Чего Вы опасаетесь в будущем? (расставить в порядке возрастания от 1 до 9, 1 – наиболее характерно, 9 – наименее характерно)

1. Невозможность получить образование  
2. Остаться без средств существования  
3. Преступности  
4. Проблем с устройством на работу  
5. Потерять работу  
6. Остаться без друзей  
7. Не встретить любимого человека  
8. Не суметь создать семью  
9. Диктатуры власти  

Укажите, пожалуйста, свой возраст ______________ и пол ________________

Благодарим Вас за участие в исследовании!


Рисунок 1. Оптимальный срок вступления в брак

Оптимальный возраст вступления в брак – это пора, когда наступила не только физическая, но и социальная зрелость, сформировано собственное мировоззрение и человек проявил себя как личность.

Учитывая необходимость длительной учебы по специальности, можно считать, что социальная зрелость наступает к 22-25 годам. В большинстве случаев опрошенные учащиеся определяют оптимальный срок вступления в брак 22-25 годами, хотя, если сравнивать ответы молодых людей и девушек, то лишь 47% (7) мальчиков отметили эти годы и 80% (20) девочек. Иначе говоря, опрошенные ученики считают оптимальным вступление в брак после окончания среднего профессионального или высшего учебного заведения и чуть позже.

Таким образом, обобщая сказанное, можно прийти к заключению – оптимальным для вступления в первый брак, как для мужчин, так и для женщин является возраст 22-25 лет. При этом у мужчин допустимы сдвиги 1-3 года в сторону увеличения, у женщин 1-2 года в сторону уменьшения, что можно увидеть далее.

12 % учащихся выбрали вариантом «в 19-21 год», из них 7% (1) мальчиков и 16% (4) девочек, то есть сразу после школы и во время обучения в учреждении среднего профессионального или высшего учебного заведения.

Также 12 % опрошенных отдали свои голоса за вариант «в 26-30 лет», объясняя, возможно, тем, что в брак нужно вступать после построения карьеры, на крепкой материальной основе, и ни одна девушка не отметила этот ответ, только 33% (5) мальчиков.

8% утверждает, что брак необходимо заключать после 30 лет, из них 2 мальчика – 13% и 1 девочка – 4%. Такие браки, кстати, являются самыми крепкими.

Никто из опрошенных не выбрал первого варианта.

Рисунок 2. Идеальный срок рождения ребенка

47% (4 молодых человека – 26% и 15 девушек – 60%) опрошенных считают идеальным возраст рождения первого ребенка в 22-25 лет. Если связывать это с предыдущим вопросом – идеально выйти замуж в это время и сразу родить ребенка. Объясняется это тем, что зачать в 20-25 лет значительно легче, т.к. женщина в этом возрасте максимально здорова.

Примерно столько же – 40 % – отметили вариант «в 26-30 лет» (8 мальчиков – 53% и 8 девочек – 32%).

Наиболее благоприятным для рождения первого ребенка считается возрастной период от 20 до 30 лет. Пока именно на этот возраст приходится пик беременностей и родов, хотя возрастная планка неуклонно повышается с каждым годом: если двадцать лет назад большинство женщин рожало первого ребенка в среднем в 21 год, сейчас средний возраст рожающих первого ребенка – 25 лет.

По 5% - одному мальчику и одной девочке – пришлось на варианты «в 19-21 год» и «после 30 лет». Мода рожать первого ребенка около 30 докатилась и до России. Если раньше все, кто рожал после 30 лет, считались возрастными первородящими, то теперь «молодые» мамы ближе к 40 – не редкость. Причины могут быть разными, но у большинства женщин это желание достичь определенного социального и профессионального статуса, сделать карьеру. По образцу других стран, где женщины только начинают рожать в тридцать пять, а иногда и в сорок лет, у нас женщин, родивших первого ребенка в возрасте между 30 и 40 годами, за последние двадцать лет стало в 3 раза больше. Сегодня каждого 12-го ребенка рожает женщина старше 35 лет.

Что касается первого варианта, с физиологической точки зрения следует зачинать детей и рожать уже в 14 лет, но для современной молодежи это непривлекательно – 3%, один молодой человек.

Рисунок 3. Идеальное число детей

"Идеальное" число детей – это представление индивида о наилучшем числе детей в семье вообще, без учета конкретной жизненной ситуации и личных предпочтений.

Поглощающее большинство ответило, что идеальным является два ребенка. Причем это 60% (9) молодых людей и 80% (20) девушек. Объясняется это либо социальными проблемами, либо желанием достичь высот в карьере. Стоит отметить, что согласно социологическому исследованию 2003 г. «Репродуктивное поведение населения России», идеальное число детей – 2,4.

20% (4 мальчика – 27% и 4 девочки – 16%) респондентов ответили, что идеальное число детей – три ребенка. Считается, что для поддержания нормальной демографической обстановки в стране, каждая семья должна произвести на свет не менее трёх детей.

8% опрошенных (2 девушки и 1 молодой человек) считают идеальным одного ребенка в семье.

Никто из учащихся не выбрал последний вариант – «Более трех».

Идеальное число детей не совпадает с реальным, которое имеет значение от 1,5 до 1,6 нашей стране.

4. Характеристики идеальной семьи Среднее значение Место
М Ж М Ж
1. Понимание в семье   13,3    
2. Хорошее финансовое благополучие 8,8 16,2    
3. Здоровье всех членов семьи   17,7    
4. Семья, где есть любовь 5,8 7,7    
5. Терпимость в семье   17,8    
6. Уважение 7,8 14,7    

Рисунок 5. Характеристики идеальной семьи

На первое место по результатам обработки информации попала такая характеристика, как любовь. Действительно, практически все семьи создаются по любви. На втором и третьем местах расположились понимание и уважение в семье. Семья это не просто муж, жена и ребенок. И относиться к ее членам надо не хуже, чем к себе. Четвертое место и у мальчиков и у девочек заняла характеристика – «хорошее финансовое благополучие». Пятое и шестое места - здоровье и терпимость в семье. Семья – это единый организм, связанный и психологически и биологически. Здоровье и счастье каждого из членов семьи зависит от здоровья и настроения тех, кто их окружает.

Вообще, идеал – это какой-то несуществующий образец. Поэтому идеальная семья может включать в себя все эти шесть характеристик.

Мотивация вступления в брак Среднее значение Место
М Ж М Ж
1. Жить как все, как принято 9,2 16,9    
2. Иметь постоянного сексуального партнера   16,8    
3. Не расставаться с любимым человеком 8,1 10,1    
4. Иметь благоустроенный быт, уют   12,3    
5. Выполнить нравственный долг 10,7 17,9    
6. Не быть одиноким   14,7    
7. Быть нужным кому-то 9,3 14,1    
8. Иметь поддержку, понимание 8,7 10,9    
9. Были дети, продолжился род 5,7 12,2    

Рисунок 6. Мотивация вступления в брак

Наиболее существенным мотивом, побуждающим заводить семью, молодые люди посчитали «не расставаться с любимым», а девушки – продолжение рода. На втором месте в «брачной мотивации» у молодых людей стоит мотив «не быть одиноким», а у девушек – поддержка и понимание. На третьем у девочек находится стремление иметь благоустроенный быт, а у мальчиков – иметь детей, продолжать род. На последнем месте в перечне мотивов, побуждающих к созданию семьи, находится выполнение нравственного долга.

6. Какие обязанности, по Вашему мнению, должны выполнять супруги в гражданском браке (отметить в таблице галочкой, вариантов может быть несколько):

  Мужчины Женщины
Готовить, убирать, мыть 60% 90%
Воспитывать ребенка (если есть) 82% 87%
Знакомство и поддержание отношений с родителями партнера 80% 72%
Зарабатывать деньги 80% 55%
Гулять Выгуливать собаку Тратить деньги Организовывать семейные вечера Стирать носки 3% 3% 0% 3% 3% 0% 5% 3% 3% 0%

Рисунок 7. Супружеские обязанности

По мнению учащихся, обязанности практически одинаковы и у мужчин и у женщин. Почти все опрошенные считают, что заниматься бытовыми делами должна женщина (14 молодых людей – 93% и 22 девушки – 88%) зарабатывать деньги должен мужчина (10 молодых людей – 67% и 22 девушки – 88%) – стереотипное и традиционное восприятие обязанностей супругов.

Рисунок 8. Актуальные проблемы современной России

Рисунок 9. Вариант "другое"

Наиболее популярным ответом в этом вопросе оказался – состояние социальной сферы (42%, из них мужчин – 3, женщин – 4; мужчин – 20%, женщин – 16%). Затем – инфляция и рост цен (22%, из которых мужчин – 3, женщин – 6; мужчин – 20%, женщин – 24%), и рост преступности и терроризма (18%: мужчин – 3, женщин – 4; мужчин – 20%, женщин – 16%). Из другого были названы такие варианты как коррупция (43%, из них мужчин – 1, женщин - 2; мужчин – 7%, женщин – 8%), рост идей национализма (29%, из которых мужчин – 0, женщин – 2; мужчин – 0%, женщин – 8%), весь комплекс проблем (14%: мужчин – 0, женщин – 1; мужчин – 0%, женщин – 4%) и неразвитая наука (14%: мужчин – 1, женщин – 0; мужчин – 7%, женщин – 0%). Действительно, в современном обществе все эти проблемы по-настоящему актуальны и действительно, необходимо их решать в обязательном порядке.

Рисунок 10. Эффективность государственной молодежной политики и социальной защиты молодежи

В данном вопросе большинство опрошенных считают, что государственная молодежная политика и социальная защита не эффективна (48%, из них мужчин – 8, женщин – 11; мужчин – 53%, женщин – 44%) и недостаточно эффективна (47%, из которых мужчин – 5, женщин – 14; мужчин – 33%, женщин – 56%). 5% считают государственную политику по отношению к молодежи эффективной (мужчин – 2, женщин – 0; мужчин – 14%, женщин – 0%). Несомненно, проблема социальной защиты недостаточно эффективна в наши дни.

Рисунок 11. Уровень социально-политической активности учащихся

Большинство респондентов оценивают уровень своей социально-политической активности, как средний (55%, из них мужчин – 8, женщин – 14; мужчин – 53%, женщин – 56%) и низкий (32%, из которых мужчин – 5, женщин – 8; мужчин – 33%, женщин – 32%), то есть учащиеся не принимают активного участия в политике. Меньшинство считают себя активно интересующимися политикой (13%, их них мужчин – 2, женщин – 3; мужчин – 14%, женщин – 12%). Возможно, результаты так распределились, потому что молодежь хочет изменений в лучшую сторону, но пока не готова способствовать им.

Рисунок 12. Патриотизм учащихся

Из всех учащихся, опрошенных нами, больше половины не считают себя патриотами России («скорее нет» – 47%, из них мужчин – 2, женщин – 7; мужчин – 13%, женщин – 28%; Нет – 40%, их которых мужчин – 5, женщин – 0; мужчин – 33%, женщин – 0%) и лишь 5% с уверенностью могут назвать себя патриотом нашей страны (мужчин – 1, женщин -2, мужчин – 7%, женщин – 8%). «Скорее да» ответили 8% (мужчин – 7, женщин – 16; мужчин – 47%, женщин – 64%). По сравнению с предыдущими поколениями, чувство патриотизма играло раньше большую роль в жизни людей, чем сейчас и это связано в первую очередь с отдалением от истории и культуры страны молодежи.

11. Патриотизм Среднее значение Место
М Ж М Ж
Стремление к развитию своей страны 8,1 16,4    
Национальное достоинство 8,3 16,6    
Привязанность к родной земле, языку и традициям 8,1 17,2    
Гордость за принадлежность к государству 9,4 14,3    
Ощущение причастности к истории родины 9,7 14,2    
Готовность защиты отечества от внешних угроз 7,6 11,2    
Чувство долга, гражданские обязанности 8,4 9,7    
Привязанность к отчему дому 8,3 13,9    
Готовность жертвовать личными интересами 6,8 11,3    

Рисунок 13. Понятие патриотизма с точки зрения учащихся

Патриотизм с точки зрения учеников – это в первую очередь готовность защиты отечества от внешних угроз и способность жертвовать своими интересами, а также привязанность к отчему дому, чувство долга и гражданские обязанности. Для многих проявлением патриотизма является стремление к развитию своей страны, привязанность к родной земле, языку и традициям. Наименее характерно для этого понятия: ощущение причастности к истории родины, национальное достоинство, гордость за принадлежность к государству. Как мы можем видеть, данное понятие сейчас интерпретирует не то, чем оно являлось раньше, а это было, прежде всего: привязанность к родной земле и языку, ощущение причастности к истории родины.

Рисунок 14. Выборы для учащихся

Рисунок 15. Вариант "другое"

Для большинства учеников выборы являются формальностью (40%: мужчин – 5, женщин – 11; мужчин – 33%, женщин – 44%), для 25 % выборы – это гражданское право (мужчин – 2, женщин – 8; мужчин – 13%, женщин – 32%), а для 18% - гражданский долг (мужчин – 4, женщин – 3; мужчин – 27%, женщин – 12%). Остальные 17% охарактеризовали выборы, как ничто для них не значащее право (42%, из них мужчин – 3, женщин – 0; мужчин – 20%, женщин – 0%, пустая трата времени (29%, из которых мужчин – 1, женщин – 1; мужчин – 7%, женщин – 4%), показуха и обман (29%, их них мужчин – 0, женщин – 2; мужчин – 0%, женщин – 8%). В этом вопросе наблюдается явная недооценка такого мероприятия, как выборы и это связано с недоверием народа к власти.

Рисунок 16. Планы учащихся на участие в выборах

В этом вопросе мнения респондентов разделились практически поровну: 52% не планируют принимать участие в выборах (мужчин – 6, женщин – 15; мужчин – 40%, женщин – 60%), остальные же 48% все-таки планируют участвовать (мужчин – 9, женщин – 10; мужчин – 60%, женщин – 40%). Данные результаты свидетельствуют о том, что все-таки, несмотря на недоверие к нынешней политической власти, молодежь все-таки хочет побороться за свои интересы.

Рисунок 17. Причины неучастия учащихся в выборах

По данному вопросу 28% отметило, что, по их мнению, все равно ничего не изменится (мужчин – 3, женщин – 3; мужчин – 50%, женщин – 20%). Не интересуются политикой 14%, из них мужчин – 1, женщин – 2; мужчин – 16%, женщин – 13%. Не верят никому из нынешних политиков 10% (мужчин – 1, женщин – 1; мужчин – 17%, женщин – 7%). Не видят ни одного политика (политической партии), отражающего интересы 10% (мужчин – 1, женщин – 1; мужчин – 17%, женщин – 7%). Большинство опрошенных считают, что результаты подтасуют 38% (мужчин – 0, женщин – 8; мужчин – 0%, женщин – 53%). Этот ответ является самым распространенным не только в гимназии, но и предположительно во всей стране.

15. Отношение к труду Среднее значение Место
М Ж М Ж
Работать, чтобы зарабатывать большие деньги 6,4      
Работать для собственной самореализации   16,4    
Работать, чтобы быть самостоятельным 7,4 14,8    
Работать необходимо, чтобы сделать карьеру 10,8 15,2    
Работать, чтобы приносить людям пользу 12,2 18,6    

Рисунок 18. Отношение учащихся к труду

Мнение о работе у большинства респондентов оказалось схожим: гимназисты считают, что работать необходимо в первую очередь для своей собственной пользы и выгоды: для заработка денег и самостоятельности. Меньше всего были популярны ответы: работать для самореализации и чтобы сделать карьеру. На самом последнем месте стоит вариант работать, чтобы приносить людям пользу. Так, свои личные интересы у молодежи ставятся на первое место.

Рисунок 19. Стремления учащихся относительно их будущего

На данный вопрос большинство респондентов решили, что собираются стать высококвалифицированными специалистами (40%, из них мужчин – 8, женщин – 8; мужчин – 53%, женщин – 32%). Далее, 35% дали ответ, что они стремятся сделать карьеру и добиться высокого социального статуса в обществе (из них мужчин – 6, женщин – 8; мужчин – 32%, женщин – 40%). Стать человеком высокой культуры планируют 25 % (мужчин – 1, женщин – 9; мужчин – 7%, женщин – 36%). Таким образом, все стремятся выбрать наиболее высокооплачиваемую и престижную работу для себя.

Рисунок 20. Мотивация смены образовательного учреждения

30% решили, что окончить гимназию будет престижней, чем обычную школу и больше шансов, что возьмут в университет (мужчин – 5, женщин – 7; мужчин – 33%, женщин – 28%). 27% слышали много положительных отзывов об этой гимназии и поэтому, посчитали, что уровень и качество образования там намного лучше (мужчин – 2, женщин – 9; мужчин – 13%, женщин – 36%). 15% не нравилось, как учат в прежней школе (мужчин – 5, женщин – 1; мужчин – 33%, женщин – 4%). 12% пришлось идти в гимназию под давлением родителей (мужчин – 0, женщин – 5; мужчин – 0%, женщин – 20%). Остальные ответили, что сменили место учебы так как не нравилась атмосфера в классе, отношения между одноклассниками (8%: м – 2, ж – 1; м – 14%, ж – 4%) и также (8%) по личным мотивам (мужчин – 0, женщин – 2; мужчин – 0%, женщин – 8%) и за компанию с другом (мужчин – 1, женщин – 0; мужчин – 7%, женщин – 0%). Так, большинство респондентов посчитало, что гимназия намного привилегированней обычной школы, а у меньшинства причиной перехода в гимназию оказалось неудовлетворение учебным процессом в бывшей школе.

Рисунок 21. Планы учащихся на образование в будущем

Абсолютное большинство (92%) учащихся планируют получить в будущем высшее образование, мотивируя это тем, что все говорят, что надо (мужчин – 2, женщин – 2); хотят иметь высокий статус (мужчин – 1, женщин – 1); для самореализации (мужчин – 1, женщин – 1); престижем (мужчин – 3, женщин – 6); для получения знаний (мужчин – 1, женщин – 2); чтобы в будущем зарабатывать большие деньги (мужчин – 1, женщин – 0); с другим образованием не прожить (мужчин – 2, женщин – 1); интересом к сферам занятости, предлагаемым высшим образованием (мужчин – 1, женщин – 2); отсрочкой от армии мужчин – 1, женщин – 0); большими карьерными возможностями (мужчин – 0, женщин – 2); большими шансами получения достойной работы (мужчин – 0, женщин – 5); стремлением быть высококвалифицированным специалистом (мужчин – 0, женщин – 3). Остальные 8% хотят получить среднее профессиональное образование (мужчин – 1, женщин – 0; мужчин – 7%, женщин – 0%), мотивируя это необходимостью стране специалистов со средним специальным образованием. Следовательно, гимназисты хотят приносить пользу и себе и обществу, но личные мотивы (предпочтение высшего образования среднему профессиональному, несмотря на нехватку последнего), как уже отмечалось, все-таки встают на первый план.

Рисунок 22. Планы учащихся на образование в будущем

47% опрошенных интересуют несколько учреждений и специальностей, но пока они затрудняются дать определенный ответ, где именно хотят учиться (мужчин – 7, женщин – 12; мужчин – 47%, женщин – 48%). 43% уже выбрали учреждение и специальность, куда будут подавать документы (мужчин – 6, женщин - 11; мужчин – 40%, женщин – 44%). И лишь 10% решили положиться на волю случая (мужчин – 2, женщин – 2; мужчин – 13%, женщин – 8%). Это свидетельствует о том, что гимназисты предпочитают стабильность и планирование своего будущего.

Рисунок 23. Цели и ориентиры учащихся

В этом вопросе мнения респондентов разделились практически поровну, однако у большинства учащихся (52%) уже есть конкретные жизненные цели и из них мужчин – 14, женщин – 17 (мужчин – 93%, женщин – 68%). Тех, у кого нет конкретных жизненных целей, оказалось 48%. Из них мужчин – 1, женщин – 8 (мужчин – 7%, женщин – 32%).

Рисунок 24. Осуществление жизненных планов учащимися

Подавляющее большинство опрошенных активно пытаются осуществить свои жизненные цели (мужчин – 12, женщин – 9; мужчин – 86%, женщин – 53%). Остальные считают, что пытаются, но на их взгляд недостаточно (мужчин – 2, женщин – 8; мужчин – 14%, женщин – 47%). Это значит, что современная молодежь предпочитает действовать и реализовывать свои цели в жизни, всячески постепенно их осуществляя.

22. Жизненные приоритеты Среднее значение Место
М Ж М Ж
Здоровье 1,9 3,2    
Любовь   2,6    
Наличие хороших и верных друзей 2,1 2,8    
Счастливая семейная жизнь 2,3 2,7    
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий)   2,8    
Материально обеспеченная жизнь 2,2 2,4    
Интересная работа 1,9 2,8    
Карьерный рост 1,8 2,4    
Удовольствия и развлечения   2,4    
Самообразование и самопознание 1,7 2,7    
Активная деятельная жизнь 1,9 2,4    
Слава 1,4 1,5    
Общественное признание 1,6 1,7    
Жизненная мудрость 2,1 2,4    
Хорошая обстановка в стране 1,3 2,2    
Творческая реализация 1,8 2,4    

Рисунок 25. Жизненные приоритеты учащихся

При оценке этого параметра было выявлено, что наиболее ценными в жизни для молодых людей являются наличие хороших друзей, любовь, семья и уверенность в себе. Также назывались такие ответы как интересная работа, здоровье, удовольствия и развлечения, самообразование и самопознание, жизненная мудрость и обеспеченная жизнь. Единичными оказались варианты: творческая реализация, карьера, слава, общественное признание, активная деятельная жизнь и благоприятная обстановка в стране. Такие данные свидетельствуют о том, что для современного гимназиста приоритетнее является духовное равновесие и личная сфера жизни, а не карьерные достижения.

23. Качества людей Среднее значение Место
М Ж М Ж
Ум 8,5 7,9    
Доброта 6,7 9,9    
Юмор 8,1 15,1    
Уверенность в себе 5,6 11,4    
Целеустремленность 8,8 11,2    
Отзывчивость 7,5 14,2    
Обязательность 7,8 14,1    
Воспитанность 8,4 12,6    
Общительность 8,9 15,    
Независимость 9,3 12,7    
Сила 7,6 16,6    
Инициативность 8,2 15,2    
Оригинальность 8,6 13,8    
Красота 8,3 18,2    

Рисунок 26. Качества, ценимые в людях учащимися

Из достоинств, которые наиболее ценны в людях, особенно часто упоминались доброта, уверенность в себе, умственные способности, отзывчивость, обязательность. Для некоторых немаловажное значение имеет воспитанность, целеустремленность, физическая сила, юмор, оригинальность. Менее всего в человеке, по мнению гимназистов, ценится общительность, независимость, инициативность, внешняя красота. Таким образом, наиболее ценится в людях, по мнению гимназистов, внутренние качества человека, его особенность, нежели внешность.

24. Страхи Среднее значение Место
М Ж М Ж
Невозможность получить образование 6,4 12,7    
Остаться без средств существования 6,8 13,7    
Преступности 8,7 18,9    
Проблем с устройством на работу 9,3 16,2    
Потерять работу 6,9 14,8    
Остаться без друзей 8,6 7,2    
Не встретить любимого человека 7,9 9,4    
Не суметь создать семью 8,6 10,8    
Диктатуры власти 11,7 21,3    

Рисунок 27. Страхи учащихся относительно будущего

Из страхов гимназистов перед будущим можно выделить следующее: боязнь остаться без любимого человека, средств существования и образования. Наименее популярны ответы: страх потерять работу, остаться без друзей, не суметь создать семью. Меньше всего школьники боятся преступности, проблем с устройством на работу, диктатуры власти. Большинство опрошенных придает большое значение дружбе, образованию, материальным благам и близким людям, так как это и является в наши дни приоритетами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: