Понятие «общетрудовые умения и навыки»

Одной из главных задач трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида является формиро­вание общетрудовых умений и навыков. К таким умениям относят­ся ориентировка в задании, планирование работы, самоконтроль. Овладение всем этим для умственно отсталых школьников представ­ляет большую трудность. В то же время сформированность данных умений и навыков имеет первостепенное значение для эффективного осуществления их трудовой деятельности и успешного обучения.

Психологический анализ показывает, что формирование об­щетрудовых умений и навыков учащихся специальной (коррек­ционной) школы VIII вида находится в неразрывной связи с формированием самостоятельности действий. Поэтому на уроках трудового обучения в младших классах необходимо проводить целенаправленную и систематическую работу, направленную на формирование общетрудовых умений и навыков. Важнейшее ус­ловие развития необходимых умений и навыков учащихся — по­мощь и направляющее воздействие учителя. Без этого дети не мо­гут делать нужные обобщения, использовать приобретенные зна­ния и навыки для выполнения поставленной задачи.

В результате систематического руководства педагога, ориентиру­ющего и направляющего действия школьников, у них формируют­ся обобщенные умения контролировать и корректировать свои дейст­вия, осуществлять их планово, адекватно переносить свой прошлый опыт и знания в новые условия, действовать точно и согласованно.

Успешность трудового обучения в большой степени зависит от мотивов, которыми руководствуются учащиеся. Поэтому работу по формированию общетрудовых умений и навыков следует соче­тать с педагогической деятельностью по развитию личности уча­щихся, по формированию у них правильного отношения к труду, соответствующих мотивов деятельности. Кроме того, детей следу­ет обучать рациональным и продуманным приемам работы.

Итак, на уроках труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида необходимо не только научить де­тей выполнять определенные трудовые операции, но и обучать их интеллектуальным трудовым действиям. В первую очередь это от­носится к умению ориентироваться в задании, планировать пред­стоящую деятельность, а также осуществлять текущий и заключи­тельный самоконтроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: