человека, но оно не делает его "лучше" - с большим правом можно было бы
утверждать обратное. ("Беда учит уму", - говорит народ; а насколько она учит
Уму, настолько же учит она и дурным поступкам. К счастью, она довольно часто
Учит и глупости).
Здесь мне не избежать уже того, чтобы не начертать в первом,
предварительном, наброске мою собственную гипотезу о происхождении "нечистой
совести": ее не легко довести до слуха, и с ней надобно не только возиться
Мыслями, но и бодрствовать и спать. Я считаю нечистую совесть глубоким
Заболеванием, до которого человеку пришлось опуститься под давлением
Наиболее коренного из всех изменений, выпавших на его долю, - изменения,
Случившегося с ним в момент, когда он окончательно осознал на себе ошейник
Общества и мира. Не иначе, как это пришлось водяным животным, когда они были
Вынуждены стать наземными животными либо погибнуть, случилось то же и с
Этими счастливо приспособленными к зарослям, войне, бродяжничеству, авантюре
|
|
полузверям - одним махом все их инстинкты были обесценены и "сняты с
петель". Отныне им приходилось ходить на ногах и "нести самих себя" там, где
Прежде их несла вода: ужасное бремя легло на них. Они чувствовали себя
Неловко при простейших естественных отправлениях; в этот новый незнаемый мир
Они вступали уже без старых своих вожатых, надежно наводящих
Инстинктов-регуляторов, - они были сведены к мышлению, умозаключению,
Исчислению, комбинированию причин и следствий, эти несчастные, - были
сведены к своему "сознанию", к наиболее жалкому и промахивающемуся органу
своему! Я думаю, что никогда на земле не было такого чувства убожества,
Такого освинцованного недомогания, - и при всем том те старые инстинкты не
сразу перестали предъявлять свои требования! Лишь с трудом и изредка
Выпадала возможность угодить им: главным образом им приходилось искать себе
Новых и как бы уже подземных удовлетворений. Все инстинкты, не разряжающиеся
Вовне, обращаются вовнутрь - это и называю я уходом-в-себя человека: так
именно начинает в человеке расти то, что позднее назовут его "душою". Весь
Внутренний мир, поначалу столь тонкий, что, как бы зажатый меж двух шкур,
Разошелся и распоролся вглубь, вширь и ввысь в той мере, в какой
Сдерживалась разрядка человека вовне. Те грозные бастионы, которыми
Государственная организация оборонялась от старых инстинктов свободы, - к
Этим бастионам прежде всего относятся наказания - привели к тому, что все