судья далек от того, чтобы невзлюбить их за это и быть о них дурного мнения:
"что за сумасброды!" - так думает он, взирая на злодеяния смертных, - а
"сумасбродство", "безрассудство", толику "чокнутости" допускали в себе даже
Греки наиболее сильного и отважного времени в качестве причины множества
скверных и гибельных вещей - сумасбродство, не грех! понимаете ли вы это?..
Но даже и эта чокнутость была проблемой: "а как она возможна? откуда могла
Она собственно возникнуть в таких головах, как наши, у нас, людей
Благородного происхождения, счастья, удачливости, изысканного общества,
аристократичности, добродетели?" - так на протяжении столетий спрашивал себя
Благородный грек при виде каждой непонятной ему мерзости и злодеяния,
которыми бесчестил себя один из равных ему. "Его, должно быть, одурачил
бог", - говорил он себе наконец, покачивая головой... Эта увертка типична
Для греков... Таким вот образом служили тогда боги для того, чтобы до
|
|
известной степени оправдывать человека и в дурном; они служили причиной зла:
Они брали на себя в то время не наказание, а - что гораздо благороднее -
Вину...
- Я заканчиваю тремя вопросительными знаками, это вполне очевидно.
"Воздвигается ли здесь по сути идеал или разрушается?" - так, может статься,
Спросят меня... Но достаточно ли вы спрашивали самих себя, как дорого
Оплачивалось на земле воздвижение всякого идеала? Сколько действительности
Должно было быть очернено и недопонято ради этого, сколько освящено лжи,
сколько сбито с толку совести, сколько всякий раз пожертвовано "Бога"? Чтобы
Можно было воздвигнуть святыню, нужно разбить святыню: это закон - покажите
мне случай, где он не был исполнен!.. Мы, нынешние люди, мы предстаем
Наследниками целых тысячелетий вивисекции совести и жестокого обращения с
Животными в самих себе: в этом наша длительнейшая выучка, возможно, наше
Художество, во всяком случае наша истонченность, избалованность нашего
вкуса. Слишком долго смотрел человек "дурным глазом" на свои естественные
склонности, пока наконец они не породнились в нем с "дурной совестью". Сама
По себе была бы возможна и обратная попытка - но у кого достанет на это сил?
- именно, породнить с нечистой совестью неестественные склонности, все эти
Устремления к потустороннему, противочувственному, противоинстинктивному,
Противоприродному, противоживотному, короче, прежние идеалы, являющиеся в
Совокупности жизневраждебными и мироклеветническими. К кому обратиться нынче