Мимесис как один из основных принципов искусства

Мимесис – «подражание». Искусство было определено через мимесис уже Платоном и Аристотелем, а затем это определение использовали мыслители эпохи Возрождения и классицисты. В тот момент, когда искусство обнаружило возможность «абстрактного», описания действительности, проблема «подражательности» искусства вернулась. Оказалось, что мимесис – это такое «подражание», которое как раз предшествует и даже противоречит «реалистической» репрезентации.

Категория «мимесиса» представляет как критическое отношение искусства к обществу, так и своеобразное утопическое отношение. Так, мимесис есть выражение того, что не входит в обычную картину общества – аффектов страдания.

. Философы указывают на парадокс, лежащий в основе философского и научного знания: истина определяется как тождественность, однако само понятие тождественности предполагает сравнение или повторение, что фактически означает удвоение одной и той же вещи. И здесь за единицей кроется двоица, а мимесис оказывается не самой тождественностью, а процессом отождествления, который скрывается за любым откровением и явлением.

Более того, мимесис вообще не обязательно предполагает уподобление – напротив, он может выражаться в последовательном проведении отличия. Мимесис является не полностью контролируемым феноменом и несет эмоционально-выразительный, а также познавательный смысл. Одновременно мимесис – как отношение между двумя и более людьми – является не только эстетическим понятием, но и первичным социальным отношением, которое и выражает искусство. Именно мимесис оказался в итоге той категорией, которая позволила связать воедино вопросы эстетики, политики и онтологии.


16. Художественный образ и его современное понимание.

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – эстетическая категория, характеризующая особый, присущий только искусству способ и форму освоения и преображения действительности. В узком и более конкретном смысле понятие «художественный образ» обозначает элемент, часть художественного произведения, в широком и более общем – способ бытия и воспроизведения особой, художественной, реальности, «царства видимости».

Термин «художественный образ» в его современном толковании и значении получил определение в эстетике Гегеля: «Искусство изображает истинно всеобщее, или идею, в форме чувственного существования, образа». Понятие художественного образа закрепляется в качестве некоего уникального способа и результата взаимодействия и разрешения противоречий между духовным и чувственным, идеальным и реальным началами.

Сама способность создавать образы, показывать, а не доказывать считается условием и основным признаком таланта и полноценности творчества художника. «Кто не одарен творческой фантазией, способной превращать идеи в образы, мыслить, рассуждать и чувствовать образами, тому не помогут сделаться поэтом ни ум, ни чувство, ни сила убеждений и верований, ни богатство разумно исторического и современного содержания» (Белинский В.Г.).

Образ искусства – это отражение первичной, эмпирической действительности. Однако независимо от степени сходства («похожести») изображаемого с отображаемым художественный образ не является «копией» послужившего ему «прообраза» (персонажа, события, явления). Он условен, «иллюзорен», принадлежит уже не эмпирической действительности, а внутреннему, «воображаемому» миру созданного произведения. Образ не просто отражение действительности, а ее художественное обобщение, это созданный, «рукотворный», продукт идеализации или типизации действительных фактов, событий или персонажей.

Художественный образ – это акт и результат творческого претворения, преображения действительности, когда чувственное в художественном произведении возводится созерцанием в чистую видимость, так что оно оказывается как бы «посредине между непосредственной чувственностью и принадлежащей области идеального мыслью» (Гегель). Это не мысль и не чувство, взятые отдельно и сами по себе, а «чувствуемая мысль», «непосредственное мышление», содержащие в себе и момент понимания, и момент оценки, и момент деятельности.

Многообразие типов художественных образов обусловлено их видовой принадлежностью, внутренними законами развития и используемым «материалом» каждого из искусств. Словесный, музыкальный, пластический, архитектурный образы отличаются друг от друга, например, мерой соотношения в них чувственного и идеального моментов. Видовые отличия, своеобразие образов искусства предметно выражаются характером «материала» и «языка», посредством которых они создаются, воплощаются. В руках талантливого художника «материал» не просто «оживает», но обнаруживает поистине магическую изобразительно-выразительную силу в передаче самых тонких и глубоких мыслей и чувств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: