кого достоинства>. Активная жизненная позиция, выработка которой состав-
Ляет стержень нравственного воспитания, возможна только на основе развитой
Самодисциплины и глубокого усвоения норм коммунистической морали. Но
Эта позиция обязательно должна быть личной.
Шеский возраст сложен; при всей тяге к независимости юноши и девушки нужда-
Ются в родительском совете и помощи. Но совет и убеждение нельзя заменить
Приказами и окриками. В силу возрастных, межпоколенных и ролевых разли-
Чий родители почти никогда не в состоянии целиком принять и одобрить
Поведение, вкусы и стиль жизни своих взрослеющих детей. Многих из них это
раздражает, побуждает жестко и непримиримо противопоставлять <мы> и <они>,
Апеллировать к наказаниям и сентенциям. Но уверенность в своей правоте не
Должна превращаться в чувство своей непогрешимости.. Нетерпимость - плохой
Советчик.
Во-первых, многие недостатки (как и достоинства) наших детей -
|
|
Продолжение наших собственных качеств, следствие нашего собственного сти-
Ля жизни. Выросшие дети - зеркало, в котором отражаются, иногда в преуве-
Личенной, гротескной форме, те черты, которые мы не хотим замечать в самих
Себе - вещизм, приспособленчество, недостаток самостоятельности, чуткос-
Ти - и которые склонны преувеличивать в них.
Во-вторых, авторитарный стиль воспитания, попытки заменить убежде-
Ние приказом педагогически неэффективны, вызывают у юношей негативную
Реакцию и протест. А если нет - еще хуже, ибо это значит, что ваш ребенок
Слабоволен, несамостоятелен или апатичен.
В-третьих, каждое поколение и каждый индивид имеет право на собст-
Венную индивидуальность.
Чем старше становятся дети, тем больше в них собственной независи-
Мости от родителей. Не надо бояться этого и делать вид, будто у нас в карманах
Лежат готовые ответы на все жизненные вопросы, только почему-то недосуг их
Вовремя достать. Только тот, кто самокритичен, может понять другого, признав
За ним право на собственный поиск.
Воспитателя часто сравнивают со скульптором. Но человеческое дитя -
Не глина, из которой можно вылепить все что угодно, и даже не мрамор, про-
Тивопоставляющий усилиям скульптора неподатливость материала. Если уж
Сравнивать воспитателя со скульптором, то скорее со скульптором по дереву,
Вроде Коненкова или Эрьзя, которые свой творческий замысел осуществляют
Не вопреки материалу, а в нем и через него. Увидеть в сучковатом куске дерева
|
|
Голову старика Или бегущего оленя и своими усилиями объективировать этот