Полемическое Сочинение, приложено в качестве дополнения и пояснения к
недавно опубликованному сочинению "По ту сторону добра и зла"
Friedrich Nietzsche
"Zur Genealogie der Moral"
Полемическое сочинение "К генеалогии морали" было замыслено как
приложение к "По ту сторону добра и зла". Внешним поводом к его написанию
Послужила волна кривотолков, обрушившаяся на автора в связи с предыдущей
Работой, так что дело шло о предварении ex post facto основного текста
своего рода "Пролегоменами". Ницше уже по выходе книги в свет отмечал даже
Возможность повторения заглавия прежней книги и прибавления к нему
подзаголовка: "Дополнение. Три рассмотрения". Написанная за 20 дней (между
И 30 июля 1887 г.), рукопись была опубликована в ноябре того же года в
Издательстве К. Г. Наумана; расходы на издание пришлось оплачивать автору.
Произведение публикуется по изданию: Фридрих Ницше, сочинения в 2-х
томах, том 2, издательство "Мысль", Москва 1990.
|
|
Перевод - К. А. Свасьяна.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы чужды себе, мы, познающие, мы сами чужды себе: на то имеется своя
Веская причина. Мы никогда не искали себя - как же могло случиться, чтобы мы
однажды нашли себя? Справедливо сказано: "где сокровище ваше, там и сердце
ваше"; наше сокровище там, где стоят улья нашего познания. Как прирожденные
Пчелы и медоносны духа мы всегда попутно заняты одним; в сердце нашем
гнездится одна лишь забота - что бы "принести домой". Что до жизни вообще,
до так называемых "переживаний" - кто из нас достаточно серьезен для этого?
Или достаточно празден? С этими делами, боюсь, мы никогда не бывали
действительно "у дел": к этому не лежит наше сердце - и даже наши уши!
Скорее, как некто блаженно рассеянный и погруженный в себя мигом
Просыпается, когда часы изо всей силы бьют над его ухом свои полуденные
двенадцать ударов, и спрашивает себя: "сколько же, собственно, пробило?",
Так и мы временами протираем себе задним числом уши и спрашиваем совсем
удивленно, совсем озадаченно: "что же, собственно, такое мы пережили?" -
больше того: "кто, собственно, мы такие?", и пересчитываем задним, как
Сказано, числом все вибрирующие двенадцать часовых ударов наших переживаний,
нашей жизни, нашего существования - ах! и обсчитываемся при этом... Мы по
необходимости остаемся чуждыми себе, мы не понимаем себя, мы должны путать
себя с другими, извечным пребывает для нас положение: "Каждый наиболее далек
самому себе" - в отношении самих себя мы не являемся "познающими"...
- Мои мысли о происхождении наших моральных предрассудков - ибо о них