Система передачи и распределения электрической энергии летательного аппарата предназначена для обеспечения надежного подвода электрической энергии от источников к потребителям. В систему передачи и распределения электрической энергии входят: электрическая сеть, центральные и распределительные устройства, защитная и коммутационная аппаратура, устройства для защиты от радиопомех и статического электричества. К системам передачи и распределения предъявляются такие же высокие требования, как и к авиационному оборудованию вообще. Их выполнение обеспечивается рациональной конфигурацией сети, числом проводов, подводящих ток к распределительным устройствам, качеством проводов, правильным монтажом и выбором соответствующей защиты.
Сети летательных аппаратов классифицируются по роду тока, напряжению, техническому исполнению, способу передачи электрической энергии и другим признакам. По роду тока различают сети постоянного и переменного тока. По напряжению они делятся на сети низкого напряжения (до 30 В) и повышенного напряжения (120—360 в). Сеть подразделяется на питательную и распределительную (первичную и вторичную). Питательной называют часть электрической сети, обеспечивающей передачу электрической энергии от источников к центральным распределительным устройствам (ЦРУ). Первичная распределительная сеть — это участки сети, подводящие электрическую энергию от ЦРУ к распределительным устройствам (РУ); вторичная распределительная сеть — это участки сети от РУ до потребителей. Участки распределительной сети, подключенные через один аппарат защиты к РУ, составляют фидер. По техническому исполнению первичные распределительные сети делятся на замкнутые и разомкнутые. В замкнутых ток к РУ подводится по двум и более проводам, в разомкнутых — по одному проводу (каналу).
|
|
Разомкнутые сети могут быть радиальными (централизованными), когда все РУ подключаются параллельно к ЦРУ; магистральными, когда отдельные РУ подключаются последовательно друг к другу (рис. 6.1); резервированными (рис. 6.2). К резервированным сетям относятся такие, в которых имеется несколько независим мых сетей, дублирующих друг друга. На рис. 6.1 представлена типовая разомкнутая радиальная сеть самолета-истребителя, где в качестве основного источника электрической энергии используется стартер-генератор, а в качестве резервного — две аккумуляторные батареи, переключающиеся во время запуска с помощью контактора Дг с параллельного соединения на последовательное. Мощные потребители подключаются непосредственно к ЦРУ. Потребители небольшой мощности и цепи управления получают питание от отдельных РУ через аппараты защиты. Разомкнутые сети выполняются, как правило, одноироводными. Надежность электроснабжения в радиальных сетях определяется надежностью одного канала, выход из строя которого ведет к прекращению питания потребителей электрической энергии, подключенных к данному РУ.
|
|
Замкнутые сети по конфигурации являются петлевыми, с одним или несколькими РУ в каждой петле. По способу подсоединения РУ замкнутые сети делятся на централизованные, с параллельным подключением РУ к ЦРУ, и магистральные, с последовательным подключением друг к другу. Замкнутые сети, как правило, многоканальные. На рис. 6.3 представлена трех-, а на рис. 6.4 четырехканальная замкнутая сеть самолета с параллельным подключением отдельных пар РУ. к ЦРУ
Часто на одном самолете применяют различные способы подсоединения РУ. Такие сети, содержащие элементы сетей различных типов, называются смешанными.
По способу передачи электрической энергии сети постоянного и переменного однофазного тока делятся на однопроводные и двухпроводные. В однопроводных сетях в качестве второго провода используется корпус
Часто на одном самолете применяют различные способы подсоединения РУ. Такие сети, содержащие элементы сетей различных типов, называются смешанными.
По способу передачи электрической энергии сети постоянного и переменного однофазного тока делятся на однопроводные и двухпроводные. В однопроводных сетях в качестве второго провода используется корпус
летательного аппарата. Однопроводные сети легче, проще и удобнее в эксплуатации. Однако они создают значительно большие помехи, чем двухпроводные. Кроме того, в двухпроводных сетях при замыканиях одного из проводов на корпус не прекращается подвод электрической энергии к потребителям. На самолете, корпус которого выполнен из нержавеющей стали или титана, целесообразным. оказывается применение двухпроводных сетей, так как использование корпуса в качестве обратного провода связано с большими потерями энергии ввиду высоких значений удельных сопротивлений этих материалов,
Для передачи электрической энергии трехфазного переменного тока используются в основном две системы передачи: с заземлением нейтрали и без заземления. Преимущества трехфазной сети с заземленной нейтралью по сравнению с сетью без заземленной нейтрали состоят в следующем: ниже искажения линейных и фаз
ных напряжений при несимметричных нагрузках; фаз» ные напряжения получаются без трансформации. К недостаткам сетей с заземленной нейтралью относятся: большая вероятность возникновения коротких замыканий, поскольку любое замыкание проводов на корпус вызывает короткое замыкание сети; защита источников и сетей оказывается более сложной, чем в сетях без заземленной нейтрали. В случае использования генера-торов без заземленной нейтрали замыкание любой отдельной фазы на корпус не будет коротким замыканием. Однако такое замыкание представляет большую опасность, поскольку при соприкосновении с оголенной неповрежденной фазой члены экипажа попадают под линейное напряжение, т. е. опасность поражения электрическим током не исключается
Общая блок-схема системы электроснабжения на переменном токе одного из самолетов представлена на рис. 6.5.