Двигатели постоянного тока мощностью от единиц ватт до тысяч киловатт применяются в электроприводах, где требуется плавное регулирование частоты вращения, большие пусковые моменты, устойчивость к перегрузкам (прокатные станы, мощные экскаваторы, электротранспорт и др.).
Для двигателей постоянного тока уравнение напряжений будет
. (6.21)
Можно принять, что , тогда ток якоря
. (6.22)
Электромагнитный момент двигателя постоянного тока
. (6.23)
Полезный момент двигателя (момент на валу)
, (6.24)
где – момент холостого хода; и – полезная и полная мощности двигателя.
Частота вращения якоря двигателя определяется по формуле
. (6.25)
Зависимость (6.25) называется электромеханической характеристикой двигателя постоянного тока. Уравнение механической характеристики получается совместным решением (6.23) и (6.25):
. (6.26)
Величина в зависимостях (6.25) и (6.26) называется частотой вращения идеального холостого хода. Изменение частоты вращения равно по (6.25) и по (6.26). Характеристика, полученная при номинальных напряжениях на обмотках якоря и возбуждения, а также при отсутствии добавочных сопротивлений в цепи якоря, называется естественной. Если изменен хотя бы один из перечисленных параметров, то характеристику называют искусственной. Кроме электромеханической и механической характеристик рабочие свойства двигателя постоянного тока оцениваются по
|
|
- пусковым характеристикам, к которым относятся кратность пускового тока и момента , время пуска двигателя, характер пуска (плавный, ступенчатый);
- рабочим характеристикам при условиях полное сопротивление цепи якоря ;
- регулировочным характеристикам, к которым относятся диапазон регулирования , характер регулирования (плавный, ступенчатый).
Рабочие характеристики для двигателя постоянного тока параллельного возбуждения показаны на рис.6.39 [1].