Занятие № 12. Тема: особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста

Тема: Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста.

Основные понятия:

Учебная деятельность, учебная задача, учебное действие, рефлексия, произвольность, самоконтроль, внутренний план действий, словесно – логическое мышление, письменная речь, механическая память, латентная стадия, школьный коллектив.

Теоретическая подготовка для работы на семинаре:

1. Особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте.

2. Учебная деятельность - ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.

3. Особенности развития познавательной сферы младшего школьника.

4. Особенности развития личности младшего школьника.

*****

Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».

Вопросы для обсуждения:

1. В чем зарубежные и отечественные психологи видят главные особенности младшего школьного возраста?

2. Что происходит в личностной сфере ребенка в связи с началом обучения в школе?

3. Как влияет учебная деятельность на развитие мышления младшего школьника?

4. Какие новообразования формируются у младшего школьника в мотивационно – потребностной сфере?

5. Какие условия организации умственной деятельности необходимы для повышения эффективности учения?

6. Для развития каких индивидуально – психических и личностных качеств сензитивен младший школьный возраст?

7. При каких условиях у младшего школьника может быть сформирована способность к рефлексии?

Литература:

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М., 1995.

2. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 160-169.

3. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.

4. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 152-158.

5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.

6. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 229-232.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.

8. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. –М., 1996.

9. Мухина В.А. Психология детства и отрочества. –М., 1998.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1996.

11. Шадриков В.Д. Способности человека. –М., 1997. С. 129-178.

12. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. –М., 1995.

13. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 158-160.

Практическое задание:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: