Последняя мысль

ОПРЕДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ РОЖДЕНИЕ

Последняя мысль человека определяет его будущую судьбу. Последняя мысль определяет его будущее рождение. Господь Кришна говорит в " Бхагавад-Гите ": "Тот, кто покидает тело, думая о каком-то существе, в это существо и воплотится, о сын Кунти" (VIII, 6).

Аджамила отказался от добродетельного поведения и начал вести распутную жизнь. Он впал в черные глубины греховных привычек и занимался кражами и разбоем. Он стал рабом публичной женщины. Он стал отцом десяти детей, последний из которых был назван Нараяной.

На смертном одре Аджамила погрузился в мысли о своем младшем сыне. К нему приблизились три страшных вестника смерти. Аджамила в огромном горе громко крикнул "Нараяна", назвав имя младшего сына.

При одном лишь упоминании имени "Нараяна" быстро примчались спутники Господа Хари* и оттеснили вестников смерти. Они забрали Аджамилу в Вайкунтху, или в мир Вишну.

Душа Сушупалы вошла в Верховного Господа лучезарной искрой невыразимой славы и величия. Грешник Сушупала провел жизни в поношении Господа Кришны, а затем вошел в Господа. Человек, который фокусирует хотя бы свою ненависть на Господе Кришне, фактически занимается регулярным ревностным служением Ему, освобождается от грехов и достигает Господа. Пастушки- гопи достигли Его посредством камы (страсти), Камса — страха, Сушупала — ненависти, а Нарада — любви.

Господь Кришна говорит в " Гите ": "Кто всегда размышляет обо Мне интенсивно и сосредоточенно, для такого стойкого йогина я легко достижим; и, достигнув таким образом Меня и слившись со Мной, он не рождается снова в быстротечном мире горя и страданий. О Арджуна! Хотя все миры, созданные Брахмой, ограничены временем и растворяются в момент достижения Меня, перерождения нет, поэтому во все времена медитируй на Мне, зафиксировав на Мне свой разум и интеллект. Несомненно, ты Меня достигнешь" (VIII, 14-16).

Постоянная практика фиксации сознания на Господе, пусть даже человек занимается мирскими делами, позволит ему интуитивно и автоматически думать о Боге, даже в момент своего ухода. Господь говорит: "Обладая сознанием, которое занято постоянной практикой йоги и не отвлекается никакими иными препятствиями, можно достичь Верховного Пуруши блистательной славы".

Далее Господь говорит: "В момент смерти тот, кто думает о Моей реальной Сущности Верховного Господа Шри Кришны или Нараяны, покидает тело и поистине постигает Мою Сущность. Не сомневайтесь в этом! В каком облике представляет Меня человек в момент смерти, в том облике он меня и достигнет, эта форма снова станет результатом пестования мысли, направленной по привычному пути, и постоянной медитации на ней же".

Затем Господь говорит: "Кто в дальнейшем фиксирует на Мне свое сознание, даже в момент ухода, и кто находится в этом Божественном состоянии отречения от всего и пребывания в Брахмане, тот освобождается от иллюзии" (" Бхагавад-Гита ", II, 72).

Тот, у кого есть застарелая привычка нюхать табак, даже в бессознательном состоянии на смертном одре складывает пальцы особым образом, имитируя процесс нюхания табака. Такова сила привычки нюхать табак у человека.

Последней мыслью распутного человека становится мысль о женщине. Последняя мысль беспробудного пьяницы — это мысль о порции спиртного. Последней мыслью скупого ростовщика становится мысль о деньгах. Последняя мысль воюющего солдата —о том, чтобы сразить врага. Последней мыслью матери, глубоко привязанной к своему единственному сыну, будет мысль лишь о сыне.

Раджа Бхарата выкормил оленя из сострадания и привязался к нему. Его последней мыслью была мысль об олене. Поэтому он родился в новой жизни оленем, хотя у него и сохранилась память о последнем рождении, поскольку он был продвинутой душой.

Последней мыслью человека будет мысль о Боге лишь в том случае, если на протяжении жизни этот человек дисциплинировал свое сознание и неустанной практикой постарался зафиксировать его на Господе. Это не произойдет за один или два дня практики, и даже за неделю или месяц. Это стремление и борьба длиной в целую жизнь.

Последняя мысль определяет следующее рождение. Последняя мысль, которая преобладала в сознании перед смертью, завладевает сознанием в момент смерти. Преобладающей мыслью в момент смерти становится та мысль, которой в нормальной жизни человек уделял больше всего внимания. Последняя мысль определяет природу характера тела, которое ему достанется в следующей жизни. О чем человек думает, в то он и превращается.


* Нараяна, Хари — различные имена Вишну.

ОПОРНАЯ САТТВИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Огромное большинство людей всегда стремится придерживаться чего-то конкретного, чем бы оно ни было, на что можно направить свои мысли, и порой это "что-то" становится центром, вокруг которого вращаются все мысли в сознании этих людей. Такова сущностная природа сознания. Для фиксации сознания мыслям нужна опора.

Придерживайтесь саттвической опорной мысли при конструировании ментального образа. Сознание принимает форму любого объекта, о котором человек интенсивно размышляет. Если человек думает об апельсине, его сознание принимает форму апельсина. Если он думает о Господе Кришне с флейтой в руке, сознание принимает форму Господа Кришны. Вы должны правильно воспитывать свое сознание и давать ему саттвическую пищу для усвоения.

Для достижения цели (спасения) вам необходима саттвическая опорная мысль. Если вы преданный служитель Господа Кришны, вашей опорной мыслью должен быть Его образ, повторение Его знаменитой мантры " Ом Намо Бхагавате Васудевайя " и его качеств "формы — бесформенности".

Опорной мыслью ведантиста должен быть ОМ и его значение (бесконечный океан Света, сатчидананда). Работайте в миру, но в тот момент, когда сознание не занято, начинайте концентрироваться на опорной мысли — в зависимости от вашего вкуса, темперамента и способности к садхане это может быть сагуна -опора или ниргуна -опора. При неустанном размышлении в вашем сознании выработается привычка, и оно без малейших усилий будет стремиться к фиксации на опорной мысли.

Жаль, что у подавляющего большинства людей вовсе нет ни идеалов, ни программы жизни, не говоря уже о саттвической опорной мысли. Они обречены на неудачи. Опорная мысль молодой замужней дамы, как правило, сопряжена с похотью. Опорная мысль старушки-матери связана с ее привязанностью к сыновьям и внукам. Опорные мысли громадного числа людей пропитаны ненавистью и ревностью. Даже у так называемых образованных людей с университетскими дипломами и академическим знанием, которое является лишь шелухой на зернах истинного духовного знания, нет ни идеалов, ни жизненной программы, ни опорной мысли.

Поглощенный земными делами человек становится жертвой сексуальных мыслей и мыслей, которые пропитаны ненавистью, гневом и мстительностью. Эти два вида мыслей поистине завладевают его сознанием. Он превращается в раба этих мыслей. Он не знает, как отвлечь внимание от этих мыслей и переключиться на добрые, благородные мысли. Он не знает законов мышления. Он совершенно не понимает ни природы сознания, ни деятельности сознания. Он находится в крайне плачевном состоянии, несмотря на внешние успехи и книжное многознание, которое почерпнул в университете. В нем не пробуждается вивека. У него нет шраддхи (веры) ни в святых, ни в шастры, ни в Бога. Он не способен сопротивляться низменным желаниям, стремлениям или искушениям из-за того, что его воля слаба. Единственным эффективным средством, способным исцелить его от упоения, колдовства и иллюзии мира может стать постоянный сатсанг, или общение с садху, саннь-ясинами и махатмами.

Выйдя на пенсию, каждый человек должен иметь какую-то мысленную опору и проводить время в изучении философии и божественном созерцании. Старые привычки небрежного мышления нужно заменить, культивируя новые привычки правильного мышления. При постоянной практике у вас выработается позитивная конкретная привычка культивировать добродетельные и полезные мысли. Вам придется стараться изо всех сил.

Старые привычки попытаются к вам снова вернуться. Пока у вас не сформируется сильная привычка допускать в сознание только добрые мысли, вам придется вновь и вновь наполнять его саттвическими мыслями, божественными мыслями, мыслями о " Гите ", Господе Кришне, Господе Раме и Упанишадах. Формируйте новые стереотипы мышления. Как игла прорезает на граммофонной пластинке крошечную дорожку, саттвический образ мыслей прокладывает новые дорожки в сознании и мозгах. Начнется процесс формирования новых самскар.

Вам не придется лезть из кожи, чтобы сконцентрироваться. Тот, кто подчинил себе разум, созерцает в своем Высшем "Я" с помощью чистого интеллекта Бессмертного Вечного Брахмана, который тоньше тончайшего, воплощение блаженства, покоя и мудрости. Это постоянный контакт чувства с объектом чувств, который порождает ментальное восприятие. Но если чувства "отозваны" и сознание успокоено, наступает этап, на котором нет соприкосновения ни с каким объектом чувств.

Это состояние блаженства, чистого сознания, нирвикальпа-самадхи, которое сжигает все самскары, вызывающие рождение и смерть. Привязанность — это смерть. Вы привязаны к телу, деятельности, жене, детям, собственности, дому, месту и предметам, которые приносят удовольствие. Где есть привязанность, там есть гнев, страх и васаны. Привязанность ведет к рабству. Если вы хотите достичь Богопознания, вам нужно освободиться от всех видов привязанности.

Первый шаг в отрешенности — это отделиться от своего тела, с которым вы так сильно себя отождествляете. Санскритское слово, обозначающее "Я", — Атман. Слово Атман происходит от корня Am, что означает "быть всегда". Таким образом, Атман — это то, что вечно развивается в имена и формы вселенной, чтобы осознать Свою истинную, сущностную природу в Бытии-Сознании-Блаженстве Абсолюта.

ЧИСТОЕ СОЗНАНИЕ И СВОБОДА МЫСЛЕЙ

Благодаря постоянной и интенсивной практике йоги и джняна-садханы, вы можете стать безволновым и свободным от мыслей. Утихомиривший волны ума йогин помогает миру больше, чем трибун и оратор. Обычным людям вряд ли понятна суть этого высказывания. Когда вы "безволновой", вы в действительности пронизываете и омываете каждый атом вселенной, очищаете и облагораживаете весь мир.

По сей день в памяти сохранились имена таких "безволновых" джняни ("познавших"), как Джада Бхарата и Вамадева. Они никогда не публиковали книг. У них никогда не было учеников. Но при этом какое огромное влияние оказали эти безволновые джняни на умы людей!

Только освободившись от чувственных желаний и безнравственных умонастроений, вы можете достичь джняны (знания). Для достижения джняны требуется отчужденность тела от чувственных объектов и отчуждение сознания от безнравственных душевных состояний. Только тогда спустится Божественный Свет. Как дворец очищается от паутины, а сад пропалывается от сорняков перед приемом вице-короля, точно так же ментальный дворец должен быть очищен от всех пороков, желаний и безнравственных состояний для приема Святого Брахмана, Вице- Короля всех вице-королей.

Когда в душе появляется желание, человек, поглощенный земными заботами, ему потворствует и пытается его осуществить; но ученик, изучающий йогу, мгновенно от него отказывается с помощью вивеки. Мудрецы считают даже искру желания очень большим злом. Поэтому они не питают никаких желаний. Они всегда наслаждаются только Атманом.

С работы мысли начинается процесс творения. Мышление означает экстернализацию или овеществление. Мышление подразумевает дифференциацию, качество и множественность. Мышление — это сансара. Мышление вызывает отождествление с телом. Мышление порождает ощущение "я" и "мое".

Мышление порождает время и пространство. Остановите мышление при помощи вайрагьи и абхьясы и погрузитесь в Чистое Сознание. Где прекращается работы мысли, или санкальпа, там начинается Освобождение, или Дживанмукти.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

ОТ МЫСЛЕЙ

К ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЮ МЫСЛЕЙ

МЫСЛИ И ЖИЗНЬ

Человек думает о чувственных объектах и привязывается к ним. Он думает, что фрукты очень полезны для организма. Он прикладывает массу усилий, чтобы достать фрукты. Затем они у него действительно появляются и он наслаждается их вкусом. Теперь он привязывается к фруктам. У него развивается привычка есть фрукты, и, когда у него нет возможности есть их каждый день, он страдает.

Работа мысли порождает привязанность; из привязанности рождается желание; из желания проистекает гнев: гнев возникает, когда желание по той или иной причине не удовлетворяется; из гнева рождается обман чувств; из обмана чувств — отключение памяти; отключение памяти приводит к утрате интеллекта; при утрате интеллекта человек полностью уничтожен. Если вы хотите достичь вечного покоя, не думайте об объектах, а думайте всегда лишь о бессмертном блаженном Атмане.

Сами по себе желания безвредны. Они гальванизируются силой мысли. Только тогда они приводят к большому беспорядку. Человек задумывается или размышляет об объектах чувств. Он представляет, что они доставят ему огромное наслаждение. Такое воображение возбуждает желание. Сила воображения сотрудничает с желаниями. Затем желания крепнут и множатся. Они яростно атакуют заблудшую дживу (душу).

МЫСЛИ И ХАРАКТЕР

Человек – вовсе не продукт влияния среды. Его мысли – архитекторы этой среды. Человек с характером строит свою жизнь над обстоятельствами. Он настойчиво добивается и упорно работает. Он не оглядывается назад. Он смело идет вперед.

Его не страшат препятствия. Он никогда не раздражается и не волнуется. Он никогда не падает духом и не разочаровывается. Он полон бодрости, энергии, жизни и сил. Он всегда усерден и охвачен энтузиазмом.

Мысли – это кирпичики, из которых выстраивается здание характера. Характер не рождается. Он формируется. Необходима непреклонная решимость выковать определенный характер в жизни. Эта решимость должна сопровождаться настойчивыми усилиями.

Сформируйте свой характер; вы сможете выстроить свою жизнь. Характер – это сила; это влияние; он заводит друзей. Он притягивает покровительство и поддержку. Он дает друзей и привлекает деньги. Он выбирает верный и прямой путь к богатству, почету, успеху и счастью.

Характер становится определяющим фактором в победе и поражении, успехе и неудаче, и во всех жизненных проблемах. Человек с добрым характером наслаждается жизнью при жизни и после жизни.

Скромные, добрые поступки, знаки внимания, предупредительность и уважение, доброжелательность, обычно вами проявляемые в социальном общении, придают большее очарование вашему характеру, чем доклады с высоких трибун, лекции, речи и демонстрирование талантов.

Сильный характер формируется на основе энергичной благородной работы мыслей. Хороший характер – это плод личных стараний. Это результат персональных усилий.

Миром правит не богатство, не сила, не чистый интеллект. В действительности вселенной правит нравственный характер, подразумевающий нравственное совершенство.

Без характера ни богатство, ни имя, ни слава, ни победа – ничто не стоит и ломаного гроша в этом мире. За всем должен стоять характер, и на характере все держится. А характер формируют ваши мысли.

МЫСЛИ И ПОСТУПКИ

Мысли – это непроросшие семена поступков. Деятельность сознания, а не деятельность тела — вот единственная настоящая деятельность. Именно действия сознания правильно называть кармами.

Мысль и действие связаны друг с другом. Сознания без мысли не существует. Мысли составляют содержание сознания.

Слова – это не что иное, как внешнее выражение невидимых мыслей. Действия порождаются ощущениями желания и отвращения (симпатии и антипатии). Эти ощущения возникают потому, что вы приписываете объектам приятное качество или неприятное. Мысль ограниченна. Она не способна адекватно отразить даже временные процессы, не говоря уже об абсолюте, который невыразим. Тело со всеми его органами – это не что иное, как сознание.

МЫСЛИ, ПОКОЙ И СИЛА

Меньше желаний, меньше мыслей. Утратьте абсолютно все желания. Деятельность сознания полностью прекращается. Если вы снижаете потребности, если вы не стремитесь удовлетворять свои желания, если вы стремитесь искоренить желания, одно за другим, частота появления и длительность пребывания ваших мыслей в голове уменьшается. Уменьшается и количество появлений мыслей в минуту.

Меньше мыслей, больше покоя. Всегда об этом помните. У богача, играющего на бирже в большом городе, вечно пухнет голова от мыслей, и хотя его жизнь внешне выглядит комфортной, его сознание не знает покоя, тогда как садху, живущий в пещере в Гималаях, который практикует управление мыслями, очень счастлив, невзирая на бедность.

Чем меньше мыслей, тем больше ментальная сила и концентрация. Допустим, через ваш мозг за один час в среднем проходит сто мыслей. Если вам при помощи постоянной практики концентрации и медитации удастся снизить число этих мыслей до девяноста, выигранные десять процентов пойдут на увеличение способности к концентрации вашего сознания.

Каждая "урезанная" мысль увеличивает силу и успокоение сознания. Избавление даже от одной мысли придает ментальную силу и душевный покой. Возможно, поначалу для вас это будет незаметно, поскольку вы не обладаете тонким интеллектом, но внутри есть духовный термометр, который регистрирует уход даже одной мысли. Если вы избавляетесь от одной мысли, ментальная сила, которая при этом укрепляется, помогает вам без труда избавиться от второй мысли.

МЫСЛЬ, ЭНЕРГИЯ И СВЯЩЕННЫЕ МЫСЛИ

Мысль – это более тонкое проявление бытия, чем эфир или энергия. Вы думаете, потому что вы разделяете вселенскую мысль.

Мысль – это и сила, и движение. Мысль динамична. Мысль путешествует. Мысль решает будущее. Как вы думаете, тем вы и становитесь. Мысль делает святым или грешником. Мысль формирует человека. Считайте, что вы Брахман, — и вы становитесь Брахманом.

Священные мысли порождают и подпитывают божественные мысли. Мысли, исполненные ненависти, нарушают внутреннюю гармонию души. Каждая бесполезная мысль – это энергетическая потеря. Бесполезные мысли препятствуют духовному росту. Каждая мысль должна быть целенаправленной.

Негативные злые мысли не в состоянии преодолеть страх. Терпение побеждает гнев и раздражительность. Любовь побеждает ненависть. Целомудрие побеждает сладострастие. Сознание формируется не ежедневно; оно изменяет свой цвет и форму ежеминутно.

МЫСЛИ, КОТОРЫЕ ПОРАБОЩАЮТ

Благодаря установлению различий сознание порождает эту вселенную. Движение мыслей к чувственным объектам – это рабство.

Избавление от мыслей приносит освобождение. Вначале разум порождает привязанность для тела и объектов чувств и порабощает человека, используя эту привязанность. Эта привязанность возникает из-за раджасической силы.

Саттва дает отрешенность и наделяет разум способностью различать и отречением.

Раджасическое сознание вызывает мысли, связанные с "я", "мое", а также с различием тел, каст, пристрастий, цвета, образа жизни и т. п.

Из семени модификаций сознания или мыслей, которые множатся на почве разнообразных наслаждений мира, все пышнее и пышнее разрастается ядовитое дерево иллюзии- майи.

ОТ ЧИСТЫХ МЫСЛЕЙ –

К ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМУ ОПЫТУ

Мысли бывают двух видов: чистые мысли и нечистые мысли. Желание совершать благородные поступки, выполнять джапу, медитацию, изучать религиозные книги – это чистые мысли. Желание пойти в кино, обидеть другого человека, искать сексуальные связи – это нечистые мысли.

Нечистые мысли нужно уничтожать увеличением чистых мыслей, но чистые мысли тоже в конце концов нужно "израсходовать".

Мысли наполняются силой при воспроизведении чувственных удовольствий. Чувственные наслаждения откладываются в сознании в виде тонких впечатлений.

Истинную сварупу (форму) сознания составляет только саттва, Раджас и тамас присоединяются к саттве случайно, в самом процессе. Их можно устранить выполнением садханы и таких очищающих практик, как тапас, бескорыстное служение, дама, сама, джапа, поклонение и т. п. Если вы развиваете в себе дайви-сампат, или божественные качества, раджас и тамас исчезают. Тогда сознание становится чистым, тонким, неподвижным и однонаправленным. Оно растворяется в тонком невидимом однородном Брахмане (акхандайкараса Брахман). Теперь оно смешалось с Брахманом, как молоко смешивается с молоком, вода с водой, а растительное масло с растительным маслом. В результате достигается состояние нирви-кальпа-самадхи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: