1. Проанализировать диаграмму состояния сплава по указанию преподавателя:
а) определить тип диаграммы;
б) заполнить все области диаграммы;
в) пояснить обозначения фаз и структурных составляющих;
г) определить состав указанного сплава;
д) определить состав фаз в указанной точке;
е) определить количественное соотношение фаз в указанной точке.
При выполнении двух последних пунктов воспользоваться правилом концентраций и правилом отрезков.
Контрольные вопросы
1. Что такое ликвидус диаграммы состояния?
2. Что такое солидус диаграммы состояния?
3. Какая структура называется эвтектикой?
4. Как выглядит диаграмма состояния сплавов с полным отсутствием растворимости компонентов?
5. Как выглядит диаграмма состояния сплавов с полной взаимной растворимостью компонентов?
6. Чем отличается диаграмма состояния сплавов с ограниченной растворимостью компонентов от диаграммы для сплавов с полной растворимостью?
7. Что происходит при нагреве сплава выше линии предельной растворимости?
|
|
8. Что происходит при быстром охлаждении сплава, нагретого выше линии предельной растворимости?
9. Как определить состав фаз в двухфазной области диаграммы состояния?
10. Как определить количество фаз в двухфазной области диаграммы состояния?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
МИКРОСТРУКТУРА УГЛЕРОДИСТЫХ СТАЛЕЙ
Цель работы
Изучение микроструктуры отожженных углеродистых сталей.
Материалы и оборудование для выполнения работы
1. Металлографические микроскопы.
2. Коллекция шлифов сталей.
3. Альбом фотографий микроструктур углеродистых сталей.
4. Тренажер «Диаграмма состояния железо – цементит».
Порядок выполнения работы
1. Изучить содержание основных положений работы.
2. Разобраться с помощью тренажера со стальной частью диаграммы
железо – цементит.
3. Получить навыки определения под микроскопом элементов структуры стали: феррита, цементита, перлита, для чего:
а) рассмотреть фотографии микроструктур в альбоме;
б) рассмотреть под микроскопом подобранные шлифы для изучения структурных составляющих и зарисовать схемы рассмотренных структур.
4. Изучить микроструктуру образцов, относящихся к различным классам стали (доэвтектоидные, эвтектоидные, заэвтектоидные), определить, к какому из названных классов относится каждый образец. Зарисовать схему микроструктуры рассмотренных образцов и обозначить на рисунках структурные составляющие.
5. В образце доэвтектоидной стали определить содержание углерода в процентах.