Проблема личности

Контролируемая самостоятельная работа.

Психология личности юриста

Юридическая психология

Н.В. Цурко

Гродно, 2012

Краткая аннотация модуля:

В многообразии индивидуальных особенностей личности важное место занимают способности. Они выступают одним из важных внутренних условий успешного овладения определенной специальностью, высокопроизводительной работы и постоянного совершенствования. Они не сводятся к знаниям и навыкам, а представляют собой устойчивые особенности психической деятельности, отвечающие требованиям определенной профессии. Одни и те же особенности расцениваются как способность к одной деятельности и неспособность к другой. Вне такого сопоставления они выступают просто как качества данного человека, его индивидуальные особенности.

Наличие способности к данной профессии, в том числе и юриста, — обязательная предпосылка высокого профессионализма, интереса к работе, чувства удовлетворенности, жизненного самоопределения, благополучия. Слабая способность к профессии — одна из причин неуспехов в работе, неудач, срывов, перенапряжения, тягостного чувства собственной неполноценности и неверно избранного жизненного пути, зависти и мотивов к перемене мест. Чрезвычайно важно для человека избрать профессию по способностям: одним потребителем на земле меньше, одним созидателем больше.

Тематический план:

1. Проблема личности

2. Теоретико-методологические предпосылки практических решений проблемы личности в правоохранительных органах

3.. Профессиональная направленность личности юриста

4. Профессиональное мастерство юриста и его психологические составляющие

5. Профессионально-психологическая подготовленность юриста

Проблема личности.

Понятие «личность» — комплексное и междисциплинарное. В общем случае под личностью понимается конкретный человек как представитель «хомо сапиенс» (человека разумного), как общественное существо, член общества, гражданин, деятель. Личность — системный признак человека, признак его целостности, объединяющий в себе важнейшие социально значимые особенности, которые проявляются во всей жизнедеятельности и каждом акте. В юриспруденции личность — дееспособный человек, субъект правовых отношений, сознательно принимающий решения и несущий ответственность за свои поступки.

Психология, в согласии со своим предметом, определяет личность как основное системное социальное качество человека, выражающееся в социально опосредованном, индивидуально-своеобразном понимании окружающего мира, отношении к нему и связанной с ним активности (приспособления или изменения). Человек становится личностью, приобретая в ходе жизни, а также саморазвития качества и способности, открывающие перед ним возможности для жизни и деятельности в обществе, удовлетворения своих желаний и потребностей; подчинения своего «Я» и своих действий нормам, существующим в обществе и обязывающим его ограничивать свою свободу и права там, где начинает затрагиваться свобода и права другого человека; осуществлять созидательную деятельность не во вред, а на пользу другим людям, для создания лучшего будущего для жизни своих детей. Именно в этих ипостасях каждый человек предстает личностью как человек сознательный, как член современного ему цивилизованного общества, как гражданин, представитель определенной социальной группы, как созидатель, а не как потребитель.

Проблема личности — одна из центральных проблем общества. Какой тип личности формируется и преобладает в данном обществе — таково и общество. Общество может стать лучше, если люди становятся лучше, и иного не дано.

Проблема личности — одна из важнейших проблем и в сфере права, и в деятельности юридических органов. Высоких результатов могут добиться только люди, личности, работающие в них и обладающие соответствующей психологией. Они должны отличаться высокой общей культурой, потребностями в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, гражданственностью, трудолюбием, способностью к жизни и труду в условиях современной цивилизации, демократии и общечеловеческих ценностей, уважающей права и свободы человека, и тем, что могут правильно пользоваться своими знаниями, любовью к России, окружающей природе, семье и др. Это главные цели всей системы работы с персоналом юридических органов.

Принципиальные взаимосвязи между сформированностью специалиста правоохранительных органов, сотрудника, юриста как личности и результатами его деятельности раскрывает рис. 1. Работник не будет профессионалом, если он обладает только знаниями, навыками и умениями, но не развит как личность в общем и профессиональном отношении. Весь опыт жизни учит, что люди, считавшие себя профессионалами и именовавшиеся «технократами», но низко развитые в личностном, социальном плане, даже опасны на любой работе и особенно на государственной. Они способны совершать грубейшие ошибки, приносящие вред людям. Человек с низкой культурой личности — это всегда потенциальный бездельник, формалист, нарушитель законности, склонный к злоупотреблениям служебным положением и даже коррупционер, преступник. Великому чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому принадлежит ярко отражающая этот опыт жизни мысль о том, что ученость без добродетели — все равно, что золотое кольцо в носу у свиньи.


Рис. 1. Взаимосвязь компонентов профессионализма специалиста с успешностью его деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: