Устройство двигателя и генератора постоянного тока практически не отличаются между собой.
Неподвижная часть машины – статор, подвижная – ротор (якорь).
Статор содержит станину, которая имеет вид полого цилиндра. Станина является корпусом и одновременно является частью магнитопровода, по ней замыкается постоянное магнитное поле машины. Поскольку магнитный поток, проходящий по станине, постоянный и не наводит вихревых токов она изготавливается сплошной.
К внутренней части станины крепятся главные полюса, на каждом из которых располагается катушка. Катушки определенным образом соединены между собой и образуют обмотку возбуждения машины. По обмотке возбуждения протекает ток – ток возбуждения и этот ток служит для создания постоянного магнитного поля. Цепь возбуждения – вспомогательная цепь и ее мощность составляет несколько процентов от мощности машины.
Основой якоря является вал. На валу напрессована магнитная система якоря. На наружной поверхности магнитной системы располагаются пазы и зубцы.
Пазы предназначены для укладки проводников обмотки якоря.