Вокруг

Кролик, кромка, крот, крошка.

Крыса, крыша, крышка.

Правда, прачка.

Направо.

Пруд, пружина.

Прыгать, прыжок.

Провод, проводка.

Фронт, фрукты.

Цифра.

Хранить, храп, храпеть.

Хрупкий, хруст.

Охрана, сохранить.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].

На краю стола гроздь винограда. В кружке красная брусника. Брат прыгнул в пруд. Груша — это фрукт. Крыса — грызун. На крыше грачи. Прачка стирает простыни. Фрося принесла кролику прутики. Водопроводчик чинит кран.

Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Р].

Любит Груша виноград, Любит груши Груша.

Фрукты Груше купит брат, Груша будет кушать.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].

ар-яр яр-ар ар-яр-ар
ор-ёр ёр-ор ор-ёр-ор
ур-юр юр-ур ур-юр-ур
ыр-ир ир-ыр ыр-ир-ыр
эр-ер ер-эр эр-ер-эр

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].

Барбос, базар, баржа, бархат, бархатный, Варвара, дар, жар, карп, карта, март, марка, нарты, пар, парк, парта, фартук, царский, чарка.

Арбуз, аркан, аромат, артист, карман, картон, картофель, повар, самовар, яркий, доярка.

Дырка, дыры, фыркать.

Кирпич, мир, пир.

Бор, вор, двор, зоркий, корка, норка, порка, сорт, торт, форт, хор, чёртик, шорты.

Ёрш, актёр, боксёр, ковёр, костёр, монтёр, пятёрка, тёрка.

Бур, куртка, Мурка, турки.

Буран, пурга.

Герб, верба, держит, жерди, мерка, нерпа, первый, серп, терпкий, ферма, черви.

Юркий, юрта.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].

Анна кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. Командир поднялся на катер

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПОТЕШКАХ, РАССКАЗАХ, ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ

Выучить потешки, отработав произношение звука [Р].

Барашеньки -Крутороженьки

По горам гуляют,

В дудочку играют,

Раю развлекают.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу.

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Шёл Егор через двор.

Нёс Егор с собой топор. Шёл Егор чинить забор.

Проговаривать скороговорку, чётко произнося звук [Р].

Под крутой горкой —

Сырок с красной коркой.

Сорок сорок в короткий срок Съели сырок.

Выучить двустишье, отработав произношение звука [Р].

Рыжий Ромка очень рад —

У него родился брат.

Отгадать и выучить загадку, отработав произношение звука [Р] в словах.

Чёрный, проворный, Кричит «крак» — Червякам враг. (грач)

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Р].

Мальчик играл и разбил дорогую чашку. Никто не видал. Отец спросил: «Кто разбил?» Мальчику было страшно, но он сказал: «Я разбил». Отец похвалил: «Спасибо за правду».

_ (по Л.Толстому

89

КРОТ

У нас в огороде хозяйничает крот: прорывает ходы, портит парники с огурцами и помидорами, грызёт морковку. Даже под забором прорыл коридор. Уходи, крот, из нашего огорода, не то поставим на тебя капкан.

Отработав произношение звука [Р] в словах, провести подвижные игры.

ЗАЯЦ ЕГОРКА

Заяц Егорка Дети бегут по кругу, взявшись за руки, в

Свалился в озерко. центре на корточках сидит один ребёнок

Бегите под горку!

Спасайте Егорку Дети подбегают к нему и помогают встать

ИГРА В СТАДО

Мы вчера играли в стадо, Идут по кругу, взявшись за руки

Останавливаются, делают «коготки». Делают «рожки». Встают на четвереньки. Опять идут по кругу.

И рычать нам было надо.

Мы рычали: «Р-р-р»

И мычали: «My»,

По-собачьи лаяли: «Гав».

Не слыхали замечаний

Нины Николаевны.

А она сказала строго:

ЧТО За ШУМ ТАКОЙ у Вас? (Слова логопеда.)

Останавливаются. Качают головой. Загибают пальцы. Встают на четвереньки, потом делают «рожки». Идут по кругу. (Слова логопеда.)

Я детей видала много —

Таких вижу в первый раз. Мы сказали ей в ответ:

— Никаких детей тут нет! Мы не Ромы и не Вовы — Мы собаки и коровы!

— А она в ответ:

— Да что вы?

Ладно, если вы коровы, (Слова логопеда.)

— Я тогда — пастух.

— И прошу иметь в виду:

— Я коров домой веду.

(А.Барто)

У КОТА-ВОРКОТА

Дети парами выстраиваются друг за другом, держат руки «воротами».

У кота-воркота

Не закрыты ворота.

Не закрыты ворота

Один человек проходит через все ворота и разбивает последнюю пару и т. д.

Для честного народа.

Проходи, народ,

В огород.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р]-[Л]

яр-ял ёр-ёл юр-юл ир-ил ер-ел

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р], [Л]

ра-ла ар-ал

ро-ло ор-ол

РУ-лу ур-ул

ры-лы ыр-ыл

рэ-лэ эр-эл

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Л].

рак — лак Мара — мала

рама — лама работа — лопата

рана — Лана пора — спала

рожа — ложа краб — клад

рожки — ложки пруд — плут

роза — лоза крот-клоп

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Л].

Брала, врала, громыхала, дразнила, Ермолай, заработала, играла, Клара, кларнет, крокодил, крыло, коралл, Лара, мар: мелад, нравилась, орлы, проворонила, повернула, порвала, рыла, рыболов, свернула, тронула, уронила, формула, Фрол, хлор, царапнула.

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р], [Л].

Володя — рыболов. Ира ела мармелад. Кораллы на морском дне. Лара играла на кларнете. Крокодил зарылся в ил. У орла два крыла. Алла выросла. Клара собирала морошку. Мила подружилась с Ромой. Тамара написала формулу.

Проговаривать чистоговорки, чётко произнося звуки [Р], [Л].

Проворонила ворона воронёнка.

Карл у Клары украл кораллы.

А Клара у Карла украла кларнет.

Крокодил зарылся в ил, Спать собрался крокодил.

Выучить потешки, отработав произношение звуков [Р], [Л].

Сорока-белобока
Печку топила,
Кашу варила.

На порог скакала, Гостей созывала.

Солнышко,

Колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди,

Радуга-дуга

Не давай дождя!

Давай солнышка —

Колоколнышка!

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Л].

РЫБОЛОВ

Рома — рыболов. Рано утром он собрался на рыбалку. Нако
пал червей, сменил поплавок и грузило на удочке. На пруду
Рома забрался под куст ракиты и забросил удочку. Сначала
Роме попался карп, потом — пара карасей, потом голавль.
Удачная рыбалка!

В САДУ

Лара работала в саду. Она пропалывала клумбу. На клумбе жёлтые георгины и голубые астры, белый горошек и светло-оранжевая настурция. Лара закончит прополку, подметёт дорожки метлой и пойдёт играть с Милой.

92.

Отработав произношение звуков [Р], [Л] в словах, провести подвижную игру.

КЛЕН

За окном сосулька тает, Дети стоят лицом в центр круга, 4 прыжка на

Ветер тучи рвёт в клочки. но сочках, руки на поясе

Разжимает, разжимает Руки вверх; наклоны туловища влево-вправо,

Клён тугие кулачки. влево-вправо

Прислонился он к окошку. Руки перед грудью, локти опущены вниз;

И, едва растает снег, медленно разжимают кулачки

Мне зелёную ладошку 4 прыжка.

Клён протянет раньше всех. Наклоны. Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые руки — рукопожатие.

Отработав произношение звуков [Р], [Л] в словах, провести пальчиковую гимнастику.

РЫБКА

Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка. Грозят пальчиком. Медленно сближают ладони. Снова изображают, как плывёт рыбка. Делают хватательное движение обеими руками.

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула

Крошку хлебную взяла.

Рыбка ХВОСТИКОМ Махнула, Снова «плывут».

Рыбка быстро уплыла (М.Клокова)

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р']

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [F] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ И СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р'].

ря-ри-ре-рю-рё бря-гря-кря-пря

ри-ре-рю-рё-ря бри-гри-кри-при

ре-рю-рё-ря-ри бре-гре-кре-пре

рю-рё-ря-ри-ре брю-крю-трю-хрю

рё-ря-ри-ре-рю брё-крё-трё-прё

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р'].

Рябчик, ряд, рядом, горят, заряд, зарядка, ковырять, коряга, моряк, наряд, нырять, порядок, поварята.

Рябина, Боря, Варя, варят, дарят, жарят.

Брякать, грядка, грязь, грязный, крякать, пряжка, прялка, пряник, тряпка.

Рим, рис, Борис, варить, горит, дарить, корить, коричневый, Ирина, Карина, Марина, перина, пескари, словари, сухари, снегири, фонари, цари.

Варит, верит, двери, звери, курица, коридор, комарик, топорик.

Бритва, гриб, грива, зритель, криво, крик, природа, трикотаж.

Ребус, редко, редька, резать, рейка, репа, речь, речка.

Борец, варенье, гореть, деревня, деревья, коренья, ларец, сирень, тарелка, царевна, черешня.

Бремя, время, греть, грелка, гречка, дрель, зрение, крем, преть, трение, хрен.

Рёва, берёза, варёный, Берёвка, дарёный, ларёк, Серёжа, серёжки, хорёк.

Брёвна, крёстный... _

Рюмка, рюкзак, бирюза, урюк, Андрюша, брюки, крюк, крючок, трюк, трюм, хрюкать.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р'].

Моряки уходят в море. Рита режет огурец. На рябине снегири. Арина варит варенье из черешни. Марина варит уху из пескарей. Серёжа нарезал букет черёмухи. Ирина жарит грибы. У Андрюши шарики. У Гриши нарядные брюки. У Карины серёжки с бирюзой. Борис идёт по грибы. Бурёнку привязали под берёзой. Римме подарили букет ирисов.

Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Р'].

СНЕГИРИ

Потому снегирь зовётся снегирём,

Что к нам в гости прилетает с январём.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р'] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ

Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р'].

арь-ярь ярь-арь арь-ярь-арь

ырь-ирь ирь-ырь ырь-ирь-ырь

орь-ёрь ёрь-орь орь-ёрь-орь

урь-юрь юрь-урь урь-юрь-урь

эрь-ерь ерь-эрь эрь-ерь-эрь

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р'].

Букварь, вратарь, главарь, глухарь, декабрь, дикарь, дверь, календарь, ноябрь, октябрь, пекарь, сентябрь, словарь, токарь, фонарь, царь, январь, янтарь.

Борьба, Борька, горький, зорька, корь, хорь.

Богатырь, гирька, снегирь, ширь.

Дверь, зверь, поверь, теперь.

Проговаривать словосочетания и предложения, чётко произнося звук [Р'].

Интересный букварь. Коричневая дверь. Старинный фонарь. Серебристый пескарь. Горький перец. Утренняя зорька. Царь с царицей. Глухарь на рябине. На секретере календарь. На фабрике токарь. На берегу моря янтарь. Хорь унёс курицу.х

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р'].

НА МОРЕ

Марина и Андрюша отдыхают на море. Они резвятся на берегу, ищут кусочки янтаря, рисуют на песке. Мама угощает их мандариновым соком и черешней. Вечером Андрюша подарил Марине янтарик.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [PHP']

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р], [Р'].

ра-ря ря-ра ра-ря-ра

ры-ри ри-ры ры-ри-ры

рэ-ре ре-рэ рэ-ре-рэ

ро-рё рё-ро ро-рё-ро

ру-рю рю-ру ру-рю-ру

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Р'].

рад — ряд гора — заря

ров — рёв розы — берёзы

круг — крюк хор — хорь

рысь — рис Егор — Игорь

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р], [Р'].

У Маруси корова Бурёнка. Боря собирает грибы. Игорь играет на трубе. Ветки берёзы в снежной бахроме. На крючке краб. На рынке продают мандарины и абрикосы. В огороде зреют помидоры. Роман дремлет в кресле. Дверь в коридор открыта. У Марины нарядный сарафан.

Выучить поговорки, отработав произношение звуков [Р], [P'J,

Семь раз примерь, один раз отрежь.

Ноябрь — сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат.

Осенью серенькое утро, красненький денёк.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р'].

ЦЫПЛЯТА

(иллюстрация 32)

Во дворе пёстрая курица с цыплятами. Курица учит цыплят искать червей. Четыре цыплёнка слушают курицу, а два непослушных удирают на поиски приключений. Смотрите, цыплята, не попасть бы вам в беду!

СНЕГИРИ

На дереве во дворе красногрудые снегири. Прыгают с ветки
на ветку. Хочется снегирям отведать ярко-красной рябины.
Нравится им эта горькая ягода. Но не откажутся снегири и от
другого корма в кормушке: зёрен, крошек, семян репейника.
Покормите птиц зимой!

