Тема: Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста.
Основные понятия:
Учебная деятельность, учебная задача, учебное действие, рефлексия, произвольность, самоконтроль, внутренний план действий, словесно – логическое мышление, письменная речь, механическая память, латентная стадия, школьный коллектив.
Теоретическая подготовка для работы на семинаре:
1. Особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте.
2. Учебная деятельность - ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте.
3. Особенности развития познавательной сферы младшего школьника.
4. Особенности развития личности младшего школьника.
*****
Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».
Вопросы для обсуждения:
1. В чем зарубежные и отечественные психологи видят главные особенности младшего школьного возраста?
2. Что происходит в личностной сфере ребенка в связи с началом обучения в школе?
3. Как влияет учебная деятельность на развитие мышления младшего школьника?
4. Какие новообразования формируются у младшего школьника в мотивационно – потребностной сфере?
5. Какие условия организации умственной деятельности необходимы для повышения эффективности учения?
6. Для развития каких индивидуально – психических и личностных качеств сензитивен младший школьный возраст?
7. При каких условиях у младшего школьника может быть сформирована способность к рефлексии?
Литература:
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М., 1995.
2. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 160-169.
3. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
4. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 152-158.
5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
6. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 229-232.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. –М., 1996.
8. Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. –М., 1996.
9. Мухина В.А. Психология детства и отрочества. –М., 1998.
10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1996.
11. Шадриков В.Д. Способности человека. –М., 1997. С. 129-178.
12. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. –М., 1995.
13. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. // Хрестоматия по возрастной психологии. –М., 1996. С. 158-160.
Практическое задание: