Курс «Антропология» один из основных курсов, входящих в состав цикла биологических дисциплин, которые являются фундаментом для дальнейшей подготовки будущих специалистов-психологов.
Область знаний антропологии обширна, ее исследования охватывают широкий спектр вопросов эволюционной истории современного человека и его биологических предшественников, проблемы популяционного и индивидуального разнообразия современного человека.
Проблематика курса непосредственно связана с такими дисциплинами как палеоантропология, палеодемография, палеонтология, анатомия и физиология человека, сравнительная биология, психология которые позволяют определить и выявить направление изменчивости морфологических особенностей у представителей эволюционирующего и современного человека в условиях изменяющейся среды, определить их конституцию, установить их численность и возрастную структуру.
Цель курса - ознакомление студентов, обучающихся по специальности «Психология» с широким спектром вопросов, изучаемых современной физической антропологией.
Задачи учебного курса – это формирование общего представления о предмете, ознакомление с основными терминами, с теоретической и практической сторонами биологической антропологии.
Учебник «Антропология» предназначен для студентов,обучающихся по специальности «Психология». Содержательная часть включает в себя стандартные темы, которые входят в большинство небольших обзорных курсов.
В данном курсе объединены материалы из области классической антропологии, сгруппированные в 4 классических раздела: антропология – наука о человеке, эволюционная антропология, общая морфология человека и расовая антропология.
Общий объем изложенных знаний включает в себя, прежде всего,краткий экскурс в историю физической антропологии с ознакомлением с предметом, задачами и основными проблемами, классическими методами и категориями современной антропологии, описание закономерностей изменчивости современного человека в биологической истории Homo sapiens. Освещаются проблемы истоков, прародины, расселения человечества по ойкумене, описываются тенденции расовой, экологической и конституциональной дифференциации. Отдельное внимание уделено процессу формирования изменчивости биологических свойств человека в ходе роста, развития и старения организма, биологическим аспектам адаптивных свойств человека и предпосылкам этногенеза.
Помимо вопросов биологической истории человечества, в курсе кратко затрагиваются темы о происхождении орудийной деятельности, социальных механизмах взаимоотношения человека с природой, биологических предпосылках формирования социальных отношений. Эти темы связаны с социальной историей человечества и без их знания, невозможно понять, как человеку удалось освоить нашу планету и как в это время происходило изменение его биологических свойств.
После прохождения теоретической части каждой главы учебника студенту дается возможность проверить полученные знания, отвечая на вопросы и задания для проверки и самоконтроля. Самостоятельная работа по курсу проводится в целях выработки и закрепления на практике полученных знаний и навыков. В результате изучения курса студенты должны
Знать:
· Основные понятия и категории антропологии;
· предмет, структуру и основные методы, которые используются в антропологических исследованиях;
· исторический обзор формирования науки антропологии, основные направления и концепции антропогенеза, морфологической и этнической антропологии;
· биологические и социальные аспекты происхождения человека;
· понятие о больших и малых расах, видовое единство человечества.
Уметь:
· вольно и грамотно пользоваться терминологией антропологии;
· критически оценивать различные существующие теории и гипотезы, объясняющие явления биологической изменчивости человека и его эволюционных предшественников;
· оценивать, сравнивать и анализировать имеющиеся различные научные факты, аспекты и гипотезы.