Окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью

1 Застенчивость - самая типичная <болезнь> юношеского возраста. В 17-20

1лет от нее страдают свыше 40%, а в 15-16 лет - свыше 70% юношей и девушек.

Особенно тяжело переживают застенчивость мальчики, так как эта черта ка-

1жется им <не мужской>.

При всей их внешней браваде и самоуверенности, особенно на людях и в

Компании сверстников, довольно многие старшеклассники страдают пони-

1женным самоуважением, что побуждает их <закрываться> от окружающих,

1 представляя им какое-то <ложное лицо> (<представляемое <я>). С суждениями

1 типа: <Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на

1.31юдей впечатление> и <Я склонен надевать <маску> перед людьми> - юноши с

Ризким самоуважением соглашались почти в шесть раз чаще, чем обладатели

Йысокого самоуважения. Юношам с низким самоуважением хочется скрыть

ICBOH слабости, но необходимость <играть роль> вызывает страх, как бы не сде-

Лать ложного шага. Тем самым усиливается внутренняя напряженность. Юно-

Ши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко все-

Му, что так или иначе затрагивает их личность, болезненно реагируют на кри-

Тику, смех, порицание. Их беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они

Острее реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они об-

Наруживают какой-то недостаток в самих себе. Вследствие этого им свойствен-

На склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты,

Причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважеиия

Человека, тем более вероятно, что он страдает от одиночества.

Это создает серьезную проблему для родителей и воспитателей.

Нп нрл7ппт1пр.твппр,ттнпсть собой и высокая самокоитичность далеко не всегда

идеального <я> - нормальное, естественное следствие роста самосознания и

Необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

У интеллектуально более развитых и творческих подростков расхождение

между наличным и идеальным <я>, т. е. между теми свойствами, которые

Индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать, значи-

Тельно больше, чем у ребят со средними способностями. Дневники и личные

Документы многих великих людей, напримбр Л. Толстого, также свидетель-

Ствуют о том, что почти все они, кто реже, кто чаще, переживали чувство

Острой неудовлетворенности собой и творческого бессилия.

Рефлексивная самокритика творческой личности и пониженное само-

Уважение невротика похожи друг на друга тем, что в обоих случаях присутству-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: