Понятие «музей» раскрывается исследователями неоднозначно, поэтому на основании имеющихся определений для дальнейшей работы нами было сформулировано следующее определение: музей – это учреждение культуры, созданное для сбора, хранения, изучения и публичного представления специфической группы объектов, осознаваемых обществом как ценности, подлежащие передаче из поколения в поколение.
В настоящее время музеи делятся на следующие группы: [9]
· Профильные группы музеев
· Группы музеев по типу хранимого наследия
· Группы музеев по роду деятельности и адресату (типы музеев)
· Группы музеев по собственнику
· Группы музеев по масштабу деятельности (административно-территориальному признаку)
· Группы музеев по статусу
Классификация по роду деятельности связана с основной категорией посетителей, с которой работает музей: специалисты, широкий круг посетителей, учащиеся, дети. В советском музееведении 1980-х гг. группы музеев, объединенные основным направлением деятельности, было принято называть " типами музеев ":
|
|
· Научно-исследовательские музеи
· Научно-просветительские (массовые) музеи
· Учебные музеи
· Детские музеи
Приведем основную характеристику музеев, принадлежащих к тому или иному типу:
· Научно-исследовательские музеи -функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы прежде всего на специалистов.
· К самому распространенному типу относятся научно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы прежде всего на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий.
· Главное назначение учебных музеев — обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя.
|
|
· Детские музеи предназначены для детской аудитории, их коллекции и приемы экспонирования ориентированы на интересы и потребности детей. Коллекции наряду с редкими и уникальными предметами включают и те, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, а также специально сконструированные модели, которые можно использовать в игровой деятельности. С другой стороны, под детскими музеями понимают и музеи, рассказывающие о детской деятельности. Эти музеи детские более по содержанию, чем по сути деятельности.