Сладострастным излияниям и экстазам чувственности (история святой Терезы).
Толкование этих состояний со стороны самих одержимых было всегда,
Разумеется, в высшей степени экзальтированно-фальшивым: не следует лишь
Пренебрегать тоном убежденнейшей благодарности, который вызвучивается уже в
Самой воле к такого рода интерпретациям. Высшее состояние, само избавление,
Тот достигнутый наконец общий гипноз и тишина котируются ими всегда как
Довлеющая себе тайна, выражение которой неподвластно даже и самым высоким
Символам, как некая репатриация в сущность вещей, как освобождение от
всяческих иллюзий, как "знание", как "истина", как "бытие", как разрешение
От каждой цели, каждого желания, каждого деяния, как некое по ту сторону, в
том числе и добра и зла. "Доброе и злое, - говорит буддист, - равно оковы:
тот, кто достиг совершенства, равно господин над обоими"; "содеянное и
Несодеянное, - говорит адепт Веданты, - не причиняют ему боли; доброе и злое
|
|
Стряхивает он с себя, точно мудрец; царства его не омрачает уже ни один
поступок; над добрым и злым равно возвысился он" - стало быть, вполне
Индийское воззрение, одинаково браманическое и буддистское. (Ни в индийском,
ни в христианском образе мыслей это "избавление" не считается достижимым
Путем добродетели, путем морального развития, как бы высоко ни ставилась ими
Гипнотизирующая значимость добродетели, - это следует твердо усвоить -
Впрочем, таково попросту фактическое положение вещей. Можно, пожалуй,
Усмотреть здесь отличный сколок реализма, присущего трем величайшим, во всем
Остальном столь основательно пропитавшимся моралью религиям: как раз по этой
части они оставались правдивыми. "Для знающего нет обязанности"...
"Стяжанием добродетелей не осуществляется избавление: ибо оно в слиянии с
Неспособным умножать совершенства Брахманом; столь же мало и устранением
недостатков: ибо Брахман, слияние с которым и есть избавление, извечно чист"
- это отрывки из комментария к Шанкаре, цитируемые первым действительным
Знатоком индийской философии в Европе, моим другом Паулем Дейссеном.) Мы,
стало быть, намерены воздать должное "избавлению" в великих религиях; в
Отместку за это будет трудновато сохранять серьезность при оценке глубокого
Сна, каковая свойственна этим уставшим от жизни, уставшим даже сновидеть