвация обычно поощряет экспорт, а ревальвация стимулирует импорт при прочих равных условиях. В ожидании снижения курса национальной валюты происходит смещение сроков платежей по экспорту и импорту: импортеры стремятся ускорить платежи, а экспортеры, напротив, задерживают получение вырученной иностранной валюты.

8. Отрицательное влияние инфляции на платежный баланс. Это происходит в случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует «бегству» капитала за границу.

9. Чрезвычайные обстоятельства — неурожай, стихийные бедствия, катастрофы и т.д. отрицательно влияют на платежный баланс.

Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования, которое корректирует рыночное регулирование. Это обусловлено определенными причинами.

1. ПБ присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность платежного баланса влияет на динамику валютного курса, миграцию капитала, состояние экономики.

2. После отмены золотого стандарта в 1930-х гг. стихийный механизм выравнивания ПБ путем ценового регулирования действует крайне слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

3. В условиях глобализации повысилось значение ПБ в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач политики государства наряду с обеспечением экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

1. официальные золотовалютные резервы;

2. государственный бюджет;

3. непосредственное участие государства в МЭО как экспортера капитала, кредитора, гаранта, заемщика;

4. регламентация внешнеэкономических операций с помощью законодательных и нормативных актов.

Государственное регулирование ПБ — совокупность экономических, в т.ч. валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий гос-ва, направленных на формирование основных статей ПБ, а также покрытие сложившегося сальдо.

Странами с дефицитным платежным балансом обычно предпринимаются следующие мероприятия с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов, ограничения вывоза капитала.

1. Дефляционная политика, которая направлена на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов, замораживание цен и заработной платы. В аспекте регулирования платежного баланса дефляционная политика направлена на снижение цен и повышение конкурентоспособности товаров и услуг.

2. Девальвация. Стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

3. Протекционистские меры. Например, валютные ограничения — блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках — для уменьшения дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процента, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну.

5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей — торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала. Важным объектом регулирования является торговый баланс.

При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательных последствий чрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы — финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валют — используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капитала и ограничение их импорта.

Платежные балансы стран мира постоянно находятся в неравновесии, т.е. сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса обычно не равны нулю и поэтому балансируются движением капиталов, государственными балансирующими операциями и изменениями в резервах.

Неравновесие платежного баланса страны, будучи прежде всего регулятором внутриэкономических процессов, вызывает ряд последствий для ее экономики.

Стабильно положительное сальдо баланса по текущим операциям укрепляет позиции национальной валюты и одновременно позволяет иметь прочную финансовую базу для вывоза капитала из страны, в отличие от стабильно отрицательного, ослабляющего позиции национальной валюты и подталкивающего страну ко все большему привлечению иностранного капитала. Если подобный приток капитала осуществляется не через долгосрочные предпринимательские инвестиции (т.е. прямые и портфельные), а через долгосрочные государственные и частные банковские займы и, особенно, посредством чрезвычайного финансирования и роста внешних обязательств, то это ведет к быстрому увеличению внешнего долга страны и выплат по нему.

Сильные колебания сальдо баланса по текущим операциям (в ту и в другую сторону) вызывают неблагоприятные для страны последствия. Так, резкое увеличение положительного сальдо создает базу для быстрого роста денежной массы и тем самым стимулирует инфляцию, а резкое увеличение отрицательного сальдо вызывает «обвальное» падение обменного курса, что вносит хаос во внешнеэкономические операции страны.

Существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса.

Первый метод — это прямой контроль, включая регламентацию импорта (через количественные ограничения, например), таможенные и другие сборы, запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежным трансфертам частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала.

Второй метод государственного воздействия— дефляция (т.е. борьба с инфляцией), которая нацелена на решение внутриэкономических задач, но в качестве побочного эффекта улучшает и состояние платежного баланса. Считается, что традиционные для дефляционной политики последствия— снижение объема производства, инвестиций и доходов— ведут к сокращению импорта и росту резервных мощностей для наращивания экспорта. Обычное для дефляции повышение учетной ставки влечет в страну краткосрочный капитал.

Однако есть и другая точка зрения: дефляция уменьшает экспорт и увеличивает импорт. При дефляции повышается обменный курс национальной валюты, что увеличивает возможности импортеров. Для экспортеров же высокий курс их национальной валюты означает, что при обмене экспортной выручки они получают меньше национальной валюты, а это отнюдь не стимулирует их налаживать экспорт.

Третий рычаг воздействия государства на платежный баланс— изменения обменного курса. И при твердом, и при плавающем курсе они проходят под сильным контролем и влиянием государства. Так, даже в условиях плавающего курса государство (обычно в лице центрального банка страны) как правило стремится удержать эти колебания в определенных пределах, дабы избежать сильных экономических потрясений.

К платежному балансу тесно примыкает расчетный баланс, под которым понимается соотношение денежных требований и обязательств страны по отношению к внешнему миру. Различают расчетный баланс за определенный период и на определенную дату.

Расчетный баланс за определенный период является соотношением тех требований и обязательств, которые возникают за этот период, т.е. сколько страна должна получить и заплатить за это время. Этот вид расчетного баланса отличается от платежного баланса тем, что составляется наперед, чтобы знать, как сложатся требования и обязательства страны в будущие годы. Поэтому расчетный баланс за определенный период— это прежде всего инструмент прогнозирования.

Расчетный баланс на определенную дату говорит, является ли страна нетто-должником или нетто-кредитором на эту дату, и из каких статей состоят ее требования и обязательства. Например, если задолженность какой-либо страны зарубежным странам на 1 января 2004 г. составляет 2 млрд. долл., а долг других стран— 1 млрд. долл., то эта страна на 1 января 2004 г. является нетто-должником.

-2-

Совокупность денежных отношений, определяющих платежно-расчетные операции между национальными хозяйствами, называется валютными отношениями.

Для регулирования возникших валютных отношений между странами необходима валютная система.

Валютная система – это совокупность денежно-кредитных отношений, сложившихся на базе интернационализации хозяйственной жизни и развития мирового рынка и закрепленных в международных договорных и государственно-правовых нормах.

По мере интернационализации хозяйственных связей формируются национальная, региональная и мировая валютные системы. Первоначально возникла национальная валютная система – это форма организации валютных отношений страны, сложившаяся истории чески и закрепленная национальным законодательством, а также обычаями международного права.

Национальная валютная система является составной частью внутренней денежной системы и определяется характерными чертами последней, но в то же время она относительно самостоятельна и выходит за национальные рамки.

На национальную валютную систему возлагается ряд функций:

Формирование и использование валютных ресурсов.

Обеспечение внешнеэкономических связей страны.

Обеспечение оптимальных условий функционирования национального хозяйства.

Мировая и региональная валютные системы являются международными и обслуживают взаимный обмен результатами деятельности национальных экономик.

Региональная валютная система – это форма организации валютных отношений ряда государств, закрепленная в межгосударственных соглашениях и в создании межрегиональных финансово-кредитных институтов. Наиболее яркий пример региональной валютной системы – Европейская валютная система.

Мировая валютная система – это глобальная форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовыми организациями.

Мировая валютная система включает, с одной стороны, валютные отношения, с другой – валютный механизм. Валютные отношения представляют собой повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютном и денежном рынках в целях осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций.

Валютный механизм представляет собой правовые нормы и представляющие их инструменты, как на национальном, так и на международном уровнях.

Основные функции мировой валютной системы:

Опосредование международных экономических связей.

Обеспечение платежно-расчетного оборота в рамках мирового хозяйства.

Обеспечение необходимых условий для нормального воспроизводственного процесса и бесперебойной реализации производимых товаров.

Регламентация и координация режимов национальных валютных систем.

Унификация и стандартизация принципов валютных отношений.

Национальные и международные валютные системы состоят из целого ряда схожих элементов, которые выполняют различные задачи и функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: