план partie honteuse нашего внутреннего мира и ищут наиболее действенные,
Руководящие, решающие для развития факторы как раз там, где меньше всего
Желала бы находить их интеллектуальная гордость человека (скажем, в vis
Inertiae привычки, или в забывчивости, или в слепом и случайном сцеплении и
Механике идей, или в чем-нибудь чисто пассивном, автоматичном, рефлекторном,
Молекулярном и основательно тупоумном), - что же, собственно, влечет всегда
Названных психологов именно в этом направлении? Тайный ли, коварный ли,
Пошлый ли, быть может, не сознающий самого себя инстинкт умаления человека?
Или пессимистическая подозрительность, недоверчивость разочарованных,
Помраченных, отравленных и позеленевших идеалистов? Или мелкая подземная
Враждебность и rancune к христианству (и Платону), которая, должно быть, не
Достигла даже порога сознания? Или же похотливый вкус к неприятно-странному,
К болезненно-парадоксальному, к сомнительному и бессмысленному в
|
|
Существовании? Или, наконец, - всего понемногу, малость пошлости, малость
Помрачения, малость антихристианства, малость щекотки и потребности в
Перце?.. Но мне говорят, что это просто старые, холодные, скучные лягушки,
Которые ползают и прыгают вокруг человека, в человеке, словно бы там они
Были вполне в своей стихии - в болоте. Я внемлю этому с сопротивлением,
Больше того, я не верю в это; и ежели позволительно желать там, где нельзя
Знать, то я от сердца желаю, чтобы с ними все обстояло наоборот - чтобы эти
Исследователи и микроскописты души были в сущности храбрыми, великодушными и
Гордыми животными, способными обуздывать как свое сердце, так и свою боль и
Воспитавшими себя к тому, чтобы жертвовать истине всякими желаниями - каждой
Истине, даже простой, горькой, безобразной, отвратительной, нехристианской,
Неморальной истине... Ибо есть ведь и такие истины. -
Итак, всяческое уважение добрым духам, царящим в этих историках морали!
Но достоверно, к сожалению, и то, что им недостает как раз исторического
духа, что они покинуты как раз всеми добрыми духами истории! Все они без
Исключения, как это и свойственно староколенным философам, мыслят
Неисторически по существу; в этом нет никакого сомнения. Халтурность их
Генеалогии морали проявляется сразу же там, где речь идет о внесении ясности
в происхождение понятия и суждения "хорошо". "Первоначально, - так
Постановляют они, - неэгоистические поступки расхваливались и назывались
Хорошими со стороны тех, кто пожинал их плоды, стало быть, тех, кому они