1. Невозможность получить образование | |
2. Остаться без средств существования | |
3. Преступности | |
4. Проблем с устройством на работу | |
5. Потерять работу | |
6. Остаться без друзей | |
7. Не встретить любимого человека | |
8. Не суметь создать семью | |
9. Диктатуры власти |
Укажите, пожалуйста, свой возраст ______________ и пол ________________
Благодарим Вас за участие в исследовании!
Рисунок 1. Оптимальный срок вступления в брак
Оптимальный возраст вступления в брак – это пора, когда наступила не только физическая, но и социальная зрелость, сформировано собственное мировоззрение и человек проявил себя как личность.
Учитывая необходимость длительной учебы по специальности, можно считать, что социальная зрелость наступает к 22-25 годам. В большинстве случаев опрошенные учащиеся определяют оптимальный срок вступления в брак 22-25 годами, хотя, если сравнивать ответы молодых людей и девушек, то лишь 47% (7) мальчиков отметили эти годы и 80% (20) девочек. Иначе говоря, опрошенные ученики считают оптимальным вступление в брак после окончания среднего профессионального или высшего учебного заведения и чуть позже.
Таким образом, обобщая сказанное, можно прийти к заключению – оптимальным для вступления в первый брак, как для мужчин, так и для женщин является возраст 22-25 лет. При этом у мужчин допустимы сдвиги 1-3 года в сторону увеличения, у женщин 1-2 года в сторону уменьшения, что можно увидеть далее.
12 % учащихся выбрали вариантом «в 19-21 год», из них 7% (1) мальчиков и 16% (4) девочек, то есть сразу после школы и во время обучения в учреждении среднего профессионального или высшего учебного заведения.
Также 12 % опрошенных отдали свои голоса за вариант «в 26-30 лет», объясняя, возможно, тем, что в брак нужно вступать после построения карьеры, на крепкой материальной основе, и ни одна девушка не отметила этот ответ, только 33% (5) мальчиков.
8% утверждает, что брак необходимо заключать после 30 лет, из них 2 мальчика – 13% и 1 девочка – 4%. Такие браки, кстати, являются самыми крепкими.
Никто из опрошенных не выбрал первого варианта.
Рисунок 2. Идеальный срок рождения ребенка
47% (4 молодых человека – 26% и 15 девушек – 60%) опрошенных считают идеальным возраст рождения первого ребенка в 22-25 лет. Если связывать это с предыдущим вопросом – идеально выйти замуж в это время и сразу родить ребенка. Объясняется это тем, что зачать в 20-25 лет значительно легче, т.к. женщина в этом возрасте максимально здорова.
Примерно столько же – 40 % – отметили вариант «в 26-30 лет» (8 мальчиков – 53% и 8 девочек – 32%).
Наиболее благоприятным для рождения первого ребенка считается возрастной период от 20 до 30 лет. Пока именно на этот возраст приходится пик беременностей и родов, хотя возрастная планка неуклонно повышается с каждым годом: если двадцать лет назад большинство женщин рожало первого ребенка в среднем в 21 год, сейчас средний возраст рожающих первого ребенка – 25 лет.
По 5% - одному мальчику и одной девочке – пришлось на варианты «в 19-21 год» и «после 30 лет». Мода рожать первого ребенка около 30 докатилась и до России. Если раньше все, кто рожал после 30 лет, считались возрастными первородящими, то теперь «молодые» мамы ближе к 40 – не редкость. Причины могут быть разными, но у большинства женщин это желание достичь определенного социального и профессионального статуса, сделать карьеру. По образцу других стран, где женщины только начинают рожать в тридцать пять, а иногда и в сорок лет, у нас женщин, родивших первого ребенка в возрасте между 30 и 40 годами, за последние двадцать лет стало в 3 раза больше. Сегодня каждого 12-го ребенка рожает женщина старше 35 лет.
Что касается первого варианта, с физиологической точки зрения следует зачинать детей и рожать уже в 14 лет, но для современной молодежи это непривлекательно – 3%, один молодой человек.
Рисунок 3. Идеальное число детей
"Идеальное" число детей – это представление индивида о наилучшем числе детей в семье вообще, без учета конкретной жизненной ситуации и личных предпочтений.
Поглощающее большинство ответило, что идеальным является два ребенка. Причем это 60% (9) молодых людей и 80% (20) девушек. Объясняется это либо социальными проблемами, либо желанием достичь высот в карьере. Стоит отметить, что согласно социологическому исследованию 2003 г. «Репродуктивное поведение населения России», идеальное число детей – 2,4.
20% (4 мальчика – 27% и 4 девочки – 16%) респондентов ответили, что идеальное число детей – три ребенка. Считается, что для поддержания нормальной демографической обстановки в стране, каждая семья должна произвести на свет не менее трёх детей.
8% опрошенных (2 девушки и 1 молодой человек) считают идеальным одного ребенка в семье.
Никто из учащихся не выбрал последний вариант – «Более трех».
Идеальное число детей не совпадает с реальным, которое имеет значение от 1,5 до 1,6 нашей стране.
4. Характеристики идеальной семьи | Среднее значение | Место | ||
М | Ж | М | Ж | |
1. Понимание в семье | 13,3 | |||
2. Хорошее финансовое благополучие | 8,8 | 16,2 | ||
3. Здоровье всех членов семьи | 17,7 | |||
4. Семья, где есть любовь | 5,8 | 7,7 | ||
5. Терпимость в семье | 17,8 | |||
6. Уважение | 7,8 | 14,7 |
Рисунок 5. Характеристики идеальной семьи
На первое место по результатам обработки информации попала такая характеристика, как любовь. Действительно, практически все семьи создаются по любви. На втором и третьем местах расположились понимание и уважение в семье. Семья это не просто муж, жена и ребенок. И относиться к ее членам надо не хуже, чем к себе. Четвертое место и у мальчиков и у девочек заняла характеристика – «хорошее финансовое благополучие». Пятое и шестое места - здоровье и терпимость в семье. Семья – это единый организм, связанный и психологически и биологически. Здоровье и счастье каждого из членов семьи зависит от здоровья и настроения тех, кто их окружает.
Вообще, идеал – это какой-то несуществующий образец. Поэтому идеальная семья может включать в себя все эти шесть характеристик.
Мотивация вступления в брак | Среднее значение | Место | ||
М | Ж | М | Ж | |
1. Жить как все, как принято | 9,2 | 16,9 | ||
2. Иметь постоянного сексуального партнера | 16,8 | |||
3. Не расставаться с любимым человеком | 8,1 | 10,1 | ||
4. Иметь благоустроенный быт, уют | 12,3 | |||
5. Выполнить нравственный долг | 10,7 | 17,9 | ||
6. Не быть одиноким | 14,7 | |||
7. Быть нужным кому-то | 9,3 | 14,1 | ||
8. Иметь поддержку, понимание | 8,7 | 10,9 | ||
9. Были дети, продолжился род | 5,7 | 12,2 |
Рисунок 6. Мотивация вступления в брак
Наиболее существенным мотивом, побуждающим заводить семью, молодые люди посчитали «не расставаться с любимым», а девушки – продолжение рода. На втором месте в «брачной мотивации» у молодых людей стоит мотив «не быть одиноким», а у девушек – поддержка и понимание. На третьем у девочек находится стремление иметь благоустроенный быт, а у мальчиков – иметь детей, продолжать род. На последнем месте в перечне мотивов, побуждающих к созданию семьи, находится выполнение нравственного долга.
6. Какие обязанности, по Вашему мнению, должны выполнять супруги в гражданском браке (отметить в таблице галочкой, вариантов может быть несколько):
Мужчины | Женщины | |
Готовить, убирать, мыть | 60% | 90% |
Воспитывать ребенка (если есть) | 82% | 87% |
Знакомство и поддержание отношений с родителями партнера | 80% | 72% |
Зарабатывать деньги | 80% | 55% |
Гулять Выгуливать собаку Тратить деньги Организовывать семейные вечера Стирать носки | 3% 3% 0% 3% 3% | 0% 5% 3% 3% 0% |
Рисунок 7. Супружеские обязанности
По мнению учащихся, обязанности практически одинаковы и у мужчин и у женщин. Почти все опрошенные считают, что заниматься бытовыми делами должна женщина (14 молодых людей – 93% и 22 девушки – 88%) зарабатывать деньги должен мужчина (10 молодых людей – 67% и 22 девушки – 88%) – стереотипное и традиционное восприятие обязанностей супругов.
Рисунок 8. Актуальные проблемы современной России
Рисунок 9. Вариант "другое"
Наиболее популярным ответом в этом вопросе оказался – состояние социальной сферы (42%, из них мужчин – 3, женщин – 4; мужчин – 20%, женщин – 16%). Затем – инфляция и рост цен (22%, из которых мужчин – 3, женщин – 6; мужчин – 20%, женщин – 24%), и рост преступности и терроризма (18%: мужчин – 3, женщин – 4; мужчин – 20%, женщин – 16%). Из другого были названы такие варианты как коррупция (43%, из них мужчин – 1, женщин - 2; мужчин – 7%, женщин – 8%), рост идей национализма (29%, из которых мужчин – 0, женщин – 2; мужчин – 0%, женщин – 8%), весь комплекс проблем (14%: мужчин – 0, женщин – 1; мужчин – 0%, женщин – 4%) и неразвитая наука (14%: мужчин – 1, женщин – 0; мужчин – 7%, женщин – 0%). Действительно, в современном обществе все эти проблемы по-настоящему актуальны и действительно, необходимо их решать в обязательном порядке.
Рисунок 10. Эффективность государственной молодежной политики и социальной защиты молодежи
В данном вопросе большинство опрошенных считают, что государственная молодежная политика и социальная защита не эффективна (48%, из них мужчин – 8, женщин – 11; мужчин – 53%, женщин – 44%) и недостаточно эффективна (47%, из которых мужчин – 5, женщин – 14; мужчин – 33%, женщин – 56%). 5% считают государственную политику по отношению к молодежи эффективной (мужчин – 2, женщин – 0; мужчин – 14%, женщин – 0%). Несомненно, проблема социальной защиты недостаточно эффективна в наши дни.
Рисунок 11. Уровень социально-политической активности учащихся
Большинство респондентов оценивают уровень своей социально-политической активности, как средний (55%, из них мужчин – 8, женщин – 14; мужчин – 53%, женщин – 56%) и низкий (32%, из которых мужчин – 5, женщин – 8; мужчин – 33%, женщин – 32%), то есть учащиеся не принимают активного участия в политике. Меньшинство считают себя активно интересующимися политикой (13%, их них мужчин – 2, женщин – 3; мужчин – 14%, женщин – 12%). Возможно, результаты так распределились, потому что молодежь хочет изменений в лучшую сторону, но пока не готова способствовать им.
Рисунок 12. Патриотизм учащихся
Из всех учащихся, опрошенных нами, больше половины не считают себя патриотами России («скорее нет» – 47%, из них мужчин – 2, женщин – 7; мужчин – 13%, женщин – 28%; Нет – 40%, их которых мужчин – 5, женщин – 0; мужчин – 33%, женщин – 0%) и лишь 5% с уверенностью могут назвать себя патриотом нашей страны (мужчин – 1, женщин -2, мужчин – 7%, женщин – 8%). «Скорее да» ответили 8% (мужчин – 7, женщин – 16; мужчин – 47%, женщин – 64%). По сравнению с предыдущими поколениями, чувство патриотизма играло раньше большую роль в жизни людей, чем сейчас и это связано в первую очередь с отдалением от истории и культуры страны молодежи.
11. Патриотизм | Среднее значение | Место | ||
М | Ж | М | Ж | |
Стремление к развитию своей страны | 8,1 | 16,4 | ||
Национальное достоинство | 8,3 | 16,6 | ||
Привязанность к родной земле, языку и традициям | 8,1 | 17,2 | ||
Гордость за принадлежность к государству | 9,4 | 14,3 | ||
Ощущение причастности к истории родины | 9,7 | 14,2 | ||
Готовность защиты отечества от внешних угроз | 7,6 | 11,2 | ||
Чувство долга, гражданские обязанности | 8,4 | 9,7 | ||
Привязанность к отчему дому | 8,3 | 13,9 | ||
Готовность жертвовать личными интересами | 6,8 | 11,3 |
Рисунок 13. Понятие патриотизма с точки зрения учащихся
Патриотизм с точки зрения учеников – это в первую очередь готовность защиты отечества от внешних угроз и способность жертвовать своими интересами, а также привязанность к отчему дому, чувство долга и гражданские обязанности. Для многих проявлением патриотизма является стремление к развитию своей страны, привязанность к родной земле, языку и традициям. Наименее характерно для этого понятия: ощущение причастности к истории родины, национальное достоинство, гордость за принадлежность к государству. Как мы можем видеть, данное понятие сейчас интерпретирует не то, чем оно являлось раньше, а это было, прежде всего: привязанность к родной земле и языку, ощущение причастности к истории родины.
Рисунок 14. Выборы для учащихся
Рисунок 15. Вариант "другое"
Для большинства учеников выборы являются формальностью (40%: мужчин – 5, женщин – 11; мужчин – 33%, женщин – 44%), для 25 % выборы – это гражданское право (мужчин – 2, женщин – 8; мужчин – 13%, женщин – 32%), а для 18% - гражданский долг (мужчин – 4, женщин – 3; мужчин – 27%, женщин – 12%). Остальные 17% охарактеризовали выборы, как ничто для них не значащее право (42%, из них мужчин – 3, женщин – 0; мужчин – 20%, женщин – 0%, пустая трата времени (29%, из которых мужчин – 1, женщин – 1; мужчин – 7%, женщин – 4%), показуха и обман (29%, их них мужчин – 0, женщин – 2; мужчин – 0%, женщин – 8%). В этом вопросе наблюдается явная недооценка такого мероприятия, как выборы и это связано с недоверием народа к власти.
Рисунок 16. Планы учащихся на участие в выборах
В этом вопросе мнения респондентов разделились практически поровну: 52% не планируют принимать участие в выборах (мужчин – 6, женщин – 15; мужчин – 40%, женщин – 60%), остальные же 48% все-таки планируют участвовать (мужчин – 9, женщин – 10; мужчин – 60%, женщин – 40%). Данные результаты свидетельствуют о том, что все-таки, несмотря на недоверие к нынешней политической власти, молодежь все-таки хочет побороться за свои интересы.
Рисунок 17. Причины неучастия учащихся в выборах
По данному вопросу 28% отметило, что, по их мнению, все равно ничего не изменится (мужчин – 3, женщин – 3; мужчин – 50%, женщин – 20%). Не интересуются политикой 14%, из них мужчин – 1, женщин – 2; мужчин – 16%, женщин – 13%. Не верят никому из нынешних политиков 10% (мужчин – 1, женщин – 1; мужчин – 17%, женщин – 7%). Не видят ни одного политика (политической партии), отражающего интересы 10% (мужчин – 1, женщин – 1; мужчин – 17%, женщин – 7%). Большинство опрошенных считают, что результаты подтасуют 38% (мужчин – 0, женщин – 8; мужчин – 0%, женщин – 53%). Этот ответ является самым распространенным не только в гимназии, но и предположительно во всей стране.
15. Отношение к труду | Среднее значение | Место | ||
М | Ж | М | Ж | |
Работать, чтобы зарабатывать большие деньги | 6,4 | |||
Работать для собственной самореализации | 16,4 | |||
Работать, чтобы быть самостоятельным | 7,4 | 14,8 | ||
Работать необходимо, чтобы сделать карьеру | 10,8 | 15,2 | ||
Работать, чтобы приносить людям пользу | 12,2 | 18,6 |
Рисунок 18. Отношение учащихся к труду
Мнение о работе у большинства респондентов оказалось схожим: гимназисты считают, что работать необходимо в первую очередь для своей собственной пользы и выгоды: для заработка денег и самостоятельности. Меньше всего были популярны ответы: работать для самореализации и чтобы сделать карьеру. На самом последнем месте стоит вариант работать, чтобы приносить людям пользу. Так, свои личные интересы у молодежи ставятся на первое место.
Рисунок 19. Стремления учащихся относительно их будущего
На данный вопрос большинство респондентов решили, что собираются стать высококвалифицированными специалистами (40%, из них мужчин – 8, женщин – 8; мужчин – 53%, женщин – 32%). Далее, 35% дали ответ, что они стремятся сделать карьеру и добиться высокого социального статуса в обществе (из них мужчин – 6, женщин – 8; мужчин – 32%, женщин – 40%). Стать человеком высокой культуры планируют 25 % (мужчин – 1, женщин – 9; мужчин – 7%, женщин – 36%). Таким образом, все стремятся выбрать наиболее высокооплачиваемую и престижную работу для себя.
Рисунок 20. Мотивация смены образовательного учреждения
30% решили, что окончить гимназию будет престижней, чем обычную школу и больше шансов, что возьмут в университет (мужчин – 5, женщин – 7; мужчин – 33%, женщин – 28%). 27% слышали много положительных отзывов об этой гимназии и поэтому, посчитали, что уровень и качество образования там намного лучше (мужчин – 2, женщин – 9; мужчин – 13%, женщин – 36%). 15% не нравилось, как учат в прежней школе (мужчин – 5, женщин – 1; мужчин – 33%, женщин – 4%). 12% пришлось идти в гимназию под давлением родителей (мужчин – 0, женщин – 5; мужчин – 0%, женщин – 20%). Остальные ответили, что сменили место учебы так как не нравилась атмосфера в классе, отношения между одноклассниками (8%: м – 2, ж – 1; м – 14%, ж – 4%) и также (8%) по личным мотивам (мужчин – 0, женщин – 2; мужчин – 0%, женщин – 8%) и за компанию с другом (мужчин – 1, женщин – 0; мужчин – 7%, женщин – 0%). Так, большинство респондентов посчитало, что гимназия намного привилегированней обычной школы, а у меньшинства причиной перехода в гимназию оказалось неудовлетворение учебным процессом в бывшей школе.
Рисунок 21. Планы учащихся на образование в будущем
Абсолютное большинство (92%) учащихся планируют получить в будущем высшее образование, мотивируя это тем, что все говорят, что надо (мужчин – 2, женщин – 2); хотят иметь высокий статус (мужчин – 1, женщин – 1); для самореализации (мужчин – 1, женщин – 1); престижем (мужчин – 3, женщин – 6); для получения знаний (мужчин – 1, женщин – 2); чтобы в будущем зарабатывать большие деньги (мужчин – 1, женщин – 0); с другим образованием не прожить (мужчин – 2, женщин – 1); интересом к сферам занятости, предлагаемым высшим образованием (мужчин – 1, женщин – 2); отсрочкой от армии мужчин – 1, женщин – 0); большими карьерными возможностями (мужчин – 0, женщин – 2); большими шансами получения достойной работы (мужчин – 0, женщин – 5); стремлением быть высококвалифицированным специалистом (мужчин – 0, женщин – 3). Остальные 8% хотят получить среднее профессиональное образование (мужчин – 1, женщин – 0; мужчин – 7%, женщин – 0%), мотивируя это необходимостью стране специалистов со средним специальным образованием. Следовательно, гимназисты хотят приносить пользу и себе и обществу, но личные мотивы (предпочтение высшего образования среднему профессиональному, несмотря на нехватку последнего), как уже отмечалось, все-таки встают на первый план.
Рисунок 22. Планы учащихся на образование в будущем
47% опрошенных интересуют несколько учреждений и специальностей, но пока они затрудняются дать определенный ответ, где именно хотят учиться (мужчин – 7, женщин – 12; мужчин – 47%, женщин – 48%). 43% уже выбрали учреждение и специальность, куда будут подавать документы (мужчин – 6, женщин - 11; мужчин – 40%, женщин – 44%). И лишь 10% решили положиться на волю случая (мужчин – 2, женщин – 2; мужчин – 13%, женщин – 8%). Это свидетельствует о том, что гимназисты предпочитают стабильность и планирование своего будущего.
Рисунок 23. Цели и ориентиры учащихся
В этом вопросе мнения респондентов разделились практически поровну, однако у большинства учащихся (52%) уже есть конкретные жизненные цели и из них мужчин – 14, женщин – 17 (мужчин – 93%, женщин – 68%). Тех, у кого нет конкретных жизненных целей, оказалось 48%. Из них мужчин – 1, женщин – 8 (мужчин – 7%, женщин – 32%).
Рисунок 24. Осуществление жизненных планов учащимися
Подавляющее большинство опрошенных активно пытаются осуществить свои жизненные цели (мужчин – 12, женщин – 9; мужчин – 86%, женщин – 53%). Остальные считают, что пытаются, но на их взгляд недостаточно (мужчин – 2, женщин – 8; мужчин – 14%, женщин – 47%). Это значит, что современная молодежь предпочитает действовать и реализовывать свои цели в жизни, всячески постепенно их осуществляя.
22. Жизненные приоритеты | Среднее значение | Место | ||
М | Ж | М | Ж | |
Здоровье | 1,9 | 3,2 | ||
Любовь | 2,6 | |||
Наличие хороших и верных друзей | 2,1 | 2,8 | ||
Счастливая семейная жизнь | 2,3 | 2,7 | ||
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) | 2,8 | |||
Материально обеспеченная жизнь | 2,2 | 2,4 | ||
Интересная работа | 1,9 | 2,8 | ||
Карьерный рост | 1,8 | 2,4 | ||
Удовольствия и развлечения | 2,4 | |||
Самообразование и самопознание | 1,7 | 2,7 | ||
Активная деятельная жизнь | 1,9 | 2,4 | ||
Слава | 1,4 | 1,5 | ||
Общественное признание | 1,6 | 1,7 | ||
Жизненная мудрость | 2,1 | 2,4 | ||
Хорошая обстановка в стране | 1,3 | 2,2 | ||
Творческая реализация | 1,8 | 2,4 |
Рисунок 25. Жизненные приоритеты учащихся
При оценке этого параметра было выявлено, что наиболее ценными в жизни для молодых людей являются наличие хороших друзей, любовь, семья и уверенность в себе. Также назывались такие ответы как интересная работа, здоровье, удовольствия и развлечения, самообразование и самопознание, жизненная мудрость и обеспеченная жизнь. Единичными оказались варианты: творческая реализация, карьера, слава, общественное признание, активная деятельная жизнь и благоприятная обстановка в стране. Такие данные свидетельствуют о том, что для современного гимназиста приоритетнее является духовное равновесие и личная сфера жизни, а не карьерные достижения.
23. Качества людей | Среднее значение | Место | ||
М | Ж | М | Ж | |
Ум | 8,5 | 7,9 | ||
Доброта | 6,7 | 9,9 | ||
Юмор | 8,1 | 15,1 | ||
Уверенность в себе | 5,6 | 11,4 | ||
Целеустремленность | 8,8 | 11,2 | ||
Отзывчивость | 7,5 | 14,2 | ||
Обязательность | 7,8 | 14,1 | ||
Воспитанность | 8,4 | 12,6 | ||
Общительность | 8,9 | 15, | ||
Независимость | 9,3 | 12,7 | ||
Сила | 7,6 | 16,6 | ||
Инициативность | 8,2 | 15,2 | ||
Оригинальность | 8,6 | 13,8 | ||
Красота | 8,3 | 18,2 |
Рисунок 26. Качества, ценимые в людях учащимися
Из достоинств, которые наиболее ценны в людях, особенно часто упоминались доброта, уверенность в себе, умственные способности, отзывчивость, обязательность. Для некоторых немаловажное значение имеет воспитанность, целеустремленность, физическая сила, юмор, оригинальность. Менее всего в человеке, по мнению гимназистов, ценится общительность, независимость, инициативность, внешняя красота. Таким образом, наиболее ценится в людях, по мнению гимназистов, внутренние качества человека, его особенность, нежели внешность.
24. Страхи | Среднее значение | Место | ||
М | Ж | М | Ж | |
Невозможность получить образование | 6,4 | 12,7 | ||
Остаться без средств существования | 6,8 | 13,7 | ||
Преступности | 8,7 | 18,9 | ||
Проблем с устройством на работу | 9,3 | 16,2 | ||
Потерять работу | 6,9 | 14,8 | ||
Остаться без друзей | 8,6 | 7,2 | ||
Не встретить любимого человека | 7,9 | 9,4 | ||
Не суметь создать семью | 8,6 | 10,8 | ||
Диктатуры власти | 11,7 | 21,3 |
Рисунок 27. Страхи учащихся относительно будущего
Из страхов гимназистов перед будущим можно выделить следующее: боязнь остаться без любимого человека, средств существования и образования. Наименее популярны ответы: страх потерять работу, остаться без друзей, не суметь создать семью. Меньше всего школьники боятся преступности, проблем с устройством на работу, диктатуры власти. Большинство опрошенных придает большое значение дружбе, образованию, материальным благам и близким людям, так как это и является в наши дни приоритетами.