В ОГОРОДЕ

(иллюстрация 33)

У Ромы и Тамары огород. В огороде на грядках зреют красные помидоры, разноцветные перцы, хрустящие огурцы, цветёт сахарный горох, растёт кудрявая петрушка. Рома и Тамара рыхлят грядки, удобряют их. Хороший будет урожай!

Отработав произношение звуков [Р], [Р'] в словах, провести подвижную игру.

ЗИМА ПРОШЛА

Ритмично прыгают по кругу, хлопая руками по бокам.
Бегут по кругу, взявшись за руки. Прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом— против.

Воробей с берёзы

На дорогу — прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Вот журчит в канаве Быстрый ручеёк,

И не зябнут ножки —

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки!

Прыг, прыг, прыг!

Побегут букашки— Чик-чирик!

М.Клокова)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р'-Л']

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].

ря-ля арь-аль ри-ли ырь-ыль ре-ле эрь-эль рё-лё орь-оль рю-лю урь-уль ярь-яль ирь-иль ерь-ель ёрь-ёль юрь-юль

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].

рис — лис Марина — малина

Рита — липа Арина — Алина

дверь — ель пескарь — педаль

Римма — Лима Карина — калина Рина — Лина

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].

Акварель, бирюльки, гриль, дрель, жарили, зрители, календарь, рисовали, приносили, прилежный, смотрели, форель,электричество.

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].

Ребята поймали форель. Карина и Алина собирали малину. Марина и Лина рисовали акварелью. Зрители смотрели балет. У Коли электрический фонарик. У Бориса вельветовые брюки. Мама жарила курицу-гриль. Валя и Серёжа принесли календарь. Повар варит варенье из клюквы. Мы купили мандарины и лимоны.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [РИЛИР'НЛ']

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [Л], [Л'].

ра-ла-ря-ля ар-ал-арь-аль ер-ел-ерь-ель

ро-ло-рё-лё ор-ол-орь-оль ёр-ёл-ёрь-ёль

ру-лу-рю-лю ур-ул-урь-уль юр-юл-юрь-юль

ры-лы-ри-ли ыр-ыл-ырь-ыль яр-ял-ярь-яль

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Р], [Л'], [Л'].

Брил, бриллиант, боролись, бормотали, Валера, вертолёт, вырубали, вертели, Гаврила, грел, глухарь, жерлица, играли, карусель, Кирилл, клевер, Лариса, ларёк, проверяли, превратили, рояль, словарь, требовали, уварили, фотографировали.

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [Л], [Л'].

Валера красил вертолёт. У белки в дупле грибы и орехи. Кирилл принёс кроликам морковку. На клумбе расцвели тюльпаны и нарциссы. Лариса вертелась перед зеркалом. В апреле на орешнике распустились серёжки. С бархана на бархан перебирался караван верблюдов. Марина разбила фарфоровую тарелку. Врач прописал Карине горькое лекарство. Борцы тренировались в спортзале.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Р], [Р'], [Л], [Л'].

СЕЛЬСКАЯ ПЕСНЯ

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей

Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,

Что из стран далёких Принесла с собой...

(А.Плещеев)

ПЕТРОДВОРЕЦ

Ура! Мы едем наконец!

Ура! Ура! В Петродворец!

Мы гурьбой побродим в парке.

Там деревья, словно арки.

Там шумит волна морская,

И у моря нету края.

Там «Самсон», фонтан могучий,

Бьёт до солнца, бьёт до тучи.

Там зелёные драконы

Вход в пещеру стерегут.

Там пионы на газонах

И настурции цветут.

Там фонтаны — пирамиды.

А какой Большой дворец!

Поезжайте поскорее

Посмотреть Петродворец.

ЛЕТНИЙСАД.

В Летнем саду листопад.

Листья в саду шелестят.

В канавке Лебяжьей

купаются листья, Газоны от листьев

дворники чистят. Грустные статуи

в тихих аллеях.

В тихих аллеях

осенью веет.

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ В ЛЕСУ

Декабрь, январь, февраль Проходят чередой

С морозом, со снежком,

С Рождественской звездой.

Март, апрель и май зелёный Дарят листья липам, клёнам. Просыпаются сады, Распускаются цветы.

Июнь, июль и август загорелый

С росой, цветами, мёдом, хлебом спелым,

С купаньем в речке утром, на рассвете.

Как любят это время года дети!

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождём и листопадом.

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

В ЛЕСУ

Здесь, в лесу, царит прохлада,

Здесь кричать, шуметь не надо.

По лесной тенистой стёжке

Мы до просеки дойдём,

На полянках вдоль дорожки

Земляники наберём

И под пенье разных птичек

Россыпи найдём лисичек.

РЫБКА

Рыбка, словно мотылёк,

Над водой взлетела.

Глазик — чёрный уголёк

И, как льдинка, тело.

Плавнички дрожат, трепещут,

Спинка выгнулась дугой,

Чешуинки так и блещут

У красавицы такой.

Я собрался на рыбалку,

Только вот рыбёшку жалко...

ЗИМА

Белый снег покрыл поля и сёла,

В серебре деревья и дома.

Я качу с горы такой весёлый!

Здравствуй, раскрасавица-зима!

ЛЕТО В ГОРОДЕ

Вот жара! Вот солнцепёк!

От жары асфальт потёк.

На улице прохожие

Спасаются мороженым.

В лужах плещутся скворцы,

А мальчишки-сорванцы

Под струю фонтана встали,

И прогонишь их едва ли.

НА ПЛЯЖЕ

А на пляже, а на пляже

Есть катамараны даже,

Мотоциклы, катера.

Веселится детвора!

Приходите, не ленитесь,

Покатайтесь, окунитесь,

Поваляйтесь на песка.,

И поплавайте в реке!

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р'], [Л], [Л'].

КУРОЧКА РЯБА

Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое.

МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА

Муравей пришёл к ручью пить. Волна набежала и чуть его не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть и хотел поймать голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнули и улетела.

(по Л.Толстому)

ЗАБЫВЧИВАЯ ЛАДА

(иллюстрация 34)

Мама подарила Ладе шёлковый платок. Лада берегла подарок. Один раз она хотела надеть платок на прогулку и решила его прогладить.

Вдруг Лада вспомнила, что оставила на плите молоко. Лада побежала на кухню, а утюг оставила на платке. Когда она вернулась в комнату, то поняла, что молоко спасла, а платок потеряла.

ПРОСТУПОК

(иллюстрация 35)

Кирилл порвал на прогулке рубашку. Испугался Кирилл, что мама будет его ругать. Пришёл он домой и бросил рубашку в корзину с грязным бельём. Мама скоро обнаружила рубашку и сказала: «Ты меня огорчил, Кирилл, не тем, что рубашку порвал, а тем, что хотел скрыть свой проступок».

ЛЕБЕДИ

(иллюстрация 36)

Пролетело лето. Выросли у лебедей лебедята. Собрались лебеди в тёплые края. Замахали лебеди крыльями. Поднялись лебеди над родными полями, над зелёными лесами. Полетели лебеди над реками, над озёрами. «Прощай, родная земля! — закричали лебеди.— Весной мы вернёмся назад!»

ДОБРЫЙ ЛЕОПАРД

(иллюстрация 37)

У входа в цирк жалобно плакал заяц. К зайцу подошёл леопард и спросил: «Что ты плачешь?» — «Хочу в цирк, но контролёр-волк не пускает меня». «Ладно,— сказал леопард,— купи две булочки и возьми их под мышки». Так заяц и сделал. Волк пропустил леопарда, но, увидев зайца, закричал: «Этого не пущу!»

— «Как это не пущу? Разве я не могу взять с собой бутерброд?» Волку нечего было сказать. Так добрый леопард помог зайцу попасть на представление. (по Н.Майбороде)

Проговаривать скороговорку, отработав произношение звуков [Р] [Р'], [Л] [Л'].

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали

Автоматизация и дифференциация йотированных звуков

Проговаривать слова, чётко произнося [J].

Ева, ела, ель.

Воет, лает, моет, ноет, роет, тает, шагает.

Ёж, ёжик, ёлка, ёмкость, ёрш, ёршик.

Даёт, жуёт, куёт, поёт.

Юг, южный, Юля, Юра, юркий, юла, юлит.

Вою,даю, жую, кую, мою, пою, рою, сею.

Яблоко, ягода, ягодки, яд, як, Яков, якорь, яма, Яна, ярко, яркий, ясно, ясный, ястреб, ясень, ящерица, Яша.

Баян, маяк, моя, паять, рояль, стая, туя, твоя, хвоя.

Йод, йогурт.

Проговаривать предложения, чётко произнося звук [J].

Яна ест йогурт. Ёж тащит яблоко. Юра заводит юлу. Юля ест
ежевику. Яков удит ершей. В ящике много яблок. Волк воет
на луну. Юля решает задачу. Яша поёт в хоре, Ева играет на
рояле.

Проговаривать двустишия, чётко произнося звук [J].

Ежевику ела Ева,

Кустик — справа,

Ева — слева.

Еж под ёлкою лежит

И от холода дрожит.

Юра с Юлей не играл,

Он юлу ей не давал.

Яна якорь вышивала, Молча яблоко жевала.

Выучить стихотворение, отработав произношение звука [J].

ЯЛИК

На якоре ялик стоял у причала,

Волна, набегая, тот ялик качала.

А ёж-капитан по причалу ходил,

«Насвистывал песню и трубку курил.

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [J].

В САДУ

Юля и Юра работают в саду. Они белят яблони, окапывают кусты ежевики, поливают цветы.

ЕЖИХА

У ежихи нора под елью. В норе у неё ежата. Ежата маленькие и слепые. Ежиха кормит их молоком, а потом убегает на охоту. Если ей удаётся поймать юркую ящерицу, она будет сыта, и у ежат будет молоко.

ЗАЙКА

(иллюстрация 38)

Пошла Майка за старый сарай на лужайку и услышала, что в яме у сарая кто-то тоненько плачет. Подошла Майка к яме, а там маленький зайка. Достала Майка зайку из ямы, положила на лужайку. А зайка как припустит со всех ног через лужайку в ельник!

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л']-[<1]

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Л'], [J].

ле-е е-ле ле-е-ле

ля-я я-ля я-ля-я

лё-ё - ё-лё лё-ё-лё
лю-ю - ю-лю лю-ю-лю
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Л'], [J].  
ляг — як Юлька Юлька — люлька
люк — юг ямка — лямка
Лель — ель Яшка - - бляшка

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Л'], [J].

Яша и Лида поливают яблони. Под елью Лёва увидел ёжика. Алёна поёт и танцует. Бельчата скачут с ёлки на ёлку. Юля ест малину. Алина моет лимоны. Ева отдыхает на юге. У Лили юбка на лямках. На поляне ежиха с ежатами,. Я сею сельдерей.

Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Л'], [J].

В ИЮЛЕ

Солнце жарит с высоты, Никнут травы и цветы, Даже птицы не летают,

Ёж под елью отдыхает, Юркнет ящерка под пень,

А Егорка сядет в тень.

ПРОИСШЕСТВИЕ

Юля с Лялей на полянке

Днём плели венок для Янки.

Их ежата напугали, В яму девочки упали И забыли про венок, Побежали со всех ног.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Л'], [J].

ПО ЯГОДЫ _

Лена и Яша пошли по ягоды. На опушке леса много спелой земляники. Лена большая, а Яша маленький. Лена кладёт

ягоды в лукошко, а Яша ест ягоды. Потом дети отдыхают под ёлкой на поляне и возвращаются домой.

ЮЛЕНЬКА

(иллюстрация 39) - ------- - ^

Юленька маленькая. Она лежит в коляске. Л и ля гуляет с Юленькой, катает её в коляске, поёт ей колыбельную:

Люли-люли-люли, Прилетели гули, Колыбель качали, Песню напевали.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]-[J]

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Л], [ J].

ла-я я-ла я-ла-я

лэ-е е-лэ е-лэ-е

ло-ё ё-ло ё-ло-ё

лу-ю ю-лу ю-лу-ю

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Л], [J].

як — лак юг — лук

яма — лама ёж — ложь

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Л], [J].

Юра ел лук. Яна собирает ландыши. У Евы юла. Лось стоял под ёлкой. Володя поедет на юг. Мила вышивала яблоко. Волк упал в яму. У причала на якоре лодки и ялики. У Клавы яркое платье. Свёклу и лук кладут в ящики.

Выучить потешки, отработав произношение звуков [Л], [J].

Ёжик Ермошка

Сидел у окошка,

Булку жевал,

Песню напевал.

Мила мыла ежевику,

Угощала ею Вику.

Вика ягоды хвалила И «спасибо» говорила.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Яну не буди.

Темна ноченька — не спится,

Моя Яночка боится.

Ты, собачка, не лай,

Мою Яну не пугай!

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Л], [J].

НА ПЛОТУ

v Светит яркое солнышко, по небу плывут облака, поют птицы. Володя и Яша плывут на плоту. Володя ловит ершей, а Яша его рисует.

Отработав произношение звуков [Л], [J] в словах, провести подвижную игру.

ДВЕ КОЗЫ

МИМО Нас ПоехалиБегут по кругу

Две КОЗЫ С Орехами. на носочках.

Ехали ЛУЖКАМИ Меняют направление,

С ПОЛНЫМИ Мешками, идут большими шагами.

Ехали Дорожками Меняют направление,

С ПОЛНЫМИ Лукошками... бегут на носочках.

КОЗЫ, КОЗЫ, КОЗУШКИ, Останавливаются,

Козы-белоногушки! ритмично прыгают.

ЧТО Же ВЫ С Орехами Потягиваются.

К нам-то не заехали? Приседают.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [PHP'MJ]

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [J].

ра-ря-я ря-ра-я ра-я-ря

ро-рё-ё рё-ро-ё ро-ё-рё

Ру-рю-ю рю-ру-ю ру-ю –рю

Рэ – ре – е ре-рэ-е рэ-е-ре

Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [J].

як — рак ежи – рожи юбка - рубка

Яна – рана еноты – работа южный – наружный

Яма – рама ёж – рожь юлить -рулить

Ясли – росли ели – смотрели

Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [J].

Юра ел ягоды и увидел радугу. Ёж побежал в рожь. У Яны на пальце рана. Рак живёт в реке, а як пасётся у реки. Еноты делают свою работу — роют нору. Юра собирает ежевику. Юля варит варенье из яблок. Яша рисует ежа. Юнга — юный моряк.

* Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р'], [Л], [Л'], [J].

ПОД ЯБЛОНЕЙ

(иллюстрация 40)

Яна и Яша ели яблоки под яблоней. Вдруг из-под лейки выскочила ящерица. «Ой, я боюсь!» — вскрикнула Яна и уронила яблоко. Ящерица юркнула в ямку под яблоней. «Ящерица тоже боится»,— засмеялся Яша.

Отработав произношение звука [Р], [Р'], [Л], [Л'], [J] в словах, провести подвижную игру.

ЯБЛОНЯ

Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга стоит водящий. Останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальчику, водящий отрицательно качает головой Пожимают плечами

— Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Заморозил их мороз?

Или ветер их унёс?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?

— Не морозил их мороз, Опять загибают до одному пальчику.

И не ветер их унёс,

Не спалило их огнём,

Града не было с дождём,

Птицы их не поклевали.

Дети оборвали! Разбегаются, водящий бежит за ними, «пятнает».

(югославская песенка)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М., 1979.

Генинг М. Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1976.

Избранные пословицы и поговорки русского народа. / Под ред. А. А. Прокофьева М., 1957.

Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. СПб., 1995.

Ковшиков В. А* Материалы для выявления и коррекции нарушений произношения звуков. СПб., 1994.

Логопедия. / Под ред. проф. Л. С. Волковой М., 1989. s

Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982.

Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Л евиной М., 1969.

Правдина О. В. Логопедия. М., 1973.

Pay E. Ф. Исправление недостатков произношения у школьников. М., 1980.

Русские пословицы и поговорки. / Под ред. В. К. Соколова М., 1969.

Словарь русских пословиц и поговорок / Сост. В. П. Жуков М., 1967.

Успенская Л. П., Успенский Й.Б. Учитесь правильно говорить. М., 1993.

Ушинский К. Д. Детям М., 1978.


Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1981.

Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.

Хрестоматия для маленьких. / Сост. И. С. Желтиков М., 1971.

Хрестоматия по детской литературе. / Сост. А. Л. Табенки-

на, М. К. Боголюбская М., Чёрная курица. Сказки русских писателей, М., 1984. Задушевное слово. СПб., 1901—1903.

Оглавление

От автора.................................................................................... 3

Автоматизация и дифференциация

свистящих звуков...................................................................... 6

Автоматизация и дифференциация

шипящих звуков....................................................................... 30

Дифференциация свистящих

и шипящих звуков.................................................................... 40

Автоматизация и дифференциация аффрикат................. 50

Дифференциация свистящих,

шипящих и аффрикат............................................................. 69

Автоматизация и дифференциация

сонорных звуков,..................................................................... 73

Автоматизация и дифференциация

йотированных звуков............................................................ 103


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: