Библиотековедение – научная дисциплина документно-коммуникационного цикла, теоретически воспроизводящая библиотеку как научное понятие и объект реальности во всех её связях и опосредованиях.
Данная научная дисциплина изучает цели, принципы, содержание, систему и формы общественного пользования произведениями печати, а также теорию, историю, методологию, технологию, методику и организацию библиотечного дела.
Библиотековедение классифицируется в зависимости от избранных исследователем оснований деления и подразделяется на общее и особенное, в том числе частное.
Общее библиотековедение - раздел библиотековедения, содержанием которого являются общетеоретические, исторические и организационные проблемы библиотечной деятельности, а также изучение объекта и предмета библиотековедения, его структуры, терминологии, места в системе наук, связей со смежными и сопредельными научными дисциплинами, закономерностей библиотечной деятельности, ее принципов и концепций, методологии и методики библиотечных исследований, истории библиотековедческой мысли.
|
|
Особенное библиотековедение исследует различные специфические аспекты библиотечной деятельности.
Частное библиотековедение - комплекс разделов библиотековедения, содержание которых составляют учения о различных частях библиотеки как системы - библиотечном фонде, библиотечном каталоге, контингенте пользователей библиотеки, материально-технической базе библиотеки и т. д.
Задача библиотековедения — развитие теории библиотечного дела, анализ его закономерностей как социального явления, связанного с использованием библиотек в помощь социальному, экономическому, культурному процессу.
Цель библиотековедения - оптимизация социального использования информации в виде публикаций, через библиотечное дело.
Функции библиотековедения:
Научные функции: познавательная, объяснительная, предсказательная, систематизирующая
Социальные функции: культурно-воспитательная (выражение общего свойства науки как действенного фактора развития всей человеческой культуры, научного мировоззрения, общественного сознания); функция производительной силы (является важным условием развития библиотечного дела, играет роль одной из опосредованных сил его прогресса, выдвигает и внедряет в практику новые, перспективные идеи, способствующие повышению эффективности и качества библиотечного обслуживания населения); функция социальной силы (библиотековедение создает предпосылки изменения общества, его культуры, причем эти изменения носят прогрессивный характер. Огромную социальную роль играет идея информатизации общества, первоисточником которой должно считаться библиотековедение).
|
|
Все они связаны с тем, что научные знания и методы библиотековедения используются при решении проблем, возникающих в процессе общественного использования информации.
Предмет библиотечного знания (библиотековедения как книговедческой дисциплины) - обобщенная теоретическая модель способа выявления сущности, закономерностей движения, развития, смены форм движения библиотечного фонда как наиболее общей формы существования книги в библиотечном деле и его процессах, а также научного знания о книге в библиотечном деле.
Структура предмета библиотечного знания выражается системой следующих проблем:
· обоснование статуса и содержания библиотечного дела как формы книгораспределения в книжном деле;
· выявление и исследование сущности библиотечного фонда как наиболее общей формы существования книги в библиотечном деле;
· выявление и исследование логических и исторических закономерностей развития, движения, смены форм библиотечного фонда в библиотечных процессах;
· конкретизация общекниговедческих принципов научного познания книги применительно к формам существования ее в библиотечном деле и самой библиотечной деятельности (объективности, партийности, отражения и развития, единства теории библиотековедения и практики библиотечного дела);
· исследование возникновения и развития библиотечного знания;
· конкретизация объекта, предмета, состава и структуры библиотечного знания (библиотековедения) на базе общекниговедческого знания и в системной обусловленности с содержанием других компонентов книговедческого знания: книгоиздательского, книготоргового, библиографического;
· конкретизация процесса превращения общекниговедческих методов научного познания книги в систему частнодисциплинарных методов библиотековедения;
· разработка методики библиотечной деятельности на всю глубину библиотечных процессов и форм библиотечного фонда книжных изданий в них;
· конкретизация представления о системности библиотечного знания, обоснование научных книговедческих дисциплин библиотековедческого цикла;
· конкретизация общекниговедческой типологии книги, разработка и обоснование на этой базе критериев библиотечной типологии и схем классификации библиотечного фонда;
· выработка системы содержательно интерпретированных понятий, определений в границах библиотечного знания;
обоснование относительной самостоятельности библиотечного знания (библиотековедения) и его места и специфики в системе книговедческого знания в целом.
История развития библиотековедения в мировом масштабе пока изучена недостаточно. За рубежом этот аспект библиотековедения не находится в центре внимания. Кроме России, ни в одной из стран мира еще не создано обобщающего труда, посвященного истории библиотековедческой мысли. История российского библиотековедения изучена довольно глубоко. Общая характеристика развития русского библиотековедения сформулированная ещё в работах А. М. Ловягина, содержится:
в учебнике К. И. Абрамова «История библиотечного дела в СССР» (1980),
в монографии А. Н. Ванеева «Развитие библиотековедческой мысли в СССР» (1980)
в учебном пособии «Развитие библиотековедческой мысли в России в XI—XVIII веках» (1992),
в монографии Ю. В. Григорьева «История русского библиотековедения (1700—1860 гг.)» (1989).
БИЛЕТ 14