давлением этой идиосинкразии выпячивают, напротив, "приспособление", т. е.
Активность второго ранга, голую реактивность, и даже саму жизнь определяют
Как все более целесообразное внутреннее приспособление к внешним условиям
(Герберт Спенсер). Но тем самым неузнаннои остается сущность жизни, ее воля
К власти; тем самым упускается из виду преимущество, присущее спонтанным,
Наступательным, переступательным, наново толкующим, наново направляющим и
созидательным силам, следствием которых и оказывается "приспособление"; тем
Самым в организме отрицается господствующая роль высших функционеров, в
Которых активно и формообразующе проявляется воля жизни. Припомним упрек,
который Гексли адресовал Спенсеру; его "административный нигилизм", - но
речь идет все еще о большем, чем "администрирование"...
- Следует, таким образом, - возвращаясь к теме, именно, к наказанию -
Различать в нем двоякое: с одной стороны, относительно устойчивое, навык,
акт, "драму", некую строгую последовательность процедур, с другой стороны,
Текучее, смысл, цель, ожидание, связанное с исполнением подобных процедур.
При этом сразу же допускается per analogiam, согласно развитой здесь
Основной точке зрения исторической методики, что сама процедура есть нечто
Более древнее и раннее, чем ее применение к наказанию; что последнее лишь
Вкрапливается, втолковывается в (давно существующую, но в ином смысле
Применявшуюся) процедуру; короче, что дело обстоит не так, как полагали до
Сих пор наши наивные генеалоги морали и права, вообразившие себе все до
Одного, будто процедура была изобретена в целях наказания, подобно тому как
Некогда воображали себе, будто рука изобретена в целях хватания. Что же
касается того другого - текучего - элемента наказания, его "смысла", то на
Более позднем этапе культуры (например, в нынешней Европе) понятие
"наказание" и в самом деле представляет отнюдь не один смысл, но целый
синтез "смыслов"; вся предыдущая история наказания, история его применения в
Наиболее различных целях, кристаллизуется напоследок в своего рода единство,
Трудно растворимое, с трудом поддающееся анализу и, что следует подчеркнуть,
Совершенно неопределимое. (Нынче невозможно со всей определенностью сказать,
Почему, собственно, наказывают: все понятия, в которых семиотически
Резюмируется процесс как таковой, ускользают от дефиниции; дефиниции