Обеспечение экологической безопасности в среде обитания КМН С, С и ДВ

Национальная безопасность государства может быть достигнута с учетом сохранения региональных, локальных и этнических систем. Стабильное развитие этих систем теснейшим образом связано с условиями существования этнокультурных о общностей. В современной экологической среде. Прежде всего касается коренного населения Сибирского региона, в котором природу в силу своих особенностей является достаточно ранимой и устойчивой техногенному воздействию. Территория Сибири и ДВ является районом экстремального условия проживания человека. На этой территории любые воздействия играют существенную роль в изменении природной среды.

На территории Сибири и ДВ коренное население сохранило в значительной степени основные направления традиционной хоз.деят-и таких как оленеводство, охота, рыболовство, добычу морских животных.

Площадь традиционного природопользования охватывает территорию 800 млн. Га. Сложившаяся структура традиционного природопользования и концепция освоения севера, согласно которой приоритетом является развитие промышленности в ущерб традиционным отраслям хозяйствования. Это приводит к возникновению обширных очагов сильного загрязнения и деградации природной среды. Химическое, тепловое, радиоактивное загрязнение ландшафтов способствовало возникновению крупных центров промышленного загрязнения: Норильского, Печенега-никельского, Воркутинского, Валькумейского, Мончегорского. Влияние промышленных выбросов в этих районах достигает расстояния до 200 км. И в зоне таких районов формируются так называемые антропогенные пустыни, где растительный покров практически уничтожен, а уровень концентрации токсических веществ в почве превышает фон в 50-100 раз.

По данным специалистов, которые проводили анализ и исследования – площадь нарушенных земель в результате химического загрязнения составляет: в Кольском регионе – около 15 млн. Га, на северо-востоке Европейской территории – 11 млн. Га. В среднесибирском регионе – 42 млн. Га.

В декабре 1993 г. был принят указ президента «О гос. Программе приватизации гос. И муниципальных предприятий в РФ». Последствия этого приказа оказались драматическими. Собственность большинства совхозов и колхозов с живым фондом и земельными угодьями превратилась в акционерные сообщества. Гос. Предприятия по добыче и переработке природных ресурсов были сданы в аренду частным лицам для развития рыболовного и охотничьего туризма. Все это сопровождалось варварским расхищением ресурсом и становилось новой угрозой для сохранения среды обитания и этнического выживания КМН.

Интенсивное воздействие на окруж.среды объектов нефтяной и газовой промышленности стало основной причиной катастрофического состояния этнохозяйственных систем природопользования коренных народов сибири. Были уничтожены оленьи пастбища.

В целом по России оленьих пастбищ с 1965 по 1977 сократилось на 14,7 млн. Га.

Наряду с этим продолжается деградация почвы.

Общие потери нефти в районах Зап.Сибири (разливы): 1,8млн.тонн в год.

К наиболее загрязненным рекам Коми относится Печора, Уса, Колва, Ижма, Ухта, Воркута. Исследователи-ихтеологи, проводившие работы в районе р. Печора, сделали вывод, что каждая третья взятая на анализ рыба, имеет признаки токсикоза. Нефтепродуктами загрязнены также реки Охотского побережья, фенолами, азотом, медью и цинком. В бассейне реки амур в конце 90х гг. было зарегистрировано 3 крупных разлива нефтепродуктов. В начале 21 века несколько аварий в соседней стране (Китае) и через притоки рек в Амур было сброшено большое кол-во опасных хим. Веществ. Для ликвидации проводились мероприятия по очистке воды.

На Курильских островах было загрязнение водоемов еще до периода перестройки в результате нахождения военных объектов на этих островах. В период перестройки воинские части сократились. Улучшение состояния водной среды.

В Амурском заливе из-за неблагоприятной токсической обстановки происходит гибель икры и молоди приморской сельди. Сократились запасы наваги, камбалы, корюшки. Исчезли донные промысловые гидробионты, мидии и крабы.

Несмотря на спад производства в период перестройки. Сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу показатели загрязнения все равно высокие. По показателю «Объем выбросов загрязняющих веществ» в атмосферу в расчете на 1 жителя субъекта Федерации – список возглавляет ЯНАО. (1077 кг). Красноярский край – 853 кг. ХМАО – 852 кг. Коми – 764 кг.

Из 30 городов с наибольшим загрязнением воздуха в 1998 г. более половины приходилось на районы компактного проживания КМН: Ангарск, Архангельск, Благовещенск, Бийск, Братск, Иркутск, Кемерово, Новокузнецк, Омск, Красноярск, Тюмень, Улан-Удэ, Магадан, Хабаровск, Чита и Южно-Сахалинск.

В Тыва, Омской обл, Таймырском АО более 50% городского населения проживает на территориях с очень высоким загрязнением воздуха. К сожалению значительная часть промышленных предприятий не компенсирует нанесенный ущерб национальным хозяйствам коренного населения. К концу 90х гг. сократилось количество домашних оленей, население лишилось значительной части доходов от ведущей отрасли существования.

Катастрофическая ситуация требовала принятия комплекса мероприятий по смягчению, предотвращению пагубных последствий природного катаклизма для человечества в целом, для населения северных и арктических территорий России в частности.

Правительство РФ, РАН, РАМН, министерства и ведомства федерального и регионального уровня должны использовать рекомендации ученых и научных коллективов стран северных регионов в осуществлении следующих мероприятий:

1. Усилить изучение адаптации организмов к условиям высоких широт, структуры, функционирования, природной динамики и антропогенной трансформации наземных и морских экосистем.

2. Проводить исследование биологического разнообразия на видовом и экосистемном уровнях, создавать кадастры и красную книгу растений, животных и экосистем Арктики.

3. Разработать рекомендации по рациональному использованию, восстановлению и охране биологических ресурсов и установлению экологического мониторинга.

4. Сформировать механизмы координации как на Российском, так и на международном уровнях по участию Гос.органов власти, научных учреждений, общественности в решении экологических проблем, территории проживания КМН С., С и ДВ.

Важной сферой в деятельности гос.комитета экологии России явл. международное сотрудничество в связи с тесно переплетающимися интересами коренных народов Чукотки и Аляски.

В 1998 г. было подписано соглашение м/у зам.Российского и Американского комиссионеров Международной китобойной комиссии о контроле за использованием квот китов. Благодаря этому морские зверобои Чукотки добыть 5 Гренландских китов при сохранении квоты на добычу Серых китов. Для многих районов компактного проживания коренных народов вопрос промысла пушнины имеет важное значение. С 1994-1996 гг. поголовье норки в сельхозпредприятиях снизилось в 3 раза.

В 1995 г. было принято 2 закона «О континентальном шельфе РФ» и «Об исключительной экономической зоне РФ». Было закреплено положение о преимущественном праве на использование биоресурсов коренными жителями С.,С. И ДВ.

20.05.2013


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: