Упражнения. Упражнение «Я так боюсь, а многие не боятся»

Упражнение «Я так боюсь, а многие не боятся»

Цель:

• развитие уверенности в межличностных отношениях.

Ведущий предлагает участникам тренинга обнаружить в себе «зоны страха» и найти такие вещи, которых они боятся, хотя многие люди этого не боятся. Нужно попро­бовать выстроить применительно к себе самим фразы по следующему шаблону: «Я боюсь чего-то, хотя этого не бо­ятся». Задача каждого — найти в себе минимум 3 страха.

Бывают вещи, которых действительно стоит бояться, например, оголенных электрических проводов, диких хищных животных, автомобилей на большой скорости. Но бывают и страхи менее рациональные, например, страх критики, страх успеха, страх задать вопрос преподавате­лю. Можем ли мы среди названных страхов найти абсо­лютно рациональные или абсолютно нерациональные?

Если группа долго молчит и не находится участника, который бы начал говорить, тренер начинает с себя, открыто сообщая о том, чего он лично боится. Тренер актив­но подкрепляет высказывания каждого участника невер­бально или фразами: «Да, действительно, это бывает страшно, этого стоит опасаться» и т. п. Обычно формули­рование собственных страхов не вызывает у участников особых трудностей. Если возникают слишком большие паузы, то можно предложить участникам самим называть того, кто будет говорить следующим, или бросать ему иг­рушечный мячик.

Упражнение также может использоваться для разогре­ва в начале рабочего дня или после перерыва.

Упражнение «Я не боюсь, а многие боятся»

Цель:

• развитие уверенности в межличностных отношениях.

Тренер говорит о необходимости обнаружить в себе «зоны смелости» и найти такие действия, совершать ко­торые не страшно, хотя многие люди этого боятся. Нужно выстроить применительно к себе самим фразы по следую­щему шаблону: «Я не боюсь чего-то, хотя этого боятся и (или) не могут многие люди».

Задача каждого — произнести 3 подобные фразы.

«Возможно, кто-то из вас заметил, что он боится того, чего не боятся другие участники группы. Скажите, пожа­луйста, им об этом».

Если группа долго молчит и не находится участника, который бы начал говорить, тренер начинает сам такой, например, фразой: «Я не боюсь проводить тренинги, хотя этого боятся и не умеют многие люди». В случае, если груп­па надолго замолкает, тренер или ко-тренер могут произ­носить страховочные фразы:

«Я не боюсь критики, хотя ее боятся многие люди».

«Я не боюсь выступать публично, хотя этого боятся или не могут многие люди».

Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Прекрасно, заме­чательно, хорошо, здорово» и т. п.

После выполнения этих двух упражнений часто можно обнаружить пары участников, один из которых не боится того, чего очень боится другой. В этом случае можно исполь­зовать упражнение «Как же ты научился этого не бояться?»

Упражнение «Как же ты. научился этого не бояться?»

Цель:

• развитие навыков преодоления барьеров в межличност­ных отношениях.

Тренер составляет пары участников, в которых один боится того (или примерно того), чего не боится другой.

Задача участников будет состоять в том, чтобы выяс­нить, каким образом другой участник группы научился не бояться того, чего боимся мы. Сначала необходимо найти того, кто в предыдущих упражнениях говорил, что он бо­ится чего-либо, чего вы сами не боитесь.

Ребята должны постараться выяснить у партнера, что ему помогло или помогает не бояться.

Часто такие разговоры наталкиваются на то, что один из участников заявляет, что он никогда этого не боялся. В этом случае ему дается задание убедить партнера (лучше — на конкретных примерах), что бояться данного объекта или действия нет смысла. Обычно проведение этого упраж­нения приводит к тому, что «смелому» участнику удается достаточно четко и емко сформулировать те фразы, кото­рые помогли ему справиться со страшной ситуацией.

Упражнение «Поверх барьеров»

Цель:

• развитие навыка преодоления барьеров общения. Один из способов разрушения барьеров состоит в том,

чтобы, не отрицая явно слова партнера, соглашаться с тем, с чем каждый может согласиться.

Задача студентов будет состоять в том, чтобы ответить на стимульные фразы так, чтобы вся группа с этим согласилась.

У каждого участника должен быть список стимульных фраз, из него они могут выбрать любую фразу или приду­мать свою собственную. Могут обращаться к любому чле­ну группы. Он должен ответить на барьер, а затем произ­нести свою собственную формулировку, обращаясь к но­вому члену группы.

Участникам иногда бывает трудно найти абсолютно нейтральные и объективные формулировки для переска­за. Тренер в таком случае может подсказывать, но это не освобождает участника от необходимости пересказать барьер иными словами.

Барьеры общения Пересказ очевидного
1. Негативные оценки и ярлыки
Ты несешь абсолютную чушь! Такого у нас еще не было! Это неверно! Конечно, бывает, что некоторые слова кажутся чушью. Да, у нас с тобой бывало разное. Многие вещи на первый взгляд кажутся неверными.
2. Советы
Я бы тебе не советовал так со мной обращаться. Мой тебе совет прекрати сейчас же! Не советую тебе меня злить. Многие твои советы помогали мне в прошлом. Трудно бывает прекратить уже начатое дело. Конечно, бывает, что некоторые мои слова тебя злят.
3. Вопросы (на которые не нужно или невозможно отвечать)
У тебя мозги есть или нет? Из какого места у тебя руки растут? Мозги у всех людей, и у меня тоже. Обычно руки растут из туловища.
4. Приказы
Прекрати меня злить! Замолчи сейчас же! Да, некоторые мои слова могут тебя разозлит ь. Мне иногда бывает трудно замолчать, потому что многое хочется тебе сказать.
5. Ложные аргументации
С вами просто невозможно разговаривать на серьезные темы! Ты меня не сможешь убедить в своей правоте, даже не пытайся! Разные темы у людей вызывают разный интерес. Иногда убедить другого в своей правоте очень сложно.
6. Обобщения
Ты ни разу в жизни ничего для меня не сделал (а)! Уборкой в нашем доме занимаюсь только я! В иные дни я для тебя делаю больше, в иныеменьше. Действительно, ты много времени тратишь на уборку.
7. Ирония, язвительность
Ну, ты у меня герой! Ты просто писаная красавица! Иногда люди делают вещи, которыми хотели бы гордиться. Мама тоже мне часто говорит, что я хороша.

Упражнение «Что я сейчас чувствую»

Цель: • обучение преодолению барьеров в выражении чувств.

По очереди каждый из студентов прислушается к себе и старается довести чувство до максимума, а затем изобразить его в преувеличенной, можно даже — в гротеск­ной форме. Группа попытается отгадать, что за чувство было показано.

Упражнение «Чья проблема больше»

Цель:

• развитие навыка распознавания барьеров.

Тренер просит группу вспомнить ситуации из ближай­шего прошлого, когда возникали разногласия с близкими людьми. Ситуация записывается на листе бумаги.

Затем нужно перевернуть листок и записать, в чем со­стояла проблема собственная, а в чем проблема партнера. Следует определить, чья проблема больше, и дать обосно­вания.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баркер А. Как улучшить навыки общения / Пер. с английского под ред. В.А.Спивака. СПб.: Нева, 2004. 224 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология че­ловеческих взаимоотношений. Минск: Прамеб, 1992.

3. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб: Питер, 2001. 208 с: ил. («Эффективный тренинг»).

4. Богоявленская Д.Б. Творческая личность: ее диагнос­тика и поддержка / Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы. Сб.науч.тр. / Отв.ред. Б.Б.Коссов. М.: НИИВО, 1993. С. 56-67.

5. Браун Л. Имидж — путь к успеху. СПб.: Питер, 2000.

6. БрэгдонА., Феллоуз Л. Игры для ума. М.: Эксмо, 2003. 128 с, илл.

7. Бачков И. Основы технологии группового тренин­га. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось-89, 2000. 224 с.

8. Ваши деловые качества. Екатеринбург: У-Фактория, 2003. 304 с. («Практика самопознания»). Автор-соста­витель Преображенская Н.А.

9. Введение в практическую и социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под. ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловь­евой. 2-е, исправленное изд. М.: Смысл, 1996. 373с.

Ю.Вопросы практической диагностики и психологичес­кого консультирования в вузе / Под ред. Н.Н.Обозова. М., 1984. 152 с.

М.Горанчук В.В. Психология делового общения и управ­ленческих воздействий. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2003. 288 с.

М.Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуали­зация творческого потенциала. СПб.: Речь, 2003. 60 с.

13. Дер матова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб.: Речь, 2002. 40 с.

14.Коссов Б., Бирюков С, Валеева И., Шуранова И. Пси­хологическая подготовка специалиста // Высш. об­раз в России. 1999. № 1. С. 71-75.

Список использованной литературы

• 109

15.Кривцова СВ., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. 3-е изд., стер. М.: Генезис, 1999.

16.Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М.: ЭКС-МО-Пресс, 2002. 224 с.

17.Майерс Д. Социальная психология /Перев. с англ. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с, илл.

18.Мальханова И.А. Деловое общение: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2002. 224с. («Gaudeamus»),

\9.Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 1998.208 с.

20.Опыт проведения психологической диагностики и адаптационных психологических тренингов со студен­тами первого курса МОСУ: Информационный бюлле­тень / Моск. открытый социальный ун-т; Под ред. Тем-новой Л.В.; составитель Кузьмишина Т.Л. М.: МОСУ, 2002. №7. 106 с.

21.Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-воМГУ, 1989.

22.Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб.: Питер, 2001. 176 с.

23. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д.Парыгина. СПб.: ИГУП, 1997. 308 с.

24.Прутченков А.С. Тренинг личностного роста: Мето­дические разработки занятий социально-психологичес­кого тренинга. М., 1993. 47 с.

25.Пряжников Н.С. Использование деловых игр в профес­сиональной консультации: Автореф. дисс. канд. пси-хол. наук. М., 1989.24 с.

26.Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное са­моопределение. М.: Институт практической психоло­гии; Воронеж, 1996. 256 с.

27.Психогимнастика в тренинге. / Под ред. Н.Ю. Хряще­вой. М.: Ювента, 1999.

28.Психологическая подготовка спецназа / Б. Коссов, С. Бирюков, И. Валеева, И. Шуранова // Высшее об­разование в России. 1999. № 1. С. 71-75.

29.Психологический тренинг с подростками / Сост. Л.Ф.Анн. СПб.: Питер, 2003. 271 с, илл. («Эффектив­ный тренинг»).

30.Психология. Учебник. М.: ПРОСПЕКТ, 1998. 584 с.

31. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных от­ношениях. СПб.: Речь, 2002. 175 с.

32.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррек-ционные группы: теория и практика. М., 1993. 368 с.

33.Рудестам Кьел. Групповая психотерапия. 2-е издание. СПб.: Питер, 2000. 384с.

ЗА.Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспи­тании (психотехнические упражнения и коррекцион-ные программы). М., 1992. 155 с.

35.Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2003. 256 с, илл.

36. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетен­тности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2003. 208 с, илл.

37'.Сидоренко Е.В., Хрящева Н.Ю. Тренинг в практичес­кой подготовке психологов. Актуальные проблемы пси­хологической теории и практики. СПб., 1995.

38.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Голо­вин. Минск: Харвест, 1998. 800 с.

39. Смит Г. К. Тренинг прогнозирования поведения: тре­нинг сенситивности / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001. 256 с.

АО.Стимсон Н. Подготовка и представление тренинговых материалов. СПб.: Питер, 2002. 160 с. илл. («Эффектив­ный тренинг»).

41. Тайгер П. Читать человека как книгу / П. Тайлер, Б. Бэ-рон-Тайлер. Мн.: Современный литератор, 2004. 96 с.

42. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / Пер. с нем. М.: Генезис, 2002. 400 с.

A3. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Пси­хологические игры и упражнения. Пер. с нем. М.: Гене­зис, 2003. 336 с. (Все о психологической группе.)

44. Шейное В.П. Конфликты в нашей жизни и их разреше­ние. Мн.: Амалфея, 1997. 288 с.

45.Шмидт Р. Искусство общения. М.: СП «Интерэкс­перт», 1992.

Аб.Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентично­сти. М.: МОСУ, 2001.

47'.Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Пер. с англ. Минск: ТПИ, 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: