ПРОГРАММНЫЕ ДОКУМЕНТЫ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Русская Правда» П. И. Пестеля
«Русская Правда». II редакция
Русская Правда, или
Заповедная государственная грамота великаго народа российскаго служащая заветом для усовершенствования государственна устройства России и содержащая верный наказ как для народа так и для временнаго верьховнаго правления
ВВЕДЕНИЕ ОСНОВНЫЕ понятия
§ 1. Всякое общество имеет свою цель и избирает средства для достижения оной
Всякое соединение нескольких человек для достижения какой-либо цели называется обществом. Побуждением к сейу соединению или целью онаго бывает удовлетворение общим нуждам, которыя, происходя от общих и одинаковых свойств природы человека, бывают для всех людей одинаковы. Из сего следует что члены в с я к а г о общества могут единодушно согласиться в цели. Но когда они обратятся к действию или к средствам, коими цель должна быть достигнута, тогда должны возродиться между ими сильные споры и безконечныя несогласия, потому что избрание средств не столько зависит от общих свойств природы человеческой, сколько от особеннаго нрава и личных качеств каждаго человека в особенности. Нрав и личныя качества людей бывают столь различны, что ежели каждый пребудет непреклонен в своем мнении, не внимая мнению других, то никакой не будет возможности избрать средства для достижения предназначенной цели, а тем еще «менее устроить оныя, и (л. 63 об.) к действию приступить. В таком случае ничего не останется делать как разрушить общество прежде всякаго действия. А еже ли члены не хотят общество уничтожить, то каждый из них должен уступить часть своего мнения и собственных мыслей дабы составить только одно мнение, по которому могли бы средства для сего действия быть избраны.
|
|
§ 2. Разделение членов общества на повелевающих и повинующихся
………………………………………………………………………………….
§ 3. Разделение государства на правительства и народ
………………………………………………………………………………
§ 4. Взаимныя отношения правительства и народа
Правительство имеет обязанность распоряжать общим действием и избирать лутчия средства для доставления в государстве благоденствия всем и каждому; а по сему имеет оно право требовать от народа чтобы оный ему повиновался. Народ же имеет обязанность правительству повиноваться; но за то имеет право требовать от правительства чтобы оно непременно стремилося к общественному и частному благоденствию и только бы то повелевало что истинно к сей цели ведет и без чего не могла бы оная быть достигнута. На сем единственно равновесии взаимных обязанностей и взаимных прав может существование какого бы то ни было государства быть основано; а по сему и переходит государство при потере сего равновесия из природнаго и здороваго своего положения в состояние насильственное и болезненное. Установление сего равновесия на твердых основах есть главная цель сея Русской Правды и коренная обязанность каждого законодателя.
|
|
§ 5. Каждое право основано быть должно на предшествующей обязанности
Об обязанностях было упомянуто здесь прежде нежели о правах, потому что право есть одно только последствие обязанности, и существовать иначе не может как основываясь на обязанности ему предшествовавшей... Право же без предварительной обязанности есть ничто, не значит ничего признаваемо быть должно одним только насилием или зловластием (л. 65 об.).
§ 6. Основныя понятия о государственном благоденствии и сопряженнных с ним обязанностях
...Обязанности в государстве истекают из цели государства. Цель же государственного устройства должна быть возможное благоденствие всех и каждаго. А посему все ведущее к благоденствию есть обязанность... Первое правило в сем деле состоит в том что всякое стремление в государстве к доставлению оному благоденствия должно быть согласно с законами духовными и законами естественными. Второе правило: что все государ- ственныя постановления должны стремиться единственно к благоденствию гражданскаго общества: при чем всякое действие сему благоденствию противное или ему вредящее признаваемо быть должно преступлением. Третье правило: что Благоденствие общественное должно щитаться важнее благоденствия частнаго и ежели оныя находятся в противоуборстве, то первое должно получать перевес. Четвертое правило: что благоденствием общественным признаваемо быть должно благоденствие совокупности народа; из чего следует что истинная цель государственного устройства должна непременно быть: возможно большее (л. 66 об.) благоденствие многочисленнейшаго числа людей в государстве; почему и должны всегда выгоды части или однаго нераздельнаго уступать выгодам целаго: признавая целым совокупность или массу народа...
§ 7. Основное понятие о народе и его значении
...Правительство существует для блага народа и не имеет другаго основания своему бытию и образованию, как только благо народное; между тем как народ существует для собственнаго своего блага и для выполнения воли всевышняго призвавшаго людей на сей земле прославлять его имя, быть добродетельными и щастливыми. Сей закон божий постановлен для всех людей в ровной мере и следовательно, все имеют равное право на его исполнение. А по сему народ российский не есть принадлежность или собственность какаго либо лица или семейства. На против того правительство есть принадлежность народа и оно учреждено для блага народ- наго а не народ существует для блага правительства.
§ 8. Основное понятие о правительстве и разделение онаго на верховную власть и государственное правление
……………………………………………………………………………………………
§ 9. Разделение государственнаго благоденствия на безопасность и благосостояние
……………………………………………………………………………………………
§ 10. Необходимость Россию переобразовать и новые законы издать
Таковы коренныя началыныя понятия на которых основаны быть должны существование, жизнь и образование всякаго благоустроеннаго государства: дабы оное находилось под властью и управлением законов общественных а не прихотей личных властителей и доставляло бы возможное благоденствие всем и каждому а не зловластвовало над всеми для выгоды единаго или нескольких. Все что от сих правил удаляется а тем паче оным противоречит есть зловластие, иепровержение прав и уничижение, нарекание наносящее и табель совершающее. Применяя сии неизменныя и непреложныя коренныя (л. 69) правила к России ясно видеть можно что самые сии коренныя правила непременно требуют изменения существующего ныне государственнаго порядка в России и введения на место его такого устройства которое было бы основано на одних только точных и справедливых законах и постановлениях не предоставляло бы ничего личному самовластью и в совершенной точности удостоверяло бы народ российский в том, что он составляет устроенное гражданское общество а не есть и никогда быть не может чьею либо собственностью или принадлежностью. Из сего явствуют две главныя для России необходимости: первая состоит в совершенном переобразовании государственнаго порядка и устройства, а вторая в издании полнаго новаго Уложения или Свода законов, сохраняя притом все полезное и уничтожая вое вредное.
|
|
§ 11. О необходимости Русской Правды и Временнаго Верьховнаго Правления
Сия двойная цель не может иначе с успехом быть достигнута как посредством учреждения Временнаго Верьховнаго Правления и обнародования Русской Правды ко всеобщему сведению. Причины тому суть следующия: предполагаемый новый порядок, по обширности государства и многочисленности статей и предметов переобразованию подлежащих не может быть введен вдруг одним разом. Для сего нужно (л. 69 об.) множество мер приуготовительных или переводных, который должны постепенно в ход и действие быть приводимы дабы государство не подверглось безпорядкам, волнениям и превращениям, которыя вместо улучшения могли бы только ввергнуть оное в гибель. Все происшествия в Европе в последнем полустолетии случившияся доказывают что народы возмечтавшие о возможности внезапных действий и отвергнувшая постепенность в ходе государственного преобразования впали в ужаснейшия бедствия и вновь покорены игу самовластия и беззакония. Сие доказывает необходимость приступить к переобразованию государства постепенными меропринятиями. Кому может быть поручено исполнение сего важнаго дела как не Временному Верьховному Правлению: прежняя Верьховная Власть довольно уже доказала враждебныя свои чувства противу народа русскаго; а представительный Собор не может быть созван ибо начала представительнаго верьховнаго порядка в России еще не существуют. Но поелику Россия должна иметь залог в том что Временное Верьховное Правление точно будет действовать для однаго только блага России и для всевозможнаго усовершенствования положения и состояния ея по всем предметам и статьям, то необходимым оказывается (л. 70) издание Русской Правды в виде Наказа Верьховному Правлению. С другой стороны составление Уложения или полнаго Свода законов есть дело обширное, многотрудное, требующее много времени и больших соображений дабы все статьи онаго в совершенном между собою находились согласии и соответствии. А по сему и не может оное быть вдруг ныне издано. К тому же Государственное Уложение должно содержать одни только точные или положительные законы и постановления утверждающия будущий порядок в государстве а следовательно и не должно оно содержать: 1) ни воспоминания о ныне существующем порядке: ибо оной прекратит свое существование; 2) ниже изложения переводных и приуготовительных мероприня- тий или средств коими нынешний порядок заменен будет предполагаемым новым: ибо приуготовительныя и пе- реводныя меры суть действия преходящия; 3) ниже наконец пояснения основных умозрительных соображений и правил на коих государственное здание имеет быть сооружено: ибо умозрения не могут входить в состав положительных Законов или Уложения. Но поелику сии три предмета преимущественно важны и России непременно известны быть должны при самом начале ея возрождения и переобразования, то тем еще более оказывается необходимость в Русской Правде, которая (л. 70 об.) излагая коренныя начала и основания сего переобразования, содержала бы указания на целое государство и на все онаго части члены и отрасли.
|
|
§ 12. Определение, цель и действие Русской Правды
Русская Правда есть по сему верьховная всероссийская грамота определяющая все перемены в государстве последовать имеющая, все предметы и статьи уничтожению и низпровержению подлежащие и наконец коренныя правила и начальныя основы, долженствующия служить неизменным руководством при сооружениии новаго государственного порядка и составлении новаго Государственного Уложения. Она содержит определение некоторых важнейших положительных законов и постановлений будущаго порядка вещей, изчисление главных преполагаемых переводных меропринятий и вместе с тем пояснение коренных соображений, начальных причин и основных доводов утверждающих предполагаемое для России государственное устройство. И так Русская Правда есть наказ или наставление Временному Верьховному Правлению для его действий, а вместе с тем и объявление народу от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может. Она содержит обязанности на Временное Верьховное Правление возглагаемыя и служит для России ручательством что (л. 71) Временное Верьховное Правление единственно ко благу отечества действовать будет. Недостаток в таковой грамоте ввергнул многия государства в ужаснейшия бедствия и междоусобия потому что в оных правительство действовать всегда могло по своему произволу, по личным страстям и частным видам не имея перед собою яснаго и полнаго наставления коим бы обязано было руководствоваться, и что народ между тем никогда не знал что для него предпринимают, никогда не видел ясным образом к какой цели стремятся действия правительства и волнуемый разными страхами, а потом и разными страстями часто предпринимал безпокойныя действия и наконец междоусобия производил. Русская Правда отвращает своим существованием все сие зло и приводит государственное переобразование в положительные ход и действие тем что все определяет и на все предметы коренныя правила издает. По сему обязаны с нею в полной мере сообразоваться как Временное Верьховное Правление со всеми частями, отраслями и степенями правительства, так равно и весь народ со всеми онаго членами или гражданами. Временное Верьховное Правление обязано (л. 71 об.) новый государственный порядок Русскою Правдою определенный постепенными меропринятиями ввести и устроить а народ обязан сему введению не только не противиться но на против того Временному Верьховному Правлению усердно всеми силами содействовать и неуместным нетерпением не вредить преуспеванию народнаго возрождения и государственнаго преобразования.
§ 13. Разделение Русской Правды на главы
Для сего составлена Русская Правда из десяти глав:
Первая глава разсуждает о границах государства и о разделении земельнаго пространства онаго: она показывает где обретается Российское Государство.
Вторая глава разсуждает о народе в отношении к различным племенам Российское Государство населяющим.
Третья глава разсуждает о народе в отношении к различным сословиям в Российском государстве обретающимся.
Четвертая глава разсуждает о народе в отношении к приуготовляемому для него политическому или общественному состоянию.
Пятая глава разсуждает о народе (л. 72) в отношении к приуготовляемому для него гражданскому или частному состоянию.
Шестая глава разсуждает о правительстве в отношении к устройству и образованию Верьховной Власти.
Седьмая глава разсуждает о правительстве в отношении к устройству и образованию государственнаго правления.
Осьмая глава разсуждает о правительстве в отношении к устройству безопасности в государстве.
Девятая глава разсуждает о правительстве в отношении к устройству благосостояния в государстве.
Десятая глава содержит наказ для составления Государственнаго Уложения должеетвующаго быть полным сводом всех законов и всех постановлений. Сверх сего содержит Русская Правда в виде предисловия изложение общих понятий об основах всякаго государственнаго установления, а в виде заключения краткое извлечение из Русской Правды, содержащее главнейшия определения и постановления Русскою Правдою учиненныя. При сем надлежит заметить: 1) что вторая, третья, четвертая и пятая главы разсуждают (л. 72 об.) о народе, а шестая, седьмая, осьмая и девятая главы разсуждают о правительстве 2) что из четырех глав разсуждающих о народе первыя две касаются ныне еще существующаго порядка вещей указывая на перемены которыя с оными воспоследовать имеют а последния две касаются нововводимаго порядка вещей с изложением коренных оснований сего новаго порядка и 3) что из четырех глав, разсуждающих о правительстве, первыя две касаются главных основ образования правительства или общаго учреждения онаго, а последния две касаются частных подробностей и действий правительства. При разсуждении о каждом предмете в сих четырех главах излагаются наставления как для изменения существующих установлений, так и для введения новых с целью благоустроеннаго государства сообразнейших (л. 73).
Глава первая
О ЗЕМЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОСУДАРСТВА
§ 1. Право народности и права благоудобства
§ 2. Распределение иноплеменных народов на подлежащих правилу благоудобства и на подлежащих правилу народности
§ 3. Определение границ Российскому государству
§ 4. Россия есть государство единое и неразделимое
§ 5. Разделение пространства государства на части
§ 6. Выбор и назначение столицы
§ 7. Составление Донского и Аральского уделов
§ 8. Область Чудская
§ 9. Область Холмская
§ 10. Область Северская
§11. Область Сибирская
§ 12. Область Уральская
§ 13. Область Славянская
§ 14. Область Вершинная
§ 15. Область Черноморская
§ 16. Область Украйнская
§17. Область Кавказская
§ 18. Выписка всем переменам происходящим по губерниям для составления областей, уделов и округов
Глава вторая
О ПЛЕМЯНАХ РОССИЮ НАСЕЛЯЮЩИХ
§ 1. Разделение племен Россию населяющих на три главные разряда
§ 2. Законы должны быть одинаковы на целом пространстве государства
§ 3. О различных оттенках кореннаго народа русскаго
§4.0 различных племенах к России присоединенных
§ 5. Племя финское
§ 6. Племя латышское
§ 7. Племя молдавское
§ 8. Колонисты в России поселенные
§ 9. Народы кочующие
§ 10. Племя татарское
§ 11. Народы кавказские
§ 12. Козаки
§ 13. Народы сибирские
§ 14. Народ еврейский
§ 15. Иностранцы подданные и неподданные
§ 16. Все племяна должны слиты быть в один народ
Глава третья
О СОСЛОВИЯХ В РОССИИ ОБРЕТАЮЩИХСЯ
§ 1. Изчйсление сословий в России обретающихся.
Много существует различных сословий, состояний или классов людей в России. Каждое из оных имеет свои особенныя отличительныя виды и преимущества, свои особенныя определенныя выгоды и ограничения.— По соображению настоящаго положения вещей оказывается таковых сословий в народе до двенадцати различных; кои суть:
1.Духовенство.
2. Дворянство.
3. Купечество.
4. Мещанство.
5. Казенные крестьяне.
6. Вольные земледельцы.
7. Военные поселяне.
8. Солдатские дети.
9. Дворянские крестьяне.
10. Дворовые люди.
11. Заводские крестьяне.
12. Монастырские крестьяне.
О каждом из сих сословий говорено будет особенно и отдельно и меры изложены которыя с ними приняты быть имеют (л. 113). Прежде же изложения сих меропринятий надлежит обстоятельно рассмотреть три суждения или соображения которыя служить имеют основанием и руководством Временному Верьховному Правлению при изменениях с сословиями последовать должествующих.
§ 2. Сословия постепенности в государственных делах не образуют
Много было разсуждаемо о необходимости чтобы постепенность в государственном устройстве существовала; то есть чтобы политическо-отвлеченное пространство отделяющее массу народную от Верьховной Власти на разныя степени было разделяемо и степени сии начинали бы от массы народной и восходили бы до Верьховной Власти. Мысль сия совершенно справедлива и таковой порядок конечно необходим; надлежит только истинныя избрать средства к введению и установлению онаго. Люди зловластие любящие уверяли что таковая постепенность требует разделения народа на мнопия сословия таким образом чтобы нисшее сословие мало прав и никакой власти бы не имело, а начиная от него все прочия сословия имели бы различное количество прав, преимуществ и власти, смотря на удаленность их от народа и приближенность ж Верьховной Власти. Сии правила извлечены из феодальной системы и совершенно в существе дела с истинною не согласны потому что теперешния сословия никакой постепенности не образуют ибо постепенность в государстве (л. 113) должна быть устанавливаема для того чтобы Верьхоиная Власть не была обременяема всеми делами в государстве без изьятия и дела бы сии от части разрешались в нисших степенях, от части до нея восходила чрез посредство степеней установленных между Верьховною Властью и разными местами где дела возникать могут. Из сего явствует что ежели бы сословия постепенность составляли, то дела должны бы поступать от крестьян на решение мещан, от сих к купечеству, от купечества к дворянству и так далее. А поелику сие бы слишком было безрассудно, то и не существует сего нигде а тем самим и доказывается что сословия никакой в государстве постепенности не образуют, ибо не чрез их посредство дела восходят до Верьховной Власти. Напротив того, они разныя только отделения между народом образуют, которыя вечно друг на друга враждуют. Истинную постепенность в государстве образует чиноначальство, состоящее из тех чиновников, которые в службе находятся, разныя должности исполняют и разными званиями друг от друга отличаются. Сие чиноначальство будучи распределено по разным степеням общаго и частнаго государственнаго правления дает всем делам законное течение и доводит оныя от их начала до совершения а ежели нужно то и до самой Верьховной Власти. Кратко сказать: постепенность в государстве необходима и находится не в народных сословиях но в государственном чиноначальстве (л. 114), которое всегда может состоять совершенно от сословий независимых, ибо в чиновнике нужны способности, знания и добродетели, могущия быть найдены во всех сословиях и не составляющие принадлежности котораго либо их них в особенности. Изложенное здесь понятие весьма важно и должно во всех случаях руководствовать соображениями всякаго благомыслящего правительства.
§ 3. Аристокрация богатств
Распределение народа на сословия, занимающияся исключительно земледелием, изделиями или торговлею совершенно отвергнуто политическою экономиею доказавшею неоспоримым образом, что каждый человек должен иметь полную и совершенную свободу заниматься тою отраслею промышленности, от которой наиболее ожидает для себя выгоды и прибыли лишь бы честен был и к законам исполнителен. Правительство должно конечно способствовать всеми мерами к усовершенствованию народнаго богатства но споспешествование сие должно состоять в разных законодательных и вспомогательных меропринятиях относительно промышленности, а не в распределении народа по отраслям промышленности, которое на против того мешает повсеместному преуспеванию народнаго богатства. Сверх того надлежит при сем еще заметить, что все сословия составляющаяся чрез распределение частных лиц (л. 114) по отраслям промышленности самыя суть безразсудныя и зловредныя потому что имея основанием своего бытия богатство они все желания и помышления обращают единственно на деньги, другаго отличия между людьми не знают как одне деньги, богатство ставят первейшим достоинством превышающим все прочия и соделывая народ ужасно падким к корыстолюбию производят неминуемую порчу в нравах. Известно, что исключительная любовь к деньгам граничит к скупости а сей порок более всякаго другаго соделывает человека жестокосердным, почему и по всей справедливости сказать можно, что таковыя сословия суть самыя безчеловечныя, до чрезвычайности умножают число бедных и нищих и основывают свое влияние на народ не на общем мнении но на золоте и серебре посредством коих подавляют общее мнение как хотят и приводят народ в совершенную от себя зависимость. Отличительная черта нынешнаго столетия ознаменовывается явного борьбою между народами и феодальною аристокрациею во время коей начинает возникать аристокрация богатств гораздо вреднейшая аристокрации феодальной, ибо сия последняя общим мнением всегда потрясена быть может и следовательно некоторым образом от общаго мнения зависит между тем как аристокрация богатств владея богатствами находит в них (л. 115) орудия для своих видов противу коих общее мнение совершенно безсильно и посредством коих она приводит весь народ как уже сказано в совершенную от себя зависимость. А потому обязано всякое благомыслящее правительство не только таковаго распределения народа не допускать, но даже и все меры принимать дабы таковыя сословия отдельным от массы народной составлением сами собою бы не устанавливались и не образовывались. А тем более обязано их уничтожать ежели они где либо существуют.
§ 4. Все должны быть перед законом ровны
Все вышеупомянутая сословия составились в разныя времена и при разных обстоятельствах и разделив народ на разные классы произвели большая различия а разнородности в гражданском положении людей, принадлежащих к одному и тому же государству. Различия сии целью имеют не лутчее устроение государственнаго порядка, коего нельзя посредством их достигнуть и не удобнейшее доставление общественнаго блага всему народу, но единственно дарование некоторым людям больших преимуществ противу массы народной и подавление сей последней в пользу и в корысть малейшаго числа.— Гражданския общества а следовательно и государства составлены для возможно большаго благоденствия всех и каждаго а не для блага некоторых за устранением большинства людей. Все люди в государстве имеют одинаковое право на все выгоды государством доставляемые и все имеют равныя обязанности нести все тягости нераздельныя с государственным устроением. Из сего явствует, что все люди в государстве должны непременно быть перед законом совершенно ровны и что всякое постановление нарушающее сие равенство всех перед законом есть нестерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничтоженным (л. 115 об.). Сверх того нарушают сии различия добрую между гражданами связь разделяя их на несколько отделений имеющих совсем различные виды и выгоды, а следовательно и образ мыслей. Сколь же добрая связь между гражданами важна для благоденствия государства ясно доказано было в предидущей главе и точно также нарушается различием сословий, как и разнородством племен. Сословия тем еще пагубнее что они только одним пристрастием дышат, что некоторым членам народа выгоды дают в коих другим отказывают без всякой причины и без всякой для государства пользы, что для пресыщения корысти нескольких людей жестокую оказывают несправедливость против наибольшей части народа и что противны цели государственнаго существования состоящей не в пристрастии к малому числу, но в елико возможно большем благоденствии многочисленнейшаго числа людей в государстве. — А из всего вышесказаннаго следует, что учреждение сословий непременно должно быть уничтожено, что все люди в государстве должны составлять только одно сословие могущее называться гражданским и что все граждане в государстве должны иметь одни и те же права и быть перед законом все ровны.
Изложив таким образом коренныя соображения о сословиях вообще, приступить теперь можно к изложению меропринятий коим каждое из них в особенности повергнуться имеет.
§ 5. Духовенство (л. 120)
1. Духовенство щитается ныне особым сословием Роосийскаго государства самым несправедливым образом...
§ 6. Дворянство (л. 120 об.)
Дворянство есть то отдельное от массы народной сословие, которое свои особенныя имеет преимущества, состоящия в следующих пяти предметах: 1) Дворянство обладает другими людьми как собственностью своею называя их своими крепостными и право имеет составлять майораты с разрешения правительства. 2) Дворянство никакой подати не плотит и никаких вкладов в пользу общую не вносит. 3) Дворянство не подлежит телесным по суду наказаниям подобно прочим россиянам ниже за самыя ужаснейшия преступления. 4) Дворянство не подлежит рекрутскому набору и всякие звания и должностныя места в государстве замещает за изключением прочих россиян и 5) Дворянство называется (л. 121) сословием благородным имеет гербы и присоединяет к сему различные титла. Сии пять преимуществ составляют дворянство, в отношении к коему здесь употреблено слово преимущество а не слово право потому что упомянутыя выгоды, коими пользуется дворянство ни на какой предшествующей обязанности не основаны, ниже для исполнения какой либо обязанности нужными не бывают; почему и не могут правами быть признаны на основании § 5 предисловия: тем более что они выгоды не только не основаны на предшествующих обязанностях, но даже на против того от обязанностей избавляют и потому должно быть признаны преимуществами а не правами.— Разсмотрим теперь должны ли таковыя преимущества в благоустроенном государстве отдельному сословию быть дарованы.
П е р в о е.— Обладать другими людьми как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей на подобие вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительнаго с ними соглашения и единственно для собственной своей прибыли, выгоды а (л. 121 об.) иногда и прихоти есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере християнской, противное наконец заповедной воле всевышняго гласящего в священном писании что люди пред ним все ровны и что одни деяния их и добродетели разницу между ими поставляют. И потому не может долее в России существовать позволение одному человеку иметь и называть другаго своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено и дворянство должно непременно на веки отречься от гнуснаго преимущества обладать другими людьми.— Нельзя ожидать чтобы нашелся хотя один довольно злосовестной дворянин чтобы не содействовать всеми силами к уничтожению рабства и крепостнаго состояния в России; но ежели бы паче всякаго чаяния нашолся изверг, который бы словом или делом вздумал сему действию противиться или оное осуждать, то Временное Верьховное Правление обязывается всякаго таковаго злодея безизьятно немедленно взять под стражу и подвергнуть его строжайшему наказанию яко врага отечества и изменника противу первоначальнаго кореннаго (л. 122) права гражданскаго. Сие уничтожение рабства и крепостнаго состояния возлагается на Временное Верьховное Правление яко священнейшая и непременнейшая его обязанность. Позывается оно к престолу всевышняго на вечное посрамление естьми не устремится всеми силами на исполнение сего веления в скорейшем времени решительнейшими и действительнейшими меропринятиями. Что же касается до маиоратов, то должны теперешние непременно быть уничтожены и составление новых на будущее время совершенно быть запрещено: ибо дети должны быть все наделены ровными участками от родительскаго наследства и установление маиоратов есть столь же гнусная сколь и явная несправедливость. Уничтожение теперешних маиоратов предоставляется распоряжению Временнаго Верьховнаго Правления.
Второе.— Гражданское общество составлено для возможнаго благоденствия всех и каждаго. Сие благоденствие достигается разными средствами и действиями; в числе коих находится необходимость и подати собирать. А поелику все члены имеют ровное право на благоденствие, то все члены имеют точно также ровную обязанность и содействовать водворению онаго. Сверх того одно только зловластие может все тягости возлагать на одних а других всеми выгодами осыпывать: честной человек без угрызения совести не может пользоваться трудами и пожертвованиями ближних без всякаго с своей стороны возмездия или соучастия. А потому и не может дворянство от податей быть освобождаемо. Оно должно (л. 122 об.) оо всеми прочими россиянами разделять не только все государственныя выгоды, но равным образом и все государственныя тягости. Временное Верьховное Правление обязывается при введении новой государственной финансовой системы подвергнуть дворянство податям на ровне с прочими россиянами.
Третье.— Род наказания должен ответствовать роду преступления а не сословию преступника ибо преступление есть произведение злых качеств человека, а не причисления его к тому или другому сословию и хотя утверждают что одинаковое наказание для человека образованным и человека без воспитания будет большее страдание для перваго нежели для втораго но одинаковое преступление соделанное человеком образованным и человеком без воспитания заставляет предполагать более разврата и более унижения в первом, нежели во втором а следовательно и должен первой быть наказан сильнее втораго чем равновесие и возстановится. К тому же цель наказаний не есть страдание преступника но есть исправление его а еще более удержание других посредством примера от подобных деяний; почему и должно наказание быть соображено преимущественно с действием (л. 123) на посторонных людей. Из чего и явствует необходимость, чтобы за одинаковыя преступления налагаемы были одинаковыя наказания: тем более что нет возможности сообразить наказание со степенью чувствительности наказываемаго и что люди даже однаго и того же сословия столь же различны в отношении к сей чувствительности сколь и люди различных сословий. А по сему и должно дворянство на ровне со- всеми прочими россиянами за одинаковыя преступления одинаковым подлежать наказаниям и ежели телесныя наказания будут признаны необходимыми, то должны оным быть подвергнуты дворяне так точно как и все прочие люди. Временное Верьховное Правление обязывается распорядить приведение сего в исполнение безупустительно с самого начала вступления своего в должность.
Четвертое.— Набор ратников в войско есть учреждение необходимое для государственной безопасности а, следовательно, и для государственнаго бытия, и потому должно оно неминуемо существовать; но поелику польза, от военной силы происходящая на всех членов гражданскаго общества распространяется одинаковым образом (л. 123 об.) то и должны все сословия одинаковым образом в составлении сей силы участвовать, руководствуясь очередью и жребием как то объяснено будет в главе осьмой, то есть одинаковыми для всех россиян правилами на сей щет. А по сему и не может дворянство от сей личной повинности быть освобождаемо и должно сие преимущество его быть уничтожено. Главнейшее средство к избежанию рекрутства будет состоять в выдержке положенного екзамена по которому право приобретаться будет вступать в службу не рядовым, но уже офицером. Сие право распространено быть имеет на все сословия и на всех вообще россиян одинаковым образом. О сем будет пространнее упомянуто в осьмой главе. Само собою разумеется что имеющий ныне какой бы то ни было офицерский чин по какому бы то ни было ведомству уже более рекрутству подлежать не может и не будет.— Что же касается до изключительнаго права дворян замещать все должностныя места, то сие право распространяется на всех россиян вообще и перестает быть исключительным преимуществом однаго дворянства. Кто по своим познаниям, способностям и достоинствам окажется заслуживающим право на должностныя места, тот и будет сим правом пользоваться на основании общих правил без всякаго внимания на его произхождение или сословие. Временное Верьховное Правление обязывается привезти всю статью сию в полное и совершенное исполнение без всякаго послабления (л. 124).
Пятое.— Люди все рождены во благо: ибо они суть все творение всевышняго и потому несправедливо называть благородным одно только сословие дворян. В следствие сего должно быть уничтожено преимущество дворянства именоваться сословием благородным.— Титла: князь, герцог, граф, барон и тому подобныя происходят от тех времен, когда сии титла означали разныя должности или степени владычества; но так как они ныне ни того ни другаго уже более не означают, то и суть они одни только пустые звуки удовлетворяющие одному только надутому тщеславию и гордому самолюбию. А по сему и не могут таковыя титла существовать в государстве, коего устройство и образование основаны быть имеют на истиной справедливости, чистой нравственности и здравом смысле и разсудке. К тому же естьли к сим титлам присоединяются особыя какия-нибудь преимущества, то они вредны и пагубны ибо препятствуют необходимому и непременному равенству всех перед законом. Естьли же они ни с какими особыми преимуществами не сопряжены, то составляют одно только ребяческое пустословие и следовательно во всех случаях должны решительно быть уничтожены. Временное Верьховное Правление обязывается все сии звания и титла совершенно уничтожить без малейшаго внимания на какия бы то ни было побочныя соображения. Что же касается до гербов, то могут они подлежать двум различным заключениям: или быть совершенно уничтожены и на всегда запрещены или всем гражданам без изъятия быть дозволены. В сем последнем случае не должны гербы ничего означать инаго как только простой произвольный рисунок, который каждой гражданин имеет право составлять, употреблять и изменять как ему угодно и на который правительство ни малейшаго не обращает внимания не давая оному совершенно ника-каго значения. Временному Верьховному Правлению дозволяется выбрать по своему усмотрению одно из сих средств (л. 124 об.).
Из всего до сих пор сказанного явствует, что все пять родов преимуществ, коими дворянское сословие по ныне пользовалось должны непременно решительнейшим образом быть уничтожены; а так как дворянское достоинство не что иное есть как итог сих пяти родов преимуществ, то и следует из сего что и само звание дворянства должно (быть уничтожено: члены онаго поступая в общий состав российскаго гражданства на основании общих правил ниже сего изложенных и должествуя подобно всем прочим россиянам по волостям быть росписаны.— Хотя может быть некоторые люди и будут полагать, что при уничтожении первых четырех родов дворянских преимуществ, пятой род может быть сохранен в предположении что льстя одному только пустому самолюбию, не будет оный производить существеннаго вреда. Но мысль сия совершенно не справедлива: ибо всякое существование отдельнаго от общей массы народной сословия есть вещь пагубная по той причине, что такое сословие не долго будет удовлетворяться одним наслаждением самолюбия: оно верно будет скоро искать существеннейших выгод и отделившись раз от общей массы народной будет всегда жертвовать благом общим для пресыщения своей корысти и для (л. 125) овладения существеннейших преимуществ нарушающих равенство всех перед законом, сие первейшее главнейшее и прочнейшее основание государственнаго благоденствия. Чего не делали древные козни дворянские?
А по сему Временное Верьховное Правление обязывается все вышеобьясненныя мероприятия привезти в непременное, полное и совершенное исполнение: им(е)я всегда в виду и во внимании что они меропринятия принадлежат к числу самых Важнейших и необходимейших действий для утверждения благоденствия России: ибо не существует без оных равенства перед законом а следовательно и не существует гланейшего основания правильная государственнаго установления. Законы без сих меропринятий всегда пребудут орудием однаго только зловластия некоторых человек над массою народною для общей пагубы целаго государства. Довольно долго существовала возможность для некоторых угнетать всех прочих; пора теперь положить решительный конец сему гнусному и нестовому распорядку вещей. Добрые дворяне, истинные сыны отечества с удовольствием и радостью примут сие постановление в полном убеждении что не нужно им (л. 125 об.) вышеупомянутых отдельных преимуществ, дабы общею пользоваться любовью и доверенностью, дабы посредством оных занимать разныя государственныя должностныя места, участвовать в разных частях и отраслях правления, продолжать иметь случай и возможность оказывать отечеству услуги, личными достоинствами приобретать признательность и уважение соотчичей и наконец самим пользоваться всеми гражданскими выгодами и частными благами приобретаемыми средствами праведными и никому не обидными. Они будут чувствовать что выгоды доставляемыя дворянству на ровне с прочими россиянами новым государственным порядком сею Русскою Правдою определяемым несравненно обширнее и значительнее тех преимуществ коих дворянство сим лишается, и что они следовательно меняют малое на большое не говоря уже о том что теряют постыдное а приобретают похвальное и достойное. Чтоже касается дворян закосневших в своих враждебных противу массы народной предразсудках и мыслящих что вся Россия для них одних существует, то крепкую питать можно надежду что таковых дворян окажется весьма мало. Однакоже ежели паче чаяния найдутся таковые недостойные сыны отечества, то противу них надлежит принять меры (л. 126) решительныя дабы в полной мере укротить свирепый: их нрав и поставить в невозможность отечеству вредить хотя бы к тому и нужными были действия скорой и непреклонной строгости.
§ 7. Купечество
В нынешних постановлениях о купечестве щитающемся отдельным сословием обретаются большия несправедливости, противуречия и злоупотребления многоразличными препонами и затруднениями гибель торговле наносящия. Известно что лутчий способ для доставления народному богатству возможности процветать состоит в даровании свободы, обращая внимание правительства на промышленность народную с тою только целью чтобы распространять познания и сведения необходимыя для промышленности и вообще просвещение и чтобы устранять препятствия частные способы превышающия. Из сего явствует что свобода есть главная необходимость для народной промышленности...
В следствие сего обязывается Временное Верьховное Правление в отношении к купечеству: 1) Объявить что купечество не будет более щитаться отдельным сословием народа; а по сему уничтожить гильдии и распределить всех членов сего сословия по волостям дабы они поступили в общий состав российскаго гражданства. 2) Так как земледелие, изделие и торговля столь многоразличныя имеют связи и соотношения что точное отделение одной отрасли промышленности от другой, образуя для каждой особенное сословие (л. 127) столь же вредно сколь и невозможно, то и распространить на всех россиян без изъятия одинаковым образом все права торговли, дозволяя во всяком месте торг и лавки заводить. 3) Все старания приложить к устранению тех многочисленных препятствий и неудобств, которыя ныне столь сильно торговлю затрудняют и торговцев угнетают; а вместе с тем и перебрать все тарифы дабы они как можно более торговлю облегчали, к лутчему ея ходу способствовали и притом остальным отраслям промышленности не вредили и 4) Устроить взимание податей с торгующих на общих правилах государственной финансовой системы, оставляя однакоже по необходимости нынешний порядок до введения новаго о котором надлежит без промедления времени озаботиться. Соображение подробностей и приведение всего сего в надлежащий ход и действие предоставляется усмотрению и распоряжению Временнаго Верьховнаго Правления.
§ 8. Мещанство
Мещане составляют ныне подобно купечеству особое сословие с собственными своими преимуществами и ограничениями. О них следующее надлежит заметить: (л. 127 об.) 1) Мещане распределены по цехам. 2) Мещане приписаны все к городам. 3) Мещане мало могут заниматься земледелием потому что мало земель имеют и 4) Для мещан торговля затруднительна...
Из всего здесь объясненнаго явствует что прежнее правительство не только не обращало благодетельнаго внимания на сословие мещан, но даже на против того как будто с намерением выдумывало все постановления могущия сие сословие угнетать и превращать всех мещан в поденщики, которые бы с трудом могли доставлять себе дневное пропитание и то без надежды на дни старости и болезни. Для отвращения сего зла постановляются следующия главныя правила коих Временное (л. 129) Верьховное Правление обязывается привезти в полное и надлежащее исполнение: 1) Объявить, что мещанство не будет более щитаться отдельным сословием народа и что мещане поступая в общий состав российскаго гражданства должны быть к волостям приписаны и могут приписываться к любой волости на основании общих правил, не имея обязанности непременно состоять к городу приписанным. 2) Уничтожить цехи и дозволить мещанам заниматься тою или теми отраслями промышленности какие заблагорассудят для себя избрать и совокуплять и переменять оныя как им угодно. 3) Распространить на мещан все права даруемыя новым порядком вещей всякому российскому гражданину; а вместе с тем и взимание податей с них устроить на основании общей государственной системы для всех россиян приуготовляемой и 4) Непременно уничтожить вышедшее в конце 1824-го года постановление известное под названием гильдейская и заключающее в себе все то, что зловластие выдумать только могло для вреда народной промышленности, покровительствования всем злоупотреблениям и совершенная угнетения беднейших классов людей (л. 129 об.).
§ 11. Вольные земледельцы
Вольных земледельцев имеется в России несколько родов...
Главнейшее основание предполагаемаго для России гражданская бытия состоит в образовании волостей и в распределении всех россиян по волостям. Сему распорядку имеют подлежать все вольные земледельцы; почему и обязывается Временное Верьховное Правление составить по общим правилам волости из селений обитаемых вольными земледельцами или включить сии селения в состав других волостей смотря на удобность и на обстоятельства, и потом самих вольных земледельцев расписать по волостям на основании общих правил, подвергая их тому же образу правления и тем же законам и постановлениям как и всех прочих россиян (л. 136).
Земли принадлежащия вольным земледельцам могут на два рода быть разделены: одне составляют собственность целая общества или селения, другия составляют собственность частных лиц. В главе о политическом состоянии народа будет подробно изъяснено почему, для чего и каким образом имеют все земли вообще разделены быть в каждой волости на две ровныя части; из коих будет одна составлять общественную собственность а другая частныя собственности. Таковому распорядку имеют быть подвергнуты ровным образом и земли вольных земледельцов. А по сему и обязывается В. В. П. разделить земли каждой волости на две половины из коих одной быть собственностью общественною а другой - собственностью частною.— Земля общественная имеет принадлежать волостному обществу вообще а земля частная имеет составлять отдельную собственность частных лиц...
Все подробности сего распорядка имеет В. В. П. устроить законодательными и исполнительными действиями по внимательному соображению временных обстоятельств, частных случаев и местных положений руководствуясь неизменно и полномерно правилами здесь изложенными.
§ 12. Казенные крестьяне
Казенные крестьяне разделяются ныне на три рода: государственные или економические, удельные и наконец арендные с старостинскими. Все сии три рода казенных крестьян составляют ныне с землями и заведениями к ним принадлежащими государственныя имущества и потому правилом постановляется чтобы отныне впредь не различать сих имуществ на государственные, удельные и арендные, но даровать им всем одинаковое существование, образование, управление и предназначение, щитая их всех на одинаковых правилах государственным имуществом; и потому подвергнуть их всех одинаковым изменениям и меропринятиям и привезти их всех в одинаковое политическое состояние или положение. На сей конец открываются необходимыми следующие меропринятия (л. 138 об.).
1). Призвать, объявить и провозгласить всех казенных и удельных крестьян вольными и никакого рода крепости более не подлежащими, включить их всех в общий состав российского гражданства на основании общих правил признавая их российскими гражданами и распространяя на них все права купечества и мещанства, так чтобы они от ныне впредь особаго сословия более не составляли но принадлежали бы к общему сословию российских граждан.
2). Составить по общим правилам волости из казенных и удельных селений или включить сии селения в состав других волостей смотря на удобность и на обстоятельства и потом самих казенных и удельных крестьян распределить и расписать по волостям на основании общих правил вводя в сии волости тот образ управления, которой в последствии сей Русской Правды для всех волостей вообще описан будет и подвергнуть казенных и удельных крестьян тем же законам и постановлениям, как и всех прочих россиян.
3). Разделить все земли в каждой волости на две половины; из коих одну отдать под названием общественной земли в собственность волостному обществу (л. 139), а другую под названием казенной оставить собственностью казны, входящею в состав государственных имуществ. Общественную землю не должно волостное общество иметь право ни продавать ниже закладывать ибо она есть собственность неприкосновенная. Казна же является в отношении к казенной земле в виде частнаго человека и потому казенныя земли продавать может.
4).
«Русская Правда». I редакция
Проект