«О всесоюзном социалистическом соревновании за успешное выполнение заданий двенадцатой пятилетки»
ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ отмечают, что решения XXVII съезда КПСС, взятый партией курс на ускорение социально-экономического развития страны получили единодушную поддержку и одобрение советских людей. Они активно включились в практическое осуществление намеченных планов интенсификации производства. Многие трудящиеся, следуя традициям ударничества и стахановского движения, проявляют творческую инициативу и новаторство, вносят ценные предложения по совершенствованию организации труда, техники и технологии, внедрению экономических методов хозяйствования.
Широкое распространение получает опыт передовых коллективов Москвы и Ленинграда, Волжского объединения «АвтоВАЗ» по наращиванию объемов производства за счет научно-технического прогресса; предприятий и организаций Украины — по эффективному использованию вторичных ресурсов; железнодорожников Белоруссии — по ускорению темпов роста производительности труда. Коллективы ряда машиностроительных предприятий Новосибирской, Свердловской, Харьковской областей обязались в двенадцатой пятилетке полностью перейти на выпуск основной продукции, превосходящей по техническому уровню и качеству лучшие отечественные и мировые образцы. Строители Азербайджана, Литвы, Эстонии, Архангельской, Камчатской, Саратовской, Томской областей развернули движение за ритмичный ввод и высокое качество жилых домов и объектов социально-культурного назначения, а Липецкой и Челябинской областей — за ускорение реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий. Коллективы передовых колхозов, совхозов и предприятий агропромышленного комплекса Алтайского, Краснодарского, Ставропольского краев, Курганской и Орловской областей, внедряя хозяйственный расчет и коллективный подряд, решили работать на самоокупаемости. Многие рабочие обязались к 70-летию Великого Октября выполнить план двух лет пятилетки по росту производительности труда при отличном качестве продукции. Активную поддержку получает инициатива комсомольско-молодежных бригад отработать в текущем году не менее четырех свободных дней на строительстве жилья, школ, больниц, клубов, спортивных сооружений.
|
|
Новый прилив трудовой и общественно-политической активности вызвало Обращение Центрального Комитета КПСС к трудящимся Советского Союза о развертывании всенародного социалистического соревнования за успешное выполнение и перевыполнение планов двенадцатой пятилетки. Сила социалистического соревнования — в его массовости, в возможности повторения и приумножения передового опыта, в практической реализации творческих способностей советского человека, превыше всего ставящего заботу об укреплении могущества Родины. Следует совершенствовать организацию соревнования, повсеместно создавать необходимые условия для развития инициативы трудящихся.
|
|
Придавая важное значение социалистическому соревнованию в деле ускорения социально-экономического развития страны, Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР, Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов и Центральный Комитет ВЛКСМ постановляют:
1. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам партии, министерствам и ведомствам, Советам Министров союзных республик, советским и хозяйственным органам, партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, опираясь на трудовую и общественную инициативу советских людей, развернуть массово-политическую и организаторскую работу по развитию Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение заданий двенадцатой пятилетки. Обеспечить активное участие в соревновании всех рабочих, колхозников, инженерно-технических, научных работников, специалистов и служащих, коллективов бригад, участков, отделений и ферм, предприятий, объединений, совхозов, колхозов, организаций и учреждений, студенческих отрядов
Центральная задача в организации социалистического соревнования — направить инициативу и творчество миллионов тружеников городов и сел на достижение намеченных рубежей в экономическом и социальном развитии. Необходимо сделать все для того, чтобы ни один трудовой почин не остался без внимания и поддержки. Всемерно развивать трудовую состязательность — индивидуальную и коллективную, товарищескую взаимопомощь. Лучше использовать возможности соревнования для воспитания каждого его участника в духе высокой ответственности за порученное дело, коллективизма, нетерпимого отношения к бесхозяйственности и расточительству, пьянству, хищениям, любым отклонениям от норм социалистической морали.
Главными целями соревнования считать коренное повышение производительности труда, качества продукции, экономию всех видов ресурсов, безусловное выполнение договорных обязательств, укрепление трудовой дисциплины. Ориентировать соревнующихся на превышение мирового уровня по важнейшим показателям за счет научно-технического прогресса.
ЦК КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ призывают сосредоточить усилия участников Всесоюзного социалистического соревнования:
рабочих, колхозников, коллективов бригад — на увеличении выработки, выпуске всей продукции высокого качества, экономии и бережливости, эффективном использовании сырья, машин и оборудования, активном участии в освоении и внедрении новой техники и технологии, в техническом творчестве, строгом соблюдении трудовой, технологической и производственной дисциплины;
инженерно-технических работников и специалистов — на ускорении использования в производстве достижения научно-технического прогресса, совершенствовании техники и технологии, организации труда и производства, снижении трудоемкости и материалоемкости продукции, инженерном обеспечении выполнения планов и социалистических обязательств трудовых коллективов, создании безопасных и здоровых условий труда;
коллективов объединений, предприятий, колхозов и совхозов, строительных и других организаций — на достижении высшего в отрасли уровня производительности труда, увеличении выпуска продукции высшей категории качества, экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов, обеспечении ритмичности производства, технологической дисциплины, сокращении потерь рабочего времени, росте фондоотдачи, на выполнении всех договорных обязательств по поставкам, разработке и внедрении новой высокоэффективной техники и прогрессивных технологий, изобретений и рационализаторских предложений, всемерном наращивании производства и реализации продуктов земледелия и животноводства, товаров народного потребления, обеспечении нормативных сроков строительства, безопасности труда, улучшении производственных, жилищных и культурно-бытовых условий трудящихся;
|
|
коллективов научно-исследовательских, проектных, конструкторских организаций — на создании техники новых поколений, эффективных технологических и конструкторских решений, высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур и пород животных, достижении в этих областях передовых позиций в мире, сокращении сроков внедрения разработок в производство;
трудящихся городов, районов, областей, краев, республик — на комплексном решении экономических и социальных задач, осуществлении региональных научно-технических программ, эффективном использовании производственного и научного потенциала, земли, трудовых, материальных, вторичных ресурсов, совершенствовании капитального строительства, расширении выпуска и повышении качества товаров народного потребления, увеличении производства продовольствия, улучшении торговли, бытового, транспортного, медицинского и других видов обслуживания населения, благоустройства населенных пунктов.
2. Министерствам, ведомствам, Советам Министров союзных республик, партийным, советским, профсоюзным, комсомольским, хозяйственным органам повысить уровень организации социалистического соревнования, развивать стремление трудовых коллективов и отдельных работников максимально использовать свои резервы, достигать наивысших рубежей. В этой работе прочнее опираться на прогрессивные методы хозяйствования и управления, на хозяйственный расчет и коллективный подряд, сочетание материальных и моральных форм поощрения.
|
|
Обеспечить всестороннюю экономическую обоснованность социалистических обязательств, которые должны стать важнейшим средством формирования напряженных планов. Поддерживать инициативу трудовых коллективов по включению обязательств (встречных планов) в годовые планы.
Поощрять также принятие обязательств сверх утвержденного плана по повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов, решению производственных и социальных вопросов за счет внутренних резервов.
Настойчиво и последовательно проводить в жизнь принцип социальной справедливости при оценке трудового вклада и поощрения участников соревнования, полнее использовать для этого все формы и системы стимулирования, осуществляемые за счет фонда заработной платы, фонда материального поощрения и специальных средств. Рекомендовать трудовым коллективам повышать размеры премий за основные результаты хозяйственной деятельности с учетом занятых мест по итогам социалистического соревнования, отдавать предпочтение тем, кто стабильно добивается высоких показателей с начала года и пятилетки. По мере создания условий вести дело к тому, чтобы система премирования на предприятиях и в организациях была прямо связана с достижениями в социалистическом соревновании.
Победителям соревнования предоставлять преимущества при распределении благ из общественных фондов потребления, установить, что начиная с 1987 года коллективам-победителям во Всесоюзном социалистическом соревновании отчисления в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства увеличиваются на 25 процентов, а в отраслевом — на 15 процентов за счет резерва (централизованного фонда) вышестоящей организации.
Всемерно повышать роль морального фактора в соревновании. Вовремя замечать, поддерживать и возвышать творческую инициативу, добросовестный труд, профессиональное мастерство рабочих, колхозников и специалистов. Представлять наиболее отличившихся к государственным наградам. Имена и дела передовиков должны быть известны в трудовом коллективе, отрасли, в республике и стране. Расширять и усиливать гласность соревнования, его задач, хода и итогов. Оперативно информировать соревнующихся о передовом опыте, помогать им сопоставлять результаты своей деятельности с достижениями других коллективов и работников, раскрывать причины успеха одних и отставания других. Эффективнее использовать в этих целях печать, радио, телевидение, различные средства и формы информационно-пропагандистской работы, устной и наглядной агитации. Вся система гласности, оценки и стимулов должна создавать и коллективах атмосферу, благоприятную для творческого высокоэффективного труда, полного проявления способностей человека, его идейно-нравственного воспитания.
3. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, ВЦСПС, министерствам, ведомствам и ЦК отраслевых профсоюзов, советским, профсоюзным, комсомольским и хозяйственным органам улучшить руководство социалистическим соревнованием в отраслях, регионах и в трудовых коллективах. Поднять персональную ответственность хозяйственных руководителей всех звеньев управления за организацию соревнования, создание необходимых экономических, технических и социальных условий для его развития. Обеспечить своевременное доведение до трудовых коллективов планов, а до бригад и каждого работника — заданий по важнейшим показателям с тем, чтобы каждый участник соревнования заранее знал конкретные ориентиры для ударной работы. Решительно искоренять формально-бюрократическое отношение к формированию обязательств, порочную практику подведения итогов соревнования в узком кругу. Пресекать попытки подменять живую организаторскую работу сбором различных информации и отчетов.
Сократить количество показателей соревнования. Они должны соответствовать поставленным пятилеткой задачам, обеспечивать сравнимость, единство отраслевых и территориальных требований к соревнующимся. Творчески подходить к выбору форм и видов соревнования. Развивать те из них, которые открывают простор инициативе, способствуют интенсификации производства, достижению высоких конечных результатов. Учитывая ориентацию Всесоюзного социалистического соревнования на комплексное решение задач ускорения экономического и социального развития, считать нецелесообразным организацию в его рамках соревнования за промежуточные результаты, выполнение отдельных показателей, производство единичных видов продукции.
В целях лучшего обеспечения сравнимости результатов учитывать однородность производств, их техническую оснащенность, природные и другие объективные факторы. Итоги Всесоюзного социалистического соревнования подводить ежегодно по нарастающим результатам выполнения пятилетних заданий. При подведении итогов не допускать каких-либо отступлений от утвержденных
1. Постройка основных районных электрических станций первой очереди и основных линий электропередач соответствующим расширением круга деятельности заводов для электротехнического оборудования.
2. Сооружение районных станций следующей очереди, дальнейшее развитие электрических сетей и последовательная электрификация важнейших производственных процессов.
3. Электрификация промышленности, транспорта и земледелия. Из этого основного хозяйственного плана, рассчитанного на ближайшую эпоху, должны в своих очередных планах и расчетах исходить хозяйственные центры Советской республики, мобилизуя свои главные силы и средства в первую очередь на разрешение основных задач каждой хозяйственной очереди...
Осуществление намеченного плана возможно не путем отдельного, единовременного героического усилия передовых элементов рабочего класса, но путем упорного, систематического, планомерного труда, вовлекающего в свой круг все большие и большие массы трудящихся. Успешность такого рода расширяющейся мобилизации и трудового воспитания может быть обеспечена только при настойчивом выявлении самым широким массам города и деревни внутреннего смысла хозяйственного плана, его внутренней последовательности, которая обеспечивает осязательные для всех плоды только по истечении длительного периода, требующего величайшего напряжения и величайших жертв...
2. План ГОЭЛРО (Краткая аннотация)*
«План электрификации РСФСР», составленный Государственной Комиссией по Электрификации России и представленный ею VIII съезду Советов (сокращенно — план ГОЭЛРО), состоял из двух основных частей.
Первая часть именовалась «Введение к докладу VIII съезду Советов Государственной Комиссии по Электрификации России». В ней рассматривалась история постановки проблемы электрификации, давалось социально-экономическое и техническое обоснование задач электрификации, характеристика основных аспектов плана и реальных заданий, определялись перспективы развития народного хозяйства на ближайшие 10—15 лет. Эта часть делилась на 8 разделов: А. Электрификация и план государственного хозяйства; Б. Электрификация и топливоснабжение; В. Электрификация и водная энергия; Г. Электрификация и сельское хозяйство; Д. Электрификация и транспорт; Е. Электрификация и промышленность; Пояснительная записка к схематической карте электрификации России; Общая опись материалов Государственной Комиссии по Электрификации России.
Каждый из разделов А — Е был насыщен большим цифровым (табличным в том числе) материалом, диаграммами, сносками на литературу и т. д. Внутренняя структура этих разделов была неоднозначной. Разделы А, Б, В, Г представляли, как правило, сплошной текст с выделенными на полях рубриками. Разделы Д и Е делились на части и более мелкие подразделы. «Пояснительная записка» состояла из Введения и характеристики заданий по 8 экономическим районам, выделенным Комиссией: Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Кавказский, Западная Сибирь, Туркестанский. «Общая опись материалов» насчитывала около 277 названий. Этот перечень дает представление как об источниках плана, так и о промежуточных разработочных документах Комиссии. К первой части прилагались карты и схемы.
Вторая часть плана ГОЭЛРО представляла Записки о планах электрификации выделенных экономических районов. Они были составлены с участием районных комитетов Комиссии и были также изданы впервые в 1920 г. к VIII съезду Советов. Каждая из записок имела во многом отличную структуру, что связано прежде всего с уровнем развития отдельных районов. Так, записка об электрификации Кавказского района отличалась известной краткостью. Она именовалась «Общий план электрификации Кавказа» и состояла из 7 глав (I. Горное дело; II. Железные дороги; III. Города и населенные центры; IV. Текстильная промышленность; V. Деревообделочная и металлообрабатывающая промышленность; VI. Обработка питательных веществ; VII. Сельское хозяйство) и Заключения.
Записка «Электрификация Центрально-промышленного района» включала «Список работ сотрудников комиссии по электрификации Центрально-промышленного района, послуживших материалом для составления плана электрификации района» и главы: I. Общее описание Центрального района; II. Топливоснабжение Центрального района; III. Характеристика промышленности Центрального района; IV. Предположение о развитии промышленности в Центральном районе; V. Определение потребной мощности для электрификации железных дорог; VI. Определение мощности электрической станции; VII. Расположение и описание проектируемых электрических станций и электропередач; VIII. Краткое описание распределительных сетей. Масштаб и очередность сооружений; IX. Сметные соображения; X. Экономические соображения относительно электрификации Центрально-промышленного района; XI. Об использовании существующих городских, фабричных, заводских и прочих электрических станций (пункт А программы ГОЭЛРО) для усиления снабжения электрической энергией Центрально-промышленного района. Каждая из глав имела многочисленные подразделы и рубрики, отмеченные в их содержании. Например, глава I включала вопросы: Состав Центрального района, Устройство поверхности Центрального района, Почвы, Орошение, Пути сообщения, Климат, Население, Распределение земли по угодьям, Земледелие, Сельскохозяйственные культуры, Сбор продовольственных и кормовых хлебов, Значение приведенных статистических данных, Добывающая промышленность, Железные руды, Топливо, Каменный уголь, Торфяные залежи, Лесные богатства. В главе X рассматривались: Баланс топлива и энергии, Процент электрификации, Преимущества электрификации, Экономия топлива, Разгрузка транспорта, Относительное значение данного проекта электрификации, Потребное количество рабочей силы, оборудования и денежных средств.
Из первой части плана ГОЭЛРО
А. Электрификация и план государственного хозяйства
...Основной тезис. Составить план народного хозяйства России на электрической основе, конечно, невозможно, не отдавая себе более или менее ясного отчета о перспективах этого хозяйства в целом. Более того, составить проект электрификации России — это означает дать красную руководящую нить для всей созидательной хозяйственной деятельности, построить основные леса для реализации единого государственного плана народного хозяйства...
В соответствии с вышеизложенным мы приходим к нижеследующим восьми положениям '.
1) Единственный путь для выхода из хозяйственной разрухи — подъем в возможно более короткий срок производительности народного труда с расходом минимума трудовых единиц и материальных ресурсов страны.
Такой результат может получиться при одновременной работе в трех направлениях:
а)подъем напряженности труда (интенсификация);
б)увеличенное участие в трудовом прогрессе механических двигателей и приспособлений (механизация);
в)общее упорядочение, взаимная согласованность и соответствие с современными требованиями научной техники как самих организаций труда, так и использование продуктов и отбросов производства (рационализация).
2) Анализ показывает, что наиболее надежным орудием для интенсификации, механизации и рационализации труда является электрификация народного хозяйства. Поэтому электрификация и должна явиться основной идеей нашего хозяйственного строительства.
3) Чтобы составить план электрификации, необходимо дать себе отчет в основных перспективах развивающегося на новых основах хозяйства страны. Трудность этой работы заключается в ее творческом характере: старое сломано — новое находится в процессе возникновения. Поэтому статистика, как прошлого, так и настоящего в своих цифровых итогах не может нам дать вполне исчерпывающих и точных указаний.
4) Принимая, однако, во внимание, что в довоенное время, хотя бы и ценой больших жертв, но достигалась некоторая согласованность в работе отдельных подразделений народного хозяйства, при выработке перспектив хозяйственного развития приходится начинать с такого анализа статистического материала нашей довоенной экономики, целью которого было бы выявление известной пропорциональности ее основных подразделений. Таким путем мы получаем как бы алгебраическое уравнение, выражающее процесс развития нашего хозяйства в его прошлом. Мы должны внести сюда немедленно поправки, учитывая опыт передовых стран и делая посильную оценку тому сдвигу во всех областях экономики, который должен быть неизбежным следствием победы трудящихся.
5) Но в нашей практической работе мы не можем ограничиться только общими перспективами нашего хозяйственного развития. Электрические станции не могут работать впустую, а должны удовлетворять определенному спросу обширного круга своих потребителей. Таким образом, от алгебраического уравнения приходится переходить к его численному решению. Мы заранее должны оговориться, что такое решение носит лишь грубо приблизительный характер, причем особенно гадательными являются те сроки, в которые может быть осуществлено то или иное хозяйственное задание. Выполнение хотя бы грубо приблизительного хозяйственного плана зависит не только от нашей, но и от мировой конъюнктуры, а весь мир переживает переходный период. Отсюда — чрезвычайные трудности при закреплении хозяйственных отношений в жестких цифрах с одновременным учетом элемента времени.
6) Тем не менее выбора нет. Наше хозяйственное оскудение требует от нас все большей и большей регламентации хозяйственного оборота производимых нами ценностей, все более и более решительного нажима в том или ином хозяйственном направлении (ударность), все большей и большей напряженности, дисциплинированности и организованности труда.
При таких условиях нам все более и более угрожает опасность при преодолении очередных трудностей сбиться с основного пути и ради временных интересов пожертвовать основным, существенным, необходимым по общему плану нашей хозяйственной работы. Создание такого плана поэтому является все более и более настоятельной надобностью, несмотря на то что в настоящее время он
может быть начертан лишь в самом грубо приблизительном виде.
7) Из вышеизложенного явствует, какие трудности приходится преодолевать ГОЭЛРО при составлении проекта электрификации России и почему материалы этой Комиссии неизбежно должны быть учтены при выработке нашими компетентными государственными органами столь необходимого для нас единого плана государственного хозяйства, хотя и в его первом приближении.
8) Отдавая себе ясный отчет в трудностях переживаемого времени, мы старались подойти к разрешению наших хозяйственных проблем с точки зрения быстрейшего устранения тех кризисов, не прекращающееся действие которых обуславливает переживаемую нами экономическую разруху. Кризисы топлива, продовольствия, транспорта, сырья, производственного оборудования и рабочей силы находятся в самой тесной и непосредственной связь между собой, и выход из положения может быть найден
только путем таких мероприятий, результат которых окажет возможно широкое, положительное, покрывающее основные причины всех этих кризисов воздействие. Мы полагаем, что одним из таких решающих факторов и должна явиться электрификация народного хозяйства...