Члены экипажа на современных танках занимают примерно следующие объемы: командир танка — 0.35 м3, наводчик — 0.5 м3, механик-водитель — 0.8 м3, заряжающий — до 1 м3 при высоте рабочего места 1.6-1.7 м. Автоматизация процесса заряжания оружия позволяет исключить из состава экипажа заряжающего и снять ограничение на сокращение высоты боевого отделения.
Выбор компактного и малогабаритного вооружения, двигателя, агрегатов, механизмов, приборов и аппаратуры танка.
В современном танкостроении широко применяются танковые пушки с малым радиусом обметания, коротким откатом и компактной казенной частью.
Топливные баки сложной пространственной конфигурации позволяют в максимальной степени сократить неиспользуемые объемы.
В значительной мере сокращение занимаемого объема могут обеспечить: создание единых силовых блоков, объединяющих двигатель и основные агрегаты трансмиссии; использование эжекционных систем охлаждения двигателя; переход от механических приводов управления к гидравлическим и электрическим; использование в системах подрессоривания пневматических рессор, объединяющих в себе функции упругого элемента и амортизатора.
|
|
Плотная компоновка.
Плотная компоновка достигается предельным сокращением объемов рабочих мест членов экипажа, обеспечивающих их нормальное функционирование, размещением всего оборудования танка с минимальными зазорами, сокращением числа агрегатов трансмиссии и соединяющих их зубчатых муфт.
Вынос некоторых элементов из забронированного объема.
Это — надбашенное размещение пушки (БМП “Мардер”, ФРГ), наружное расположение воздухоочистителей (М60, США), части топливных и масляных баков, ящиков с ЗИП, монтаж снаружи подвесок, перенос бортовых редукторов внутрь ведущих колес, размещение дымовых гранат на наружной поверхности башни и т. д.
Применение легких металлических и полимерных материалов.
Для уменьшения массы бронированного корпуса используются различные пластмассы, синтетические материалы, керамика. Противопульная броня из алюминиевых сплавов при равной со стальной броней пулестойкостью имеет меньшую массу. Многие отечественные и зарубежные танки имеют опорные катки из алюминиевых и магниевых сплавов. Перспективными являются замена стальных траков титановыми, выполнение опор башни из алюминиевого сплава, а тел качения из пластмассы.