Глава 4

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ БРИТТОВ И ДРУИДИЗМ Древнейшие кельтские обитатели Британии - гэлы и бритты, - как уже былосказано, относились к одной из ветвей арийской расы. Точнее говоря, сам этотермин относится не столько к самой расе, сколько к обширной группе языков,восходящих, как это доказали исследователи, к единому общему источнику -гипотетическому праязыку, именуемому арийским, или, точнее, индоевропейским.Этот древнейший язык, по всей видимости, был распространен на большей частиобширной равнины, простирающейся от Центральной Европы до великих горныххребтов Центральной Азии, вытесняя языки других народов или, наоборот,активно смешиваясь с ними, и на различных ветвях этого языка некогдаговорили жители почти всей Европы и большей части Азии. Такие, весьмасущественно отличающиеся друг от друга, языки, как латинский, греческий,славянские, германские и кельтские, ведут свое происхождение отиндоевропейского; это же относится и к персидскому и другим азиатскимдиалектам, восходящим к Древнему языку зенд и бесчисленным языкам народовИндии, развившимся на основе санскрита. Не так давно бытовало мнение, что общий праязык является свидетельствомбиологического родства по крови, то есть происхождения от общих предков.Энтузиасты такого единства говорили о генетическом родстве всех основныхнародов Европы, забытыми троюродными кузенами которых являются также индусыи персы. Однако со временем было установлено, что, несмотря на родствоязыков, претерпевших весьма существенные изменения, в жилах их носителейпрактически исчезла кровь арийских предков, растворившись в море генофондадругих народов и рас, покоренных арийцами или просто мирно живших бок о бокс ними. Таким образом, можно констатировать, что сегодня в Европе нет ниодного народа (если не считать отдельных народностей, живущих замкнуто иизолированно), который не представлял бы собой сложное и многообразноесмешение самых разных элементов. Арийцы и неарийцы давным-давно перемешалисьдруг с другом, в результате чего возникли новые народы и нации. Подобно тому, как праарийский язык повлиял на новейшие языки, а обычаиарийцев - на формирование новых цивилизаций, мы можем говорить о том, что врелигиозных верованиях народов, говорящих на индоевропейских языках,содержатся сходные идеи и постулаты, восходящие к общему источникумифологических концепций. Поэтому, когда мы изучаем мифологию индусов,греков, германцев или кельтов, мы убеждаемся, что в основе ее лежит одна ита же мифологическая канва. В каждой из этих мифологий мы встречаем силыприроды, олицетворенные и воплощенные в сходных антропоморфных образах иперсонажах, за немногими исключениями отличающихся друг от друга толькоименами. Кельтские (это в равной мере относится и к гэлам, и к бриттам)барды, как и брахманы индийских вед, и древнегреческие и латинские поэты, инорвежские скальды, полагали, что небесами, солнцем, луной, землей, морями иподземным царством тьмы, а также горами, реками, ручьями и лесами правятнекие высшие существа, напоминающие их собственных вождей и правителей, нотолько гораздо более могущественные. Любые страсти, будь то любовь иливойна, любые искусства и ремесла, такие, как поэзия или кузнечное дело,имели своего бога-основателя, учителя и покровителя, и обо всех этибожествах, а также об их предполагаемых детях слагались поэтические иаллегорические предания, о которых и рассказывается в этой книге. Подобно другим нациям, все равно - арийского или неарийскогопроисхождения, кельты, помимо богатой мифологии, обладали и религиознойсистемой. Как оказывается, мало только рассказывать предания о богах измрачного царства теней. Надо, чтобы их можно было увидеть в зримых образах,изваяниях, установленных в святилищах или храмах, где в их честьустраивались ритуальные мистерии и совершались жертвоприношения. Хранителямикульта каждого из этих божеств были жрецы, кормившиеся от его алтаря. Жрецы кельтов известны под названием друидов. В основе слова "друид"лежит корень "ДР", означающий в некоторых арийских языках [1] дерево и впервую очередь - дуб. Это чаще всего истолковывается как свидетельство того,что друиды воздавали особые почести царю деревьев. Известно, что омела -странное растение-паразит, облюбовавшее дуб, - считалось у друидов главнымсреди "могущественных трав" и играло важную роль в их ритуалах; то же самоеможно сказать о почитании омелы у других арийских племен. Так, у норвежцевомела была посвящена богу Бальдеру, а римляне считали ее "золотым сучком",открывающим вход в аид. [1] Ср. славянское слово "древо" с тем же корнем (Прим. перев.). Свидетельства латинских и гэльских авторов дают нам весьма полноепредставление о служении друидов и о том особом почитании, которым они былиокружены. В древности они были для своего племени и жрецами, иврачевателями, и волхвами, и прорицателями, и богословами, и учеными, иисториографами. В них была сосредоточена вся полнота духовной силы и всечеловеческие знания; поэтому друиды всегда занимали почетное второе местопосле королей и вождей. Они были полностью освобождены от уплаты налогов вказну короля и от участия в военных походах, что позволяло им всецелопосвятить себя своему божественному служению. Их решения считалисьокончательными, и те, кто не желал подчиниться им, подвергались жестокимгонениям и всеобщему бойкоту. Классические латинские авторы рассказывают онастоящем господстве друидов в Галлии, где последние, несомненно,позаимствовали пышные ритуалы у своих более цивилизованных соседей. Жрецывысшего ранга гордо презирали знаки почтения со стороны простых смертных,стремясь войти в касту избранных, провозгласивших себя прямыми посредникамимежду людьми и богом небес или богом- громовержцем. В этом отношении с нимиможно сравнить разве что представителей екклесиастических сект средневековойЕвропы в пору их наибольшего могущества, пользовавшихся наивысшими духовнымии светскими почестями и являвшихся носителями самой высокой культуры своеговремени. И тем не менее подлинной столицей друидизма была отнюдь не Галлия сее величественными языческими храмами, пышными жреческими одеяниями иизощренными ритуалами. По свидетельству того же Цезаря, друиды Галлииверили, что их религия происходит с Британских островов, и у них дажесуществовала практика посылать своих "студентов-богословов" на другой берегЛа-Манша, в Британию, чтобы те познакомились с учением друидизма в егочистом виде. Проследить следы того или иного культа - значит пролистатьвспять историю развития культуры. Именно Британию имел в виду ПлинийСтарший, говорят, что она "могла бы поучить самих персов магии" - то естьтем самым достаточно примитивным и первобытным ритуалам, которые получилираспространение у друидов Галлии, обретя еще более примитивные и архаичныечерты. Кстати, любопытно отметить, что Британию считали прародиной друидизмаи древние ирландцы, полагавшие, что этот культ был занесен в их страну ссоседнего острова. Их герои и пророки получали высшие сакральные знания лишьпосле того, как совершали паломничество в Альбу (см. главу 12, "ИрландскаяИлиада"). Однако, каково бы ни было происхождение друидизма, он, несомненно,являлся общепризнанной религиозной системой древних кельтов. Некоторыеученые, пытаясь установить истоки друидизма, идут еще дальше, утверждая, чтомрачные пророчества и дикие ритуалы, практиковавшиеся в нем, несут на себепечать более низкого уровня сознания, чем поэтичные и гуманные верованиякельтов. Профессор Рис склонен полагать, что в эпоху римского владычества наБританских островах существовали целых три религиозные системы: "друидизм"иберийских аборигенов, чистый политеизм бриттов, которые, обосновавшись вБритании несколько позже, еще не успели смешаться с туземным населением, исинкретические арийские и неарийские культы гойделов, ассимилировавшихсясреди аборигенов. Однако многие ученые отвергают эту гипотезу. В самом деле,чтобы объяснить примитивные или откровенно варварские черты, сохранившиеся врелигии более высокого уровня, мы вовсе не обязаны полагать, будто они былизаимствованы у племен, находящихся на более низкой стадии развития культуры.Арийцы, как и все другие народы, неизбежно должны были пройти через стадиюпервобытной дикости; а мы знаем, что религиозные верования древних греков,столь гуманные и светлые, сохраняли черты настоящего варваства и жестокости,ничуть не уступающие в этом отношении мнимому варварству кельтов. К сожалению, нам мало что известно о знаменитых вероучителях друидов,что объясняется их обыкновением никогда не записывать свои вероисповедальныедоктрины. Однако у Цезаря можно найти краткое изложение их религии. "Один изих главных догматов, - пишет он, - заключается в следующем: души послесмерти не исчезают и не гибнут, а просто переселяются из одного тела вдругое; кельты верят, что это учение вдохновляет мужчин проявлять высшуюдоблесть, поскольку позволяет преодолеть страх смерти. Они также охотнобеседуют с молодыми, рассказывая им о всевозможных вещах, касающихсянебесных тел и их движения по небу, размеров Вселенной и нашего мира,естественных наук, а также влияния и власти бессмертных богов". Римляне,по-видимому, ревниво оберегали свои познания в науках, хотя нельзя исключитьвозможности того, что друиды могли каким-то образом позаимствовать изкультуры классической античности некоторые познания в области науки ифилософии. Однако не вызывает никаких сомнений, что вера кельтов впереселение душ отнюдь не была поздним заимствованием у греков(метемпсихоз), ибо она отражена в древнейших гэльских мифах. Во властивысших существ было не только умение совершать магические превращения, чтохарактерно для верований всех народов, но способность к настоящейреинкарнации. Так, в саге "Сватовство Эмера" мы узнаем, что мужи Ольстерабуквально заставляли героя Кухулина жениться, поскольку им было известно,что "его потомок будет воплощением его самого", и они опасались, что такойвеликий воин может быть потерян для их клана. Другая легенда, упоминаемая в"Похищении быка из Куальгне", рассказывает о том, как знаменитый Финн МакКумхайл спустя двести лет после своей смерти возродился вновь, приняв обликкороля Ольстера по имени Монган. Впрочем, такие идеи были достоянием метафизической стороны друидизма.Гораздо более важное значение для примитивно-практического сознания древнихимели всевозможные священные ритуалы и жертвоприношения, посредством которыхлюди пытались задобрить богов, заполучить надел земли побольше и продлитьсвои дни на земле. У друидов это стремление приняло форму человеческихжертвоприношений. "Весь народ галлов, - пишет Цезарь, - в сильнейшей степениверит в сверхъестественные магические ритуалы; и те, кто страдает разнымитяжелыми недугами, отправляется в битву или подвергается какой-либо инойопасности, либо приносят богам человеческие жертвы, либо клянутся отдать вжертву самих себя, и совершителями таких жертвоприношений выступают друиды,ибо галлы верят, что, поскольку человеческую жизнь можно выкупить толькоценой жизни другого человека, воля богов в таком случае не будет нарушена.Кроме того, они устраивают жертвоприношения от имени всего народа. В другихместах жрецы делают огромные подобия человеческих фигур, заполняют их живымилюдьми и предают огню". Свидетельства таких же ужасных языческих обрядов мывстречаем и в Ирландии. В числе древнейших гэльских текстов до нас дошел итрактат "Диннсенхус", в котором перечисляются знаменитые святилища древностии связанные с ними легенды. Такого рода сведения по сакральной топографииобнаружены в составе нескольких крупнейших средневековых ирландскихманускриптов; последнюю "редакцию" их текстов, естественно, осуществилихристианские монахи-переписчики. Однако эти церковники редко позволяли себевносить изменения в изысканную архитектонику старинных поэм. Еще труднеепредставить себе монастырского писца, решившего и посмевшего сочинитьлегенду, в которой описаны человеческие жертвоприношения, практиковавшиеся удревних ирландцев. Эта поэма (сохранившаяся в составе Лейнстерской,Баллимотской и Леканской книг, а также в старинном компендиуме, такназываемом Реннском манускрипте) рассказывает, почему местечко возлесовременного селения Баллимагавран в графстве Каван получило название МагСлехт, "Равнина Поклонения" [1]: [1]Три пропущенные строфы из этой поэмы приведены в главе 12"Ирландской Илиады". Здесь возвышался Воинственного вида грозный идол, Носивший имя Кромм Круах; На всех соседей наводил он страх. Какая мерзость! Ему издревле поклонялись гэлы. Они испрашивали у него Земель побольше в бренном этом мире. Он был их богом, Обманщик Кромм, окутанный туманом. И толпам тех, кто перед ним молился, Тем в царство божье не войти вовеки. Ему с позором Они потомство в жертву приносили, Творя ужасные злодейства И кровью обагряя Кромм Круаха. Пшеницу с молоком Они поспешно у него просили За треть потомства, в жертву принесенного; Велик был страх и ужас перед ним. Пред ним покорно Ниц повергались гэлы благородные. С тех пор, в воспоминанье дел позорных, То место стали звать "Равниной поклонения"................... Они творили зло, Рубили руки им, тела пронзали, Взывая к демонам, поработившим их; И слезы из очей текли ручьями................... Пред Кромм Круахом С мольбой и плачем толпы простирались, А он глядел на них очами смерти; Лишь эхо имена их разносило. По сторонам [стояли] Четырежды по три таких же истукана. Чтобы привлечь внимание толпы, Сам идол Кромма сделан был из золота. Со времени правленья Почтенного издревле Геримона Здесь люди поклонялись тем камням, Покуда не пришел блаженный Патрик. Он молотом по Кромму, От головы до пят по идолу прошелся, И расколол на мелкие куски Позорный идол, древле там стоявший. Таким образом, старинное предание, которое у нас есть все основаниясчитать аутентичным, свидетельствует о том, что в древней Ирландиисовершались человеческие жертвоприношения. Согласно процитированным строфам,на заклание обрекалась третья часть здоровых детей, и происходило это, повсей вероятности, каждый год. Это делалось ради того, чтобы умилостивитьсилы природы и выпросить у них урожай зерна и трав, которыми питались люди иих скот. В одном прозаическом диннсенхусе, сохранившемся в составе Рейнскогоманускрипта, приводится любопытный вариант предания. "Там (то есть в МагСлехт), - говорится в нем, - стоял король идолов Эрина [1], по имени КроммКруах, а вокруг него высились двенадцать других каменных идолов; сам жеКромм Круах был сделан из золота. Вплоть до прихода святого Патрика онпочитался богом всех народов, населявших Ирландию. Жители приносили емупервенцев и начатки от всякой вещи, а также отпрысков вождей каждого клана".Этот же источник сообщает, что такие жертвоприношения совершались наХэллоуин, который в христианском календаре заменил знаменитый праздникСамхейн - "конец лета", отмечавшийся, когда тепло солнца заметно ослабевало,а силы тьмы, зимней стужи и подземного царства, наоборот, набирали силу. [1] Эрин (Erin, Eyre) - древнекельтское название Ирландии. Кем же было это кровожадное божество? Его имя, Кромм Круах, означает"Наклонившийся с холма", и по-видимому, оно стало употреблятьсяприменительно к нему уже после того, как идол потерял свой божественныйстатус. По свидетельству Трехчастного жития св. Патрика, компиляции XV в.,объединившей три старинные гэльские рукописи, это имя восходит к преданию отом, что при приближении всемогущего Патрика "демон" покинул свое золотоеизваяние, которое тотчас наклонилось и упало наземь в знак покорности силе,несравненно превосходящей силу самого идола. Согласно другому источнику,слово кромм представляет собой каламбурный вариант слова кенн, и,следовательно, настоящий титул "короля идолов Эрина" - Кенн Круах, то есть"Глава" или "Повелитель" Холма. Это говорит о том, что в древности он,вероятно, считался гэльским богом неба, поклонение которому, как ипоклонение эллинскому Зевсу, совершалось на "возвышенных местах" - какприродных холмах, так и искусственных насыпях. В любом случае мы знаем, чтоон был самым почитаемым богом гэлов, которого окружала свита из двенадцатиидолов других верховных божеств гэльского пантеона. Таким образом, вполне возможно, что государственный культ кельтовотносился к так называемому солярному типу. Все главные праздники этогокульта так или иначе связаны с фазами солнечного цикла, причем дни весеннегои осеннего равноденствия считались более важными, чем дни солнцестояния.Именно в день весеннего равноденствия (носивший у кельтов название Белтэйн)один раз в девятнадцать лет, по свидетельству Диодора Сицилийского,латинского автора, современника Юлия Цезаря, Аполлон являлся своимпочитателям, так что молящиеся могли видеть бога играющим на арфе итанцующим в небе до тех пор, пока не взойдет созвездие Плеяд. Другим"парным" праздником считался так называемый Самхейн, день осеннегоравноденствия. Подобно тому, как Белтэйн знаменовал собой начало лета,Самхейн служил символом его окончания. Кроме того, большим праздником укельтов считался и день летнего солнцестояния. Он отмечался в начале августаи был посвящен богу, которого галлы называли Лугус, гэлы - Луг [1], а бритты- Ллеу, своего рода панкельтскому Аполлону, а когда его культ бога войныотошел в прошлое - верховному божеству местного пантеона. [1] Луг - первый король сынов Мил Эспэйна. Его чаще называют Эремоном. Нет никаких сомнений в том, что британского Аполлона видели танцующим ииграющим на арфе не где-нибудь, а в знаменитом Стоунхендже. Это грандиозноесооружение вполне соответствует описанию "величественного храма Аполлона",расположенного, по свидетельству Диодора, "в самом центре Британии". "Этокруглое сооружение, - пишет он, - стены которого украшены всевозможнымидарами, приносимыми по обету, и плитами с надписями на греческом,оставленными паломниками. Правители храма и города носят название "бореадки"[1]; они наследуют власть от предков согласно законам своего племени.Простые граждане музицируют, играют на арфах и поют песнопения в честьсолнца". Таким образом, Стоунхендж в древности был сакральным религиознымцентром, принадлежавшим одновременно всем племенам и народам Британии,подобно Иерусалиму или Риму эпохи античного язычества. [1] Существует предположение, что титул "бореадк" представляет собойпопытку передать звучание древнебританского слова "бард". Эти великие боги, без сомнения, пользовались особым почитанием укельтов не только Великобритании и Ирландии, но и континентальной Галлии.Иногда пути их странствий можно проследить по названиям, сохранившимся напросторах древнего кельтского мира. В других случаях одни и те жеперсонификации сил природы имеют в разных местах одинаковые атрибуты, новыступают под разными именами. Помимо них, существовало множество болеемелких божеств, почитавшихся в рамках какого-то одного племени, считавшегоих своими предками и покровителями. "Клянусь богами моего народа", - такзвучит клятва героя в древних гэльских сагах. У племен a6opигенов такжесуществовали свои собственные божества, однако влияние последних наформирование кельтского друидизма остается недоказанным. И мы вправеусматривать в безымянных духах ручьев и рек, гор и лесов, едва различимыеследы культов которых сохранились до наших дней, богов необозримого пантеонадревних иберийцев. Эти местные божества, естественно, никогда не вступали вконфликт с великими кельтскими богами - персонификациями сил природы, и этидве религиозные системы существовали бок о бок, параллельно друг другу, и ихритуальные священнодействия нередко совершал один и тот же жрец. Для тогочтобы отрицать бытие других богов, необходимы строго монотеистическиевзгляды. Народы, исповедующие политеизм, очень редко, если не сказать -никогда, поднимаются на такие высоты духа. Покоряя другие народы и вступая вконтакты с ними, победители, естественно, считают своих богов самымисильными. Однако при этом они не отрицали, что боги побежденных тоже имеютправо жить на своей земле. Они, так сказать, издавна знают свою страну иобладают неисчерпаемой силой, способной творить зло! А вдруг, мстя за себясамих и своих поклонников, они превратят покоренные земли в бесплоднуюпустыню, бесполезную для победителей? Поэтому язычники-победители всегда сготовностью протягивали руку дружбы и признания богам своих новых подданных,стремились умилостивить их жертвоприношениями и даже нередко принимали всвой собственный пантеон. Так возникает вопрос о "национальном происхождении" богов, с легендамио которых мы хотели бы познакомить читателей. Может быть, они все безисключения имеют арийское происхождение, или кому-нибудь из великих боговаборигенов Британии удалось занять место среди них, рядом с богиней Данугэлов или Дон - женским божеством бриттов? Некоторые кельтские божества, помнению ученых, имели характерные черты, говорящие об их неарийскомпроисхождении. По правде говоря, это вопрос весьма непростой. В то же времябоги древних греков - одни из них имели арийское или эллинскоепроисхождение, другие были заимствованы из доарийских и пелазгианскихкультов, а некоторые появились в Элладе благодаря семитическим народам -собрались в единую великую семью богов, так что и мы вправе считатьравноправными обитателями своего национального Олимпа всех тех божеств,легенды о которых лежат в основе "Мифологии Британских островов".

* ЧАСТЬ II. *

ГЭЛЬСКИЕ БОГИ И ЛЕГЕНДЫ О НИХ

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: