Одного фундаментального понятия, собственно понятия активности. Под

давлением этой идиосинкразии выпячивают, напротив, "приспособление", т. е.

Активность второго ранга, голую реактивность, и даже саму жизнь определяют

Как все более целесообразное внутреннее приспособление к внешним условиям

(Герберт Спенсер). Но тем самым неузнаннои остается сущность жизни, ее воля

К власти; тем самым упускается из виду преимущество, присущее спонтанным,

Наступательным, переступательным, наново толкующим, наново направляющим и

созидательным силам, следствием которых и оказывается "приспособление"; тем

Самым в организме отрицается господствующая роль высших функционеров, в

Которых активно и формообразующе проявляется воля жизни. Припомним упрек,

который Гексли адресовал Спенсеру; его "административный нигилизм", - но

речь идет все еще о большем, чем "администрирование"...

- Следует, таким образом, - возвращаясь к теме, именно, к наказанию -

Различать в нем двоякое: с одной стороны, относительно устойчивое, навык,

акт, "драму", некую строгую последовательность процедур, с другой стороны,

Текучее, смысл, цель, ожидание, связанное с исполнением подобных процедур.

При этом сразу же допускается per analogiam, согласно развитой здесь

Основной точке зрения исторической методики, что сама процедура есть нечто

Более древнее и раннее, чем ее применение к наказанию; что последнее лишь

Вкрапливается, втолковывается в (давно существующую, но в ином смысле

Применявшуюся) процедуру; короче, что дело обстоит не так, как полагали до

Сих пор наши наивные генеалоги морали и права, вообразившие себе все до

Одного, будто процедура была изобретена в целях наказания, подобно тому как

Некогда воображали себе, будто рука изобретена в целях хватания. Что же

касается того другого - текучего - элемента наказания, его "смысла", то на

Более позднем этапе культуры (например, в нынешней Европе) понятие

"наказание" и в самом деле представляет отнюдь не один смысл, но целый

синтез "смыслов"; вся предыдущая история наказания, история его применения в

Наиболее различных целях, кристаллизуется напоследок в своего рода единство,

Трудно растворимое, с трудом поддающееся анализу и, что следует подчеркнуть,

Совершенно неопределимое. (Нынче невозможно со всей определенностью сказать,

Почему, собственно, наказывают: все понятия, в которых семиотически

Резюмируется процесс как таковой, ускользают от дефиниции; дефиниции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: