Образное восприятие и воспроизведение мира как источник мифотворчества

7.1. Самый древний способ восприятия мира, представления, получаемые при помощи чувств. Образное восприятие мира свойственно всем, у кого есть органы чувств. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифотворчество представляет собой основной способ понимания мира. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Миф и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу форма мировосприятия, понимания мира и самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества. Содержание мифа мыслится первобытному человеку вполне реальным. Миф как бы объясняет и санкционирует существующий в обществе и мире порядок, он так объясняет человеку его самого и окружающий мир, чтобы поддержать этот порядок.

7.2.Как влияет соединение в художественном образе некоторых противоречивых начал на его реалистичность?

Сознание первобытного человека отличалось амбивалентностью (добро и зло не различалось, смешивалось). Так, например образ змеи – амбивалентен. Змея живет в земле, не приручается, может убить человека. Змея может нести смерть. С другой стороны змея умеет сбрасывать кожу, и появляется в новой чешуе. Это расценовалось, как возвращение молодости. Змея становится источником понятия «возвращение молодости», стала ассоциироваться с бессмертием.

7.3. Может ли это соединение быть источником фантастичности художественного образа

Да, может, змея, например, наделяется сверхъестественной силой. Змею считали, обладающей бессмертием. Т.е. образ змеи вызывал чувство страха и восторга. Из образа змеи вырос фантастический образ василиска. В Египте первоначально василиском считалась коронованная ядовитая змея.

7.4. Реальное и фантастическое в образе вообще и в мифе в частности

Образ – это результат восприятия мира и творческой переработки полученных данных в сознании человека.

Т.е. образ – это впечатление человека от вполне реального явления или предмета. Однако для человека – самое опасное – это неизведанное. Т.е. непонятные, необъяснимые для человека явления он нагружает фантастическим смыслом. Из субъективного страха человека и возникают фантастические образы. (В мифах мы можем встретить лев с крыльями – грифон, сфинкс,химеры).

7.5. приведите примеры отражения действительности в фантастическом образе.

Однако фантастический образ может многое сказать и о действительной жизни, т.к. человек строит его в соответствии с тем, что его занимает и волнует. Мифические чудовища состоят из элементов реальной, освоенной действительности. Так, например, грифон – существо соединяющее голову, крылья и когти орла телом льва. Символизирует власть над воздухом и землей. Т.е. грифон – это соединение двух вполне реальных зверей, орла – так называемого властителя неба, и льва – царя зверей на земле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: