Способности. Способности определяются, как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами

Способности определяются, как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Индивидуально-психологические особенности предполагают, что выделяются только такие способности, которые имеют психологическую природу и индивидуально варьируют. Успешное осуществление деятельности подразумевает, что способности ограничиваются только теми индивидуально-психологическими особенностями, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Готовность к освоению и осуществлению деятельности ограничивают круг индивидуально-психологических свойств, оставляя за ее пределами навыки, умения, знания. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности.

Существует два основных варианта классификации способности: 1. по видам психических функциональных систем (например, перцептивные, сенсомотороные, мнемические, мыслительные, коммуникативные); 2. по основным видам деятельности (например, математические, лингвистические, художественные, музыкальные). Также различают общие и специальные способности. Общие способности характеризуются тем, что они при нормальном психическом развитии имеются у большинства людей данной возрастной группы, они также задействуются в широком спектре деятельности (например, общий интеллект, креативность, обучаемость). Специальные способности не являются широко распространенными, и их формирование требуют специального обучения и часто особого дарования (например, музыкальные, художественные). Задатками способностей являются генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности головного мозга и нервной системы, которые являются индивидуально-природной предпосылкой процессов формирования способностей и их развития. Задатки как одно из условий формирования способностей не предопределяют развития способностей. Задатки многозначны и на их основе могут быть сформированы различные способности. Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего интеллекта и некоторых специальных способностей (например, математических, музыкальных). Креативность (общая способность к творчеству) в большей мере зависит от влияния социальной микросреды. Высокий уровень развития общих и специальных способностей характеризуется как общая или специальная одаренность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: