(Темы 1-8)
Цель: раскрыть социально-историческую природу личности; рассмотреть разные подходы к анализу личности в отечественной психологии;проанализировать компоненты личности: темперамент, характер, способности, мотивационная сфера, самосознание.
Тема 1. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
Понятия "индивид", "человек", "личность", "индивидуальность", "субъект деятельности". Их определения, область применения и соотношение между ними. Развитие представлений о личности в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, Л.И.Анцыферова, В.С.Мерлин, К.А.Абульханова-Славская, И.М.Палей, А.Г.Асмолов). Развитие личности в процессе социализации. Критерии для оценки уровня развития личности.
Разнообразие подходов к исследованию личности в зарубежной психологии: психодинамическое направление (З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер и др.), теории черт личности (Г.Олпорт, Р.Кеттел, Г.Айзенк), персонологическое (Г.Мюррей), гуманистическое (А.Маслоу), когнитивное (Д.Келли). Компоненты теории личности. Критерии для оценки содержания и уровня теорий личности.
Тема 2. ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Развитие представлений об индивидуальности в работах отечественных психологов в 70-90-х годах (Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, В.В.Белоус, А.Г.Асмолов, Л.Я.Дорфман). Соотношение между индивидуальностью, субъектом деятельности и личностью в концепции Б.Г.Ананьева. Уровни интегральной индивидуальности и теоретические принципы ее исследования в концепции В.С.Мерлина. Метаиндивидуальность и интраиндивидуальность. Метаиндивидуальный мир. Понятия трансиндивидуальности и экоиндивидуальности по Л.Я.Дорфману.
Индивидуальность как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире (А.Г.Асмолов). Факторы и механизмы развития индивидуальности. Индивидуальность как предмет психологического исследования.
Тема 3. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ
Общее представление о принципах структурного анализа явлений в науке. Различия между системным и структурным подходами в психологии. Проблема выбора критерия для построения структуры личности. История развития структурно-уровневого подхода в психологии. Эмпирический и теоретический способы построения структуры личности. Динамическая функциональная структура личности К.К.Платонова: ее уровни и критерии для их выделения. Структура личности в концепции В.С.Мерлина. Понятие симптомокомплекса. Принципы построения структуры личности, предложенные Б.Г.Ананьевым: структурно-генетического единства, координации и субкоординации.
Тема 4. ТЕМПЕРАМЕНТ КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ СТОРОНА
ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Этапы развития учения о темпераменте в мировой науке. Типологический подход к исследованию темперамента. Гуморальные и конституциональные теории типов темперамента (Э.Кречмер, У.Шелдон) и их критика. Современные подходы к изучению типов темперамента (В.С.Мерлин).
Отличительные признаки свойств темперамента. Современные представления о структуре основных свойств нервной системы (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын) и их отличие от позиции И.П.Павлова. Взаимосвязь между свойствами нервной системы и свойствами темперамента.
Краткая характеристика основных свойств темперамента и методов их диагностики (возбудимость внимания, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, тревожность, реактивность, активность, ригидность, утомляемость, экстраверсия-интроверсия). Предметный и коммуникативный аспекты темперамента. Свойства темперамента по В.М.Русалову. Роль среды и наследственности в формировании темперамента.
Развитие свойств темперамента в детском возрасте. Изменение темперамента на более поздних этапах онтогенеза. Факторы, маскирующие проявление темперамента в поведении (возраст, мотивы, характер, профессиональные навыки, способности). Приспособление темперамента к требованиям учебной и трудовой деятельности. Индивидуальные различия выполнения деятельности у лиц с разным темпераментом.
Тема 5. ХАРАКТЕР КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА
ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Соотношение между темпераментом и характером. Отличия черт характера от свойств темперамента. История разработки проблем характера в отечественной психологии. А.Ф.Лазурский как основоположник науки о характерах в нашей стране. Характер как совокупность наклонностей. Виды наклонностей. Понятие эндопсихики и экзопсихики. Психические уровни развития личности и критерии для их определения. Классификация характеров по А.Ф.Лазурскому.
Концепция отношений В.Н.Мясищева. Взаимосвязь отношений и характера. Принципы исследования характера.
Представления В.С.Мерлина о строении и функциях характера. Социально-типичное и индивидуально-своеобразное в характере. Автоматизмы в проявлениях характера.
Теория акцентуаций характера К.Леонгарда. Типы акцентуаций, их значение в развитии личности. Акцентуации характера подростков и их динамика (А.Е.Личко).
Тема 6. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Общественно-историческая природа потребностей человека. Изменение мотивации человека в процессе социализации личности. Различия между мотивацией поведения детей и взрослых.
Понятия “потребность”, “мотив” и соотношение между ними. Анализ представлений о мотивах поведения человека с позиций бихевиоризма., классического фрейдизма, неофрейдизма и других теоретических направлений. Активационная и гомеостатическая модели мотивации поведения человека. Основные проблемы психологии мотивации (Х.Хекхаузен).
Критерии классификации потребностей и мотивов поведения. Осознанные и неосознанные мотивы поведения. Установки и их виды (А.Г.Асмолов). Внутренние и внешние мотивы поведения. Смыслообразующие, знаемые и действенные мотивы (А.Н.Леонтьев). Взаимосвязь потребностей и ценностных ориентаций (Д.А.Леонтьев). Понятия жизненного и личностного смыслов. Механизмы смыслообразования (Д.А.Леонтьев).
Тема 7. СПОСОБНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОДУКТИВНОСТИ
ЛИЧНОСТИ
Развитие представлений о природе способностей в отечественной психологии (Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, К.К.Платонов, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев и др.). Отличительные признаки способностей. Соотношение между задатками и способностями. Структура способностей по С.Л.Рубинштейну. Классификация способностей по К.К.Платонову. Общие и специальные способности. Взаимосвязь способностей и потребностей (С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев). Понятие одаренности и ее связи со способностями. Способность к обучению и интеллект как общие факторы одаренности. Представления об интеллекте в разных психологических школах. Интеллектуальная одаренность как проявление своеобразия ментального опыта личности (М.А.Холодная). Активность и саморегуляция как факторы одаренности (Н.С.Лейтес).
Развитие представлений о природе способностей в зарубежной психологии. Факторные модели интеллекта как общих способностей Ч.Спирмена, Дж.Гилфорда, Л.Терстоуна, Р.Кеттела, Д.Векслера, Ф.Вернона и др.). Взаимосвязь интеллекта со свойствами личности. Соотношение генетических и средовых факторов в развитии интеллекта и специальных способностей. Способности и психопатология (Ч.Ломброзо, Э.Кречмер). Психоаналитическое объяснение одаренности.
Тема 8. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Соотношение между сознанием и самосознанием. Самосознание как объект психологии. Стадии развития самосознания от рождения до зрелости: определение границ своего тела, выделение себя как источника активности, формирование представлений о себе как о человеке и т.д. Факторы, способствующие развитию самосознания личности. Функции самосознания.
Понятия “Я-образ”, “Я-концепция”. Компоненты Я-концепции и ее структура. Я-концепция как совокупность установок “на себя”. Значение Я-концепции для саморегуляции. Самооценка как компонент самосознания. Содержательная, качественная и стилевая стороны самооценки. Самоотношение личности и ее составляющие. Методы психодиагностики самосознания: область их применения и ограничения. Значение диагностики самосознания в практической психологии.
Самораскрытие личности в общении с другими людьми. Индивидуальные различия в объеме, содержании и глубине самораскрытия. Значение самораскрытия для развития Я-концепции и психического здоровья личности. Самопредъявление - создание благоприятного впечатления о себе. Стратегии и приемы самопрезентации.
Семинар 1. Понятие личности в отечественной
и зарубежной психологии
1. Понятие “индивид”, “человек”, “личность” и соотношение между ними.
2. Представления о личности в работах отечественных психологов (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.Г.Асмолов, В.С.Мерлин, А.В.Петровский, К.К.Платонов, И.М.Палей и др.).
3. Представления о личности в зарубежной психологии. Компоненты теории личности.
Основная литература:
1. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности. С-Пб.: Питер, 1997. - С.19-55.
2. Первин Л.А., Джон О.Л. Психология личности: теория и исследования. М.:Аспект Пресс, 2000.
3. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М.:Гардарики,1999, с.14-17.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. - C.229-252.
3. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - С.3-19.
4.Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.-С.8-25, 152-170.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. - С.213-252.
7. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1985. - С. 6-54.
Дополнительная литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. М.: Изд-во РАН, 1997. - С.270-331.
2. Анцыферова Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологическом исследовании. М.: Наука, 1990. - С.61-77.
3. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994. - С.147-268.
4. Котова И.Б. Шиянов Е.Н. Социализация личности. Феномены, механизмы, факторы // Личность в деятельности и общении. Ростов-на-Дону: Гефест, 1997. - С.7-60.
5. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования. // Психологический журнал. - 1992. - № 5.
6. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Психологический журнал. - 1988. - № 4.
7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.:Наука, 1984. - С.289-341.
9. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. - С.141-160.
Семинар 2. ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
1. Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлина. Уровни интегральной индивидуальности.
2. Интра- и метаиндивидуальность по В.С.Мерлину.
3. Понятия трансиндивидуальности и экоиндивидуальности по Л.Я.Дорфману.
4. Представления об индивидуальности и факторам ее развития в концепции А.Г.Асмолова.
5. Соотношение между понятиями “личность” и “индивидуальность”.
Основная литература:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. - С.307-364.
2. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика,1986. - С.22-51, 110-139.
3 Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М.: Смысл, 1993. - С.79-104, 151-169, 198-209, 252-256.
4. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М.:Гардарики,1999, с.17-20.
Дополнительная литература:
1. Ананьев Б.Г. Подступы к проблеме человеческой индивидуальности // Избранные труды. М.: Педагогика, 1980. - С.170-179.
2. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск: ПГЛИ, 1996. - С. 5-75.
3. Психологические проблемы индивидуальности. Вып.2. М., 1984; Вып.3, М-Л., 1985.
4. Индивидуальность в современном мире. М-лы междунар. научно-практич. конференции. Части 1-3. Смоленск, 1995.
5. Индивидуальность как субъект и объект современной жизни. М-лы научно-практич. конференции. Т.1,2. Смоленск, 1996.
Семинар 3. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ
ЛИЧНОСТИ
1. Понятие структуры и основные принципы структурного анализа явлений в науке.
2. Развитие представлений о структуре личности. Различия между системным и структурным подходами в психологии.
3. Динамическая функциональная структура личности К.К.Платонова: ее уровни и критерии для их выделения.
4. Структура личности в концепции В.С.Мерлина. Понятие симптомокомплекса.
Основная литература:
1. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. Статьи “структура”, “системный подход”.
2. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. - С.118-145.
3. Роговин М.С. Развитие структурно-уровневого подхода в психологии // Системные исследования. М., 1974. - С.187-224.
4. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. - С.3-26.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. - С.253-275.
Семинар 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА
1. Типологический подход к исследованию темперамента (Э.Кречмер, У.Шелдон, И.П.Павлов) и его критика.
2. Отличительные признаки свойств темперамента по В.С.Мерлину.
3. Развитие свойств темперамента в детском возрасте.
4. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента по В.М.Русалову.
Основная литература:
1. Очерк теории темперамента / Под ред. В.С.Мерлина. Пермь, 1973. - С.5-18, 76-94, 239-240, 259-260.
2. Мерлин В.С. Отличительные признаки свойств темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.160-166.
3. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.153-159.
4. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. - С.19-109.
5. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. - 1989. - Т.10. - № 1. - С.10-21.
6. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.:Смысл, 1999, с.113-143.
Дополнительная литература:
1. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. - С.65-109.
2. Стреляу Я. Местоположение регулятивной теории темперамента (РТТ) среди других теорий темперамента // Иностранная психология. - 1993. - Т.1. - № 2. - С.37-47.
3. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. - 1985. - № 1.
4. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988. - С.236-275.
Семинар 5. ХАРАКТЕР
1. Соотношение между темпераментом и характером.
2. Типология характеров по А.Ф.Лазурскому (эндопсихика и экзопсихика, психические уровни и критерии для их определения).
3. Отношения как основа черт характера (В.Н.Мясищев, В.С.Мерлин, Б.Г.Ананьев).
4. Социально-типичное и индивидуально-своеобразное в характере.
5. Понятие акцентуации личности. Типы акцентуации (К.Леонгард, А.Е.Личко). Динамика акцентуаций.
Основная литература:
1. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. - С.3-26.
2. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.167-171.
3. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.172-178.
4. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.179-198.
5. Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.270-287.
6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.288-318.
7. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995. - С.206-254.
8. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.:Смысл, 1999, с. 193-234.
Дополнительная литература:
1. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995. - С.11-25, 40-42, 84-92.
2. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989. - С.12-24.
3. Котова И.Б. Психология личности в России. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1994. - С.137-142, 170-179.
Семинар 6. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
1. Понятия “мотивация”, “мотив”, “потребность” и соотношение между ними.
2. Основные проблемы психологии мотивации.
3. Критерии классификации потребностей и мотивов поведения. Осознанные и неосознанные мотивы поведения (А.В.Петровский). Внутренние и внешние мотивы. Смыслообразующие, знаемые и действенные мотивы (А.Н.Леонтьев).
4. Виды установок (А.Г.Асмолов).
Основная литература:
1. Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе психологии // Психология отношений. М., 1995. - С.134-158.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - С.189-206.
3. Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции и личность // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. - С.71-79.
4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. - Т.1. - С.33-50. - Т.2. - С.270-339.
5. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л.: Наука, 1983. - С.15-22.
6. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
7. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. М., 1970. - С.92-117.
Дополнительная литература:
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. - С.39-75.
2. Леонтьев Д.А. Субъективная семантика и смыслообразование // Вестник МГУ. - Серия 14. - 1990. - № 3. - С.33-42.
3. Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вестник МГУ. - Серия 14. - 1993. - № 2. - С.73-81.
4. Орлов А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психологии. - 1989. - №5. - С.27-34.
Семинар 7. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ
1. Понятие задатков и способностей. Взаимосвязь способностей и склонностей.
2. Представления о способностях в работах Б.М.Теплова, С.Л.Рубинштейна.
3. Классификация способностей по К.К.Платонову. Общие и частные способности.
4. Понятие одаренности. Типы интеллектуальной одаренности (М.А.Холодная).
Основная литература:
1. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. М.:МГУ, 1982. - С.129-140.
2. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий. М.:МГУ, 1982. - С.59-69, 220-235.
3. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. - С.152-170.
4. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996. - С.4-48, 99-110.
5. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Томского ун-та, М.: Барс, 1997. - С.9-105, 243-273.
6. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.:Смысл, 1999. С.144-157.
Дополнительная литература:
1. Платонов К.К. Проблема способностей. М.: Наука, 1972. - С.7-41, 84-95, 122-136.
2. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. - С.27-58.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. - Т.2. - С.122-139.
4. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. - Т.1. - С.15-41.
5. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988. - С.181-238.
6. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995. - С.282-338.
Семинар 8. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ
1. Соотношение между сознанием и самосознанием.
2. Стадии развития представлений о себе в онтогенезе. Факторы, способствующие развитию самосознания.
3. Понятия Я-концепции, Я-образа. Компоненты Я-концепции, ее строение.
4. Личностная и социальная идентичность.
Основная литература:
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. - С.30-90.
2. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара.:Изд.Дом «Бахрах-М», 2000.
3. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. - С.81-106.
4. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. - С.232-252.
Дополнительная литература:
1. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. - С.52-75.
2. Столин В.В. Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика. М.: МГУ, 1987. - С.245-254.
3. Джемс У. Психология. М.: Прогресс, 1991. - С.56-119.
4. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993. - С.3-27.