Упражнение «Я так боюсь, а многие не боятся»
Цель:
• развитие уверенности в межличностных отношениях.
Ведущий предлагает участникам тренинга обнаружить в себе «зоны страха» и найти такие вещи, которых они боятся, хотя многие люди этого не боятся. Нужно попробовать выстроить применительно к себе самим фразы по следующему шаблону: «Я боюсь чего-то, хотя этого не боятся». Задача каждого — найти в себе минимум 3 страха.
Бывают вещи, которых действительно стоит бояться, например, оголенных электрических проводов, диких хищных животных, автомобилей на большой скорости. Но бывают и страхи менее рациональные, например, страх критики, страх успеха, страх задать вопрос преподавателю. Можем ли мы среди названных страхов найти абсолютно рациональные или абсолютно нерациональные?
Если группа долго молчит и не находится участника, который бы начал говорить, тренер начинает с себя, открыто сообщая о том, чего он лично боится. Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Да, действительно, это бывает страшно, этого стоит опасаться» и т. п. Обычно формулирование собственных страхов не вызывает у участников особых трудностей. Если возникают слишком большие паузы, то можно предложить участникам самим называть того, кто будет говорить следующим, или бросать ему игрушечный мячик.
|
|
Упражнение также может использоваться для разогрева в начале рабочего дня или после перерыва.
Упражнение «Я не боюсь, а многие боятся»
Цель:
• развитие уверенности в межличностных отношениях.
Тренер говорит о необходимости обнаружить в себе «зоны смелости» и найти такие действия, совершать которые не страшно, хотя многие люди этого боятся. Нужно выстроить применительно к себе самим фразы по следующему шаблону: «Я не боюсь чего-то, хотя этого боятся и (или) не могут многие люди».
Задача каждого — произнести 3 подобные фразы.
«Возможно, кто-то из вас заметил, что он боится того, чего не боятся другие участники группы. Скажите, пожалуйста, им об этом».
Если группа долго молчит и не находится участника, который бы начал говорить, тренер начинает сам такой, например, фразой: «Я не боюсь проводить тренинги, хотя этого боятся и не умеют многие люди». В случае, если группа надолго замолкает, тренер или ко-тренер могут произносить страховочные фразы:
«Я не боюсь критики, хотя ее боятся многие люди».
«Я не боюсь выступать публично, хотя этого боятся или не могут многие люди».
Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Прекрасно, замечательно, хорошо, здорово» и т. п.
|
|
После выполнения этих двух упражнений часто можно обнаружить пары участников, один из которых не боится того, чего очень боится другой. В этом случае можно использовать упражнение «Как же ты научился этого не бояться?»
Упражнение «Как же ты. научился этого не бояться?»
Цель:
• развитие навыков преодоления барьеров в межличностных отношениях.
Тренер составляет пары участников, в которых один боится того (или примерно того), чего не боится другой.
Задача участников будет состоять в том, чтобы выяснить, каким образом другой участник группы научился не бояться того, чего боимся мы. Сначала необходимо найти того, кто в предыдущих упражнениях говорил, что он боится чего-либо, чего вы сами не боитесь.
Ребята должны постараться выяснить у партнера, что ему помогло или помогает не бояться.
Часто такие разговоры наталкиваются на то, что один из участников заявляет, что он никогда этого не боялся. В этом случае ему дается задание убедить партнера (лучше — на конкретных примерах), что бояться данного объекта или действия нет смысла. Обычно проведение этого упражнения приводит к тому, что «смелому» участнику удается достаточно четко и емко сформулировать те фразы, которые помогли ему справиться со страшной ситуацией.
Упражнение «Поверх барьеров»
Цель:
• развитие навыка преодоления барьеров общения. Один из способов разрушения барьеров состоит в том,
чтобы, не отрицая явно слова партнера, соглашаться с тем, с чем каждый может согласиться.
Задача студентов будет состоять в том, чтобы ответить на стимульные фразы так, чтобы вся группа с этим согласилась.
У каждого участника должен быть список стимульных фраз, из него они могут выбрать любую фразу или придумать свою собственную. Могут обращаться к любому члену группы. Он должен ответить на барьер, а затем произнести свою собственную формулировку, обращаясь к новому члену группы.
Участникам иногда бывает трудно найти абсолютно нейтральные и объективные формулировки для пересказа. Тренер в таком случае может подсказывать, но это не освобождает участника от необходимости пересказать барьер иными словами.
Барьеры общения | Пересказ очевидного |
1. Негативные оценки и ярлыки | |
Ты несешь абсолютную чушь! Такого у нас еще не было! Это неверно! | Конечно, бывает, что некоторые слова кажутся чушью. Да, у нас с тобой бывало разное. Многие вещи на первый взгляд кажутся неверными. |
2. Советы | |
Я бы тебе не советовал так со мной обращаться. Мой тебе совет прекрати сейчас же! Не советую тебе меня злить. | Многие твои советы помогали мне в прошлом. Трудно бывает прекратить уже начатое дело. Конечно, бывает, что некоторые мои слова тебя злят. |
3. Вопросы (на которые не нужно или невозможно отвечать) | |
У тебя мозги есть или нет? Из какого места у тебя руки растут? | Мозги у всех людей, и у меня тоже. Обычно руки растут из туловища. |
4. Приказы | |
Прекрати меня злить! Замолчи сейчас же! | Да, некоторые мои слова могут тебя разозлит ь. Мне иногда бывает трудно замолчать, потому что многое хочется тебе сказать. |
5. Ложные аргументации | |
С вами просто невозможно разговаривать на серьезные темы! Ты меня не сможешь убедить в своей правоте, даже не пытайся! | Разные темы у людей вызывают разный интерес. Иногда убедить другого в своей правоте очень сложно. |
6. Обобщения | |
Ты ни разу в жизни ничего для меня не сделал (а)! Уборкой в нашем доме занимаюсь только я! | В иные дни я для тебя делаю больше, в иные — меньше. Действительно, ты много времени тратишь на уборку. |
7. Ирония, язвительность | |
Ну, ты у меня герой! Ты просто писаная красавица! | Иногда люди делают вещи, которыми хотели бы гордиться. Мама тоже мне часто говорит, что я хороша. |
Упражнение «Что я сейчас чувствую»
|
|
Цель: • обучение преодолению барьеров в выражении чувств.
По очереди каждый из студентов прислушается к себе и старается довести чувство до максимума, а затем изобразить его в преувеличенной, можно даже — в гротескной форме. Группа попытается отгадать, что за чувство было показано.
Упражнение «Чья проблема больше»
Цель:
• развитие навыка распознавания барьеров.
Тренер просит группу вспомнить ситуации из ближайшего прошлого, когда возникали разногласия с близкими людьми. Ситуация записывается на листе бумаги.
Затем нужно перевернуть листок и записать, в чем состояла проблема собственная, а в чем проблема партнера. Следует определить, чья проблема больше, и дать обоснования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баркер А. Как улучшить навыки общения / Пер. с английского под ред. В.А.Спивака. СПб.: Нева, 2004. 224 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Минск: Прамеб, 1992.
3. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб: Питер, 2001. 208 с: ил. («Эффективный тренинг»).
4. Богоявленская Д.Б. Творческая личность: ее диагностика и поддержка / Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. Сб.науч.тр. / Отв.ред. Б.Б.Коссов. М.: НИИВО, 1993. С. 56-67.
5. Браун Л. Имидж — путь к успеху. СПб.: Питер, 2000.
6. БрэгдонА., Феллоуз Л. Игры для ума. М.: Эксмо, 2003. 128 с, илл.
7. Бачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2000. 224 с.
8. Ваши деловые качества. Екатеринбург: У-Фактория, 2003. 304 с. («Практика самопознания»). Автор-составитель Преображенская Н.А.
9. Введение в практическую и социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под. ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. 2-е, исправленное изд. М.: Смысл, 1996. 373с.
Ю.Вопросы практической диагностики и психологического консультирования в вузе / Под ред. Н.Н.Обозова. М., 1984. 152 с.
М.Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003. 288 с.
М.Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. СПб.: Речь, 2003. 60 с.
|
|
13. Дер матова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб.: Речь, 2002. 40 с.
14.Коссов Б., Бирюков С, Валеева И., Шуранова И. Психологическая подготовка специалиста // Высш. образ в России. 1999. № 1. С. 71-75.
Список использованной литературы
• 109
15.Кривцова СВ., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. 3-е изд., стер. М.: Генезис, 1999.
16.Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М.: ЭКС-МО-Пресс, 2002. 224 с.
17.Майерс Д. Социальная психология /Перев. с англ. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с, илл.
18.Мальханова И.А. Деловое общение: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2002. 224с. («Gaudeamus»),
\9.Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 1998.208 с.
20.Опыт проведения психологической диагностики и адаптационных психологических тренингов со студентами первого курса МОСУ: Информационный бюллетень / Моск. открытый социальный ун-т; Под ред. Тем-новой Л.В.; составитель Кузьмишина Т.Л. М.: МОСУ, 2002. №7. 106 с.
21.Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-воМГУ, 1989.
22.Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2001. 176 с.
23. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д.Парыгина. СПб.: ИГУП, 1997. 308 с.
24.Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. М., 1993. 47 с.
25.Пряжников Н.С. Использование деловых игр в профессиональной консультации: Автореф. дисс. канд. пси-хол. наук. М., 1989.24 с.
26.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии; Воронеж, 1996. 256 с.
27.Психогимнастика в тренинге. / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. М.: Ювента, 1999.
28.Психологическая подготовка спецназа / Б. Коссов, С. Бирюков, И. Валеева, И. Шуранова // Высшее образование в России. 1999. № 1. С. 71-75.
29.Психологический тренинг с подростками / Сост. Л.Ф.Анн. СПб.: Питер, 2003. 271 с, илл. («Эффективный тренинг»).
30.Психология. Учебник. М.: ПРОСПЕКТ, 1998. 584 с.
31. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2002. 175 с.
32.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррек-ционные группы: теория и практика. М., 1993. 368 с.
33.Рудестам Кьел. Групповая психотерапия. 2-е издание. СПб.: Питер, 2000. 384с.
ЗА.Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекцион-ные программы). М., 1992. 155 с.
35.Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2003. 256 с, илл.
36. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2003. 208 с, илл.
37'.Сидоренко Е.В., Хрящева Н.Ю. Тренинг в практической подготовке психологов. Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995.
38.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. Минск: Харвест, 1998. 800 с.
39. Смит Г. К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001. 256 с.
АО.Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых материалов. СПб.: Питер, 2002. 160 с. илл. («Эффективный тренинг»).
41. Тайгер П. Читать человека как книгу / П. Тайлер, Б. Бэ-рон-Тайлер. Мн.: Современный литератор, 2004. 96 с.
42. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / Пер. с нем. М.: Генезис, 2002. 400 с.
A3. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. М.: Генезис, 2003. 336 с. (Все о психологической группе.)
44. Шейное В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Мн.: Амалфея, 1997. 288 с.
45.Шмидт Р. Искусство общения. М.: СП «Интерэксперт», 1992.
Аб.Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности. М.: МОСУ, 2001.
47'.Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Пер. с англ. Минск: ТПИ, 1992.