До 1957 года промышленные предприятия области подчинялись 18 союзным, 26 союзно-республиканским и республиканским министерствам. Это порождало параллелизм в работе, сложный и громоздкий аппарат управления, требовало больших финансовых расходов, создавало многочисленные ведомственные барьеры на пути развития экономики.
В связи с этим была сделана попытка отойти от отраслевого принципа руководства экономикой и создать экономические административные районы. Высшим руководящим органом становился Совет народного хозяйства.
Сталинский экономический административный район по своему удельному весу в народном хозяйстве являлся самым большим на Украине. Его территория составляла 26,5 тыс. кв. км, на ней проживало около 4 миллионов человек, насчитывалось около 4 тысяч промышленных предприятий. Совет народного хозяйства состоял из 9 функциональных отделов, 6 отраслевых управлений, 4 комбинатов и 3 трестов. Совнархозы должны были придать развитию промышленности более пропорциональный характер. Экономическая самостоятельность давала возможность аккумулировать и эффективно использовать средства для развития инфраструктуры жилищного строительства, легкой промышленности, социально-культурной сферы. За 1959—1965 гг. в Донбассе было введено в действие свыше 50 крупных предприятий, в капитальное строительство вложено 3 млрд. рублей, в городах было построено около 17 млн. кв. метров жилищной площади. По объему валовой продукции экономический район занимал первое место в Украине и четвертое — в Советском Союзе. Только в 1960 г. предприятия поставляли сырье, материалы и оборудование в 47 стран мира. Англия, Италия, Индия, Испания покупали продукцию металлургических предприятий; США, Франция, Финляндия, ФРГ, Голландия, Турция — продукцию коксохимических и химических предприятий; Бирма, Цейлон, Индонезия, Камбоджа, Таиланд, Кения, Афганистан, Эфиопия, Марокко, Пакистан и другие страны — различное оборудование и строительные материалы.
За период 1958—1960 гг. свыше 600 специалистов Чехословакии, Китая, Польши, Венгрии и других стран проходили стажировку и практику на предприятиях нашего края. За этот же период свыше 250 специалистов различных отраслей народного хозяйства региона побывали в этих странах с целью обмена опытом работы и оказания практической помощи.
По инициативе Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в Донецком экономическом регионе в 1958— 1960 гг. был проведен ряд конференций и совещаний специалистов стран, входящих в эту организацию, по изучению и использованию научно-технических достижений металлургической и горной промышленности Донбасса.
В 1965 г. в Донбассе было произведено продукции на 9 млрд. рублей, т. е. около 4% всей валовой продукции промышленности СССР; выплавлено 16,8 млн. т чугуна (больше, чем во всей Франции в том же году), 18,7 млн. т стали (больше, чем в Италии); произведено 15,8 млн. т проката, добыто 172,5 млн. т угля, почти столько же, сколько его было добыто в Англии.
За 1959—1965 гг. производство промышленной продукции в области выросло на 59 процентов, а производительный труд — на 45 процентов. Было введено в строй 91 новое промышленное предприятие, около 200 новых цехов и производств на действующих заводах, 10,7 млн. квадратных метров жилой площади, или свыше 257 тысяч квартир, 354 школы и много других культурно-бытовых объектов.
Однако, несмотря на достигнутые успехи, экономика региона, как и в целом в стране, испытывала определенные трудности. Наблюдалось снижение темпов развития в промышленности: в 1957—60 гг. — 8,9%, в 1961—64 гг. — 6,4%. Положение осложнялось неурожаем 1963 г., трудностями с хлебом и повышением розничных цен на продукты питания. Это было связано с тем, что реформы, проводимые Н. С. Хрущевым, были половинчатыми и не носили комплексного характера, что в конечном итоге привело к его отставке